Смычка сотовых операторов и села
Интервью с заместителем председателя АИС Аскаром Бишигаевым о том, что изменится в отрасли связи после подписания закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам связи».
Изменение закона «О связи» должно привлечь инвестиции в развитие телекоммуникаций на селе. Участники рынка опасаются, что при этом может затормозиться рост других сегментов отрасли.
21 ноября президент Казахстана Нурсултан Назарбаев подписал закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам связи». Среди основных целей нового закона значатся развитие конкуренции в области связи, эффективное использование радиочастотного сектора, повышение инвестиционной привлекательности сельской связи и развитие конкуренции в этом сегменте.
Один из ключевых пунктов закона — солидарное участие операторов мобильной связи в качестве плательщиков обязательных платежей в бюджет для субсидирования универсальных услуг телекоммуникаций, то есть услуг, предоставление которых населению является обязательным со стороны государства — это голосовая телефония и эксплуатация линий доступа.
Источником формирования резерва универсального обслуживания теперь будут отчисления операторов междугородней и (или) международной телефонной связи и операторов сотовой связи. Размер платы будет исчисляться исходя из доходов операторов (% от дохода, на 2009 год — около 1,2%). Есть и другие новеллы — в частности, будет ужесточена борьба с «серым» рынком телефонов, отменяется плата за соединение длительностью менее трех секунд и другие. По мнению представителей государства, новеллы позволят заметно активизировать развитие телекоммуникационной отрасли в Казахстане. А участники рынка убеждены, что новый закон не поможет потребителям, а, напротив, затормозит развитие отрасли.
Вызов времени
О том, что изменится в отрасли связи, нам рассказал заместитель председателя АИС Аскар Бишигаев.
— Скажите, зачем нужны были поправки? Старый закон плохо работал?
— Базовый закон «О связи» был принят в 2004 году. На наш взгляд, данный документ по содержанию и сути — достаточно неплохой отраслевой закон. В 2004 было отменено эксклюзивное право «Казахтелекома» на междугородние и международные звонки. Закон определил некие правила игры между доминирующим оператором и сторонними операторами связи, которые начали подключаться по определенным правилам. В законе были определены, естественно, полномочия правительства и уполномоченного органа. АИС, кстати, как госорган был создан в конце 2003 года. Но отрасль связи бурно развивается во всем мире. Инфракоммуникационные проекты развиваются очень быстро, и появляется очень много технологических решений и изменений. Поэтому достаточно давно назрела необходимость внести определенные изменения в целый ряд законодательных актов.
— И какие изменения можно считать принципиальными?
— Первое — это изменения в Налоговый и Бюджетный кодексы. Они касаются солидарного участия основных игроков рынка телекоммуникаций в развитии сельской связи. Впервые плата от междугородних и международных операторов, которые действуют на высокорентабельном сегменте рынка, и их обязательства по поддержке села были прописаны в 2004 году. Однако сама схема, мы говорили об этом и в мажилисе, и в сенате, была неудовлетворительна. Получилось так, что основной из междугородних и международных операторов — «Казахтелеком» вносил 95% платы в эти субсидии. Фактически он выплачивал и получал одну и ту же сумму. Таким образом, реального механизма к развитию, увеличению абонентской связи на селе не было. Не было стимулов.
Мы потратили очень много усилий, чтобы доказать, что сотовая связь является широкомасштабной услугой. В конце года, думаю, будет 15,4 миллиона абонентов сотовой связи по зарегистрированным
Это первые и достаточно правильные, на мой взгляд, изменения, которые позволят нам двигаться в сторону обеспечения связью населения и бизнеса в селе.
— Как будете развивать конкуренцию?
— После выхода законопроекта будет изменено большое количество нормативно-законодательных актов. В частности, мы создаем две рабочие группы, работаем совместно с Национальной телекоммуникационной ассоциацией, с представителями всех крупнейших операторов по части изменения правил присоединения сетей телекоммуникаций. Если «Казахтелеком» исторически представлен во всех областях, то сторонние операторы связи не могут одновременно создать подобную инфраструктуру. Необходимо время. И в основном свои сети они присоединяют к доминирующему оператору связи. С сотовыми операторами то же самое. Поэтому найти и определить правильные условия присоединения, определить тарифы на присоединение, сделать этот процесс понятным, ясным и привлекательным для других инвесторов в области связи — этому и служат определяемые правила присоединения. В рамках нового законодательства мы сможем разработать новые правила присоединения других операторов, которые позволят увеличить конкуренцию на рынке местных сетей связи в РК, позволят проводить правильные взаиморасчеты по более сниженным ставкам между операторами, что приведет в конечном счете к падению тарифов для потребителей. Это самое важное.
— А в закон «О зерне»?
— Решился,
— Согласно новому закону будет определен порядок ведения с сотовыми операторами базы идентификационных кодов (IMEI-коды) абонентских услуг. Это, в частности, дает возможность приостановления работы абонентских устройств в сети оператора, что исключит мотивацию к совершению хищений мобильных телефонов. Но если телефон будет не заводской сборки?
— В таком случае сотовый оператор должен сообщить о том, что у него появилась некоторая база непонятно каких IMEI-кодов, которых нет в природе или они совпадают. Тогда совместно (прежде всего, это требование МВД) мы зададим вопросы дилерам этих «серых» телефонов. В итоге, наверное, придем с вопросами к таможне, чтобы узнать, как они попадают в РК. Таким образом, будут разработаны соответствующие правила о том, как операторам взаимодействовать с МВД и со своими дилерами.
— Поправки касаются также радиочастотного сектора.
— В законе определяется компетенция правительства касательно конверсии радиочастотного спектра. На 95% этот спектр принадлежит силовым ведомствам, 5% — в гражданском использовании. Это неправильно по классическим канонам. С другой стороны, у силовиков всегда будет определенная часть радиочастотного спектра — это связано с нацбезопасностью, с таблицей радиочастот и так далее. Но навести порядок, сделать, допустим, как в других странах, 60 на 40, и стимулировать развитие новых беспроводных технологий — это чрезвычайно важно. Сейчас во исполнение законодательства мы примем все нормативно-законодательные акты. И начнем совместно работать с силовиками по конверсии радиочастотного спектра в следующем году. Это, на мой взгляд, должно решить проблему внедрения 3G.
Существовали разные подходы к высвобождению радиочастот для этого вида. В 2001 году Германия и Франция продали часть радиочастотного спектра 3G операторам. Но потом правительство было вынуждено спасать рухнувший рынок телекоммуникационных компаний. Тогда многие страны решили приостановить выдачу лицензий на 3G, чтобы разобраться в собственных правилах выдачи этого спектра операторам и чтобы не губить огромными ценами деятельность самого оператора. В каждой стране происходит достаточно точный анализ — что важнее, поступления в госбюджет сразу или инвестиции в развитие сетей следующего поколения.
Если мы, безусловно не бесплатно, даем частоты, то требуем выполнения инвестиционных обязательств. Это прежде всего покрытие по всей стране. В противном случае можно один раз взять эти сумасшедшие деньги. Но потом оператор несколько лет будет поэтапно, потихоньку строить эти сети — у него свой источник финансирования, свой бюджет и прочее.
По четырем северным областям Минобороны согласовало нам высвобождение частот. Но самый больной вопрос — Астана и Алматы. Без освобождения этих городов операторы не пойдут работать. К сожалению, в Астане и Алматы часть диапазона в свое время была отдана кабельным операторам для эфирно-кабельного телевидения. Эту проблему мы решили в текущем году. Сдвинули эфирно-кабельное телевидение в более высокий диапазон. В принципе, классический диапазон 3G освобожден. Другая часть находится в Минобороны. И мы надеемся, что вместе с правительством нам удастся решить этот вопрос.
— Все ли удалось отразить в новом законе, что надо было?
— Нет, не все, откровенно признаюсь. Есть позиции, которые, на наш взгляд, могли послужить еще большим толчком для развития рынка. Но после обсуждения и
— Что это значит?
— В сетях мобильной связи создаются дополнительные услуги интернета, переадресация номера и так далее. Компании могут не строить сеть операторского класса, а арендовать инфраструктуру, поставить свой сервер для дополнительных интеллектуальных услуг и платить часть доходов сотовому оператору, владельцу инфраструктуры и одновременно проводить обслуживание клиентов. Пример: у компании хорошее решение — игра на мобильном телефоне. Закупается, например, 100 тысяч
Нормативно-правовой груз
Участники рынка неоднозначно оценивают новации. «Ряд поправок, например, к закону «О зерне», который дает разрешение на установку базовых станций на зернохранилищах, значительно упрощает работу операторов по расширению покрытия в сельской местности, — отмечают в компании GSM Kazakhstan. — Цель законодательного акта — регламентация и упорядочение отношений всех вовлеченных сторон. С этой точки зрения закон, безусловно, необходим».
Но критический настрой преобладает. Как рассказал руководитель службы по связям с общественностью ТОО
Есть у игроков рынка и другие поводы для недовольства. Участие сотовых операторов в формировании «Фонда универсального обслуживания» они расценивают как субсидирование одного фиксированного оператора — конечно же, имеется в виду «Казахтелеком».
Участники рынка опасаются, что новации, предусмотренные подзаконными актами (они будут обсуждаться в рабочей группе, созданной при АИС), уменьшат их прибыль. Так, предполагается, что соединение менее трех секунд не будет учитываться в объеме оказанных услуг. Планируется также снижение единицы тарификации международных телефонных соединений с одной минуты до 10 секунд, что также отрицательно скажется на доходной части сотовых компаний. «Начиная с 1 января 2009 года значительно увеличивается нагрузка на оператора сотовой связи, как с финансовой, так и с технической и организационной точки зрения. При этом следует отметить, что рост затратной составляющей сотовых операторов предусмотрен введением одновременно нескольких новых норм. Полагаем, этот факт отрицательно скажется на бюджете компаний и не будет способствовать внедрению новейших технологий и дальнейшему развитию сотовой связи в Казахстане», — сделал вывод
Комментарии