Следите за новостями

Цифра дня

Ветроэлектростанцию на 100 мВт построят в Туркестанской области

    Зеркало страны: госуслуги в современном формате

    Традиционных «справок» в Казахстане становится меньше и они уверенно уходят в интернет.

    27 ноября 2014 14:33, Profit.kz
    Рубрики: Общество

    Зеркало страны: госуслуги в современном форматеГосударственные услуги имеют важное значение в построении общества и призваны сделать жизнь граждан страны более комфортной и менее конфликтной. Государственные услуги это элемент социальной стабильности. Качество внутренних продуктов страны либо подтверждает, либо опровергает страновой бренд. И, конечно, государственные услуги показывают настоящее лицо инноваций в стране.

    В Казахстане население законодательно получило право на новый формат государственных услуг. С этого момента государственная услуга стала «одной из форм реализации отдельных государственных функций, осуществляемых в индивидуальном порядке по обращению услугополучателей, направленных на предоставление им соответствующих материальных или нематериальных благ». Так звучит концептуальная формулировка государственных услуг современного Казахстана.

    Безусловно, государственные услуги шире банального получения справок о месте жительства и выписок из пенсионных счетов. Но, как показала практика, любая государственная услуга в итоге превращается в справочный документ.

    Общая тенденция трансформации государственных услуг в том, что они все увереннее становятся электронными. Причем при использовании электронного формата государственной услуги, требуется все меньше и меньше справочного материала. Это связано с постепенным наполнением и совершенствованием государственной электронной базы данных. За 2013 год благодаря этому с казахстанцев уже не «спросили» более 42 миллионов подтверждающих документов и копий.

    Например, если ранее при регистрации юридического лица требовалось три копии устава, а также договора на место расположения, то теперь достаточно зарегистрировать юрлицо на портале электронного правительства с помощью электронной подписи.

    Лидируют по востребованности в электронном формате различного рода справки. Уже больше миллиона казахстанцев получили электронные справки о пенсионных отчислениях. Ранее данная услуга была платной и получалась в ГЦВП. Также в справочном «топе» адресная справка, справка о владении недвижимостью, которая ранее получалась в течение 5 дней, а сегодня выдается за 5 минут.

    Никто не ожидал, что популярным станет электронный формат подачи заявления о вступлении в брак «электронный брак» оформили уже более 10 тысяч казахстанских пар.

    В принципе, уже наверное всем известно, что лицензии с 2012 года выдаются только on-line. Большим достижением стало внедрение автомобильной on-line доверенности, по которой еще до сих пор идут споры в соцсетях, как именно она получается.

    В целом в электронный формат из 647 государственных услуг уже переведено 337, то есть 76,2%. Своей очереди оптимизации и автоматизации ждут еще около 100 услуг, которые станут электронными в 2015 году. На портале электронного правительства, который был запущен в 2006 году, предоставляется 570 государственных услуг и сервисов: от оплаты бюджетных услуг до оформления водительского удостоверения, подачи заявления на оформление какого-либо пособия. За эти годы это позволило сэкономить 70 миллиардов тенге и 1400 тонн бумаги. В 2013 году казахстанцы получили электронным способом 38 миллионов госуслуг.

    В то же время надо отметить, что государством все же проводится недостаточная работа по обучению и информированию населения о возможностях получения современных госуслуг. Информация об услугах выходит точечно в СМИ и простому казахстанцу трудно собрать ее воедино. А в консультационные центры казахстанцы за этим не обращаются. Диалоговый анализ в соцсетях Казнета показывает, что большое количество казахстанцев не знает о возможности электронной постановки детей на получение места в детском саду, возможности электронного оформления различных пособий, включая пособие по рождению детей и ухода за ними и о многих других услугах.

    Между тем Организация объединенных наций, рейтингующая государства за электронные правительства, делает особый акцент как раз на то, чтобы вовлечь граждан в процесс получения госуслуг в электронном формате и даже управления ими. Награда ООН для Казахстана очень почетна и заслуженна, но впереди необъятный фронт работы.

    Например, самыми востребованными госуслугами остаются медицинские. Из 94 миллионов общих госуслуг, оказанных в 2013 году, 42 миллиона приходится на здравоохранение (44%), по которому только планируется пул действий по созданию электронного личного кабинета пациента и другие новшества, которые в полном объеме будут внедрены до 2020 года.

    Пока же основные пользователи электронных государственных услуг это молодые люди 27-32 лет. Несмотря на то, что все в современных казахстанских госуслугах направлено на то, чтобы минимизировать наш контакт с чиновниками и тем самым дать комфорт в век автомобильных пробок и нехватки времени, основная масса казахстанцев предпочитает по-старинке получать справки лично.

    Возможно, после максимального упрощения получения госуслуг в электронном формате, к которому сейчас приступила страна, что-то изменится. По-крайней мере, после упрощения процедур аутентификации для получения адресной справки, ее получили 5 млн казахстанцев. Также идет работа по упрощению использования электронной подписи. Скорее всего, принцип аутентификации будет таким же, как у всех глобальных интернет-игроков одноразовые пароли и возможность доступа с мобильного телефона.

    Поскольку несмотря на хвалимую многими работу ЦОНов, все еще остаются недовольные даже электронными очередями: Комитет связи, информатизации и информации РК (МИР РК) планирует внедрить возможность бронирования времени на прием в ЦОН через интернет или call-центр. Более того, будет предоставлена возможность оплаты госпошлины через платежный шлюз Электронного правительства или банковскую карточку, что позволит сократить очередь у банковской кассы.

    Нет такого человека, который бы смог избежать процедур получения государственных справок. Картина 90-х была безрадостной: тысячи людей ходят по инстанциям, разбросанным в разных районах, отстаивают питоновые очереди, пропускают рабочие часы. Часы жизни. Сегодня все по-другому, сегодня казахстанцы этого уже не испытывают.

    Подписывайтесь на каналы Profit.kz в Facebook и Telegram.