Сотовый обман с российской пропиской
Гендиректор «КаР-Тел» Дмитрий Кромский считает, что способы мошенничества в сотовой связи «перекочевывают» из России в Казахстан.
Гендиректор «КаР-Тел» Дмитрий Кромский считает, что способы мошенничества в сотовой связи «перекочевывают» из России в Казахстан, в связи с чем в call-центры сотовой компании регулярно поступают жалобы абонентов. Статистика же правоохранительных органов говорит об отсутствии проблемы. Сотовые операторы связывают ее с нежеланием большинства абонентов обращаться в полицию.
За 2003-
По собственной оценке компании 7% (9,5 млн. пользователей) становились жертвами мошенничества, основанного на доверии, 4% (практически 5,4 млн. абонентов) — жертвами краж мобильных телефонов, итого 11% опрошенных, но цифра может быть и выше, так как 15% опрошенных отметили, что их родственники или друзья пострадали от мошенников.
Дмитрий Кромский говорит, что исследование проводилось специально, чтобы выявить тренды по странам СНГ, в Казахстане цифра может быть и меньше 11%. Он отметил, что не может назвать сумму убытков, которую несет компания «КаР-Тел» от действий мошенников, так как оценить снижение лояльности абонентов к компании и ее техническим сервисам чрезвычайно сложно.
Убытки, наносимые мошенниками непосредственно компаниям, пояснил глава «КаР-Тел», менее вероятны, так как новые услуги тестируются на предмет надежности и отслеживаются любые утечки средств. Статистику call-центров по жалобам на мошенников «Кар-Тел» только начинает вести.
Однако глава Nokia в Казахстане и Средней Азии Евгений Владимиров говорит о 15-18 ежедневных звонках в компанию с вопросами абонентов о розыгрышах дорогих телефонов, которые компания не проводит. Жалуется на многочисленные звонки с претензиями слушателей о сомнительных розыгрышах и главный редактор станции «Европа-Плюс Казахстан» Ботагоз Алдангарова.
Тем не менее, начальник отделения УКП ДВД Алматы Жандос Суюнбай приводит такую статистику: за
Начальник отдела спецкорреспонденции службы безопасности «КаР-Тел» Адель Байтлеуов говорит о том, что 99% отслеженных мошеннических звонков и СМС приходится на тюрьмы, где заключенные в обход закона пользуются сотовой связью и находят подельников на воле, чтобы получать деньги обманутых абонентов. Кроме того, лишь один из 10 пострадавших, по его словам, соглашается писать заявление в полицию, так как прием подобных заявлений чрезвычайно сложен и занимает много времени.
На сегодняшний день служба безопасности» «КаР-Тел» и Nokia хорошо сотрудничают, номера незаконных рассылок блокируются, однако мошеннику ничего не стоит купить новый. В этой связи «КаР-Тел» намерен ужесточать требования при регистрации нового номера и работать в этой связи со своими дилерами.
Сергей Уткин делает упор на тот факт, почему абонент не обращается в полицию. Он предлагает компаниям сотовой связи поощрять абонентов, которые звонят при поступлении им сомнительных сообщений, причем компании должны сами писать заявления и уведомления в органы правопорядка, чтобы те активно реагировали на раскрытие описанных фактов мошенничества. Полиция должна работать так, чтобы легко было написать заявление. На сегодняшний день, по его мнению, полицейские не заинтересованы в таком резком всплеске нераскрытых дел. В местах же лишения свободы можно поставить устройства, которые бы глушили сотовые сигналы.
Поправка в закон «О связи», согласно которой украденные сотовые телефоны будут находить по зарегистрированным IMEI-кодам, также имеет недочеты. По словам руководителя пресс-службы «КаР-Тел» Павла Родина, данные кода дублируются в «серых» сотовых телефонах, в результате может пострадать невинный абонент. Евгений Владимиров приводит данные о 15-20% «серых» телефонов Nokia, однако заверяет, что будет проводиться тщательная проверка по всем IMEI-кодам во избежание подобных ошибок. Хотя перебивка IMEI-кодов уголовно наказуема, сделать такую операцию можно за 500 тенге в торговых точках Алматы. Блокировка украденных сотовых, по мнению Аделя Байтлеуова, также имеет обратную сторону — блокированный сотовый невозможно отследить.
Компании «Кар-Тел» и Nokia позитивно рассматривают идею о памятке на пакете услуг и товаров и инструктаже абонентов при покупке, а также ограничение услуг сотовой связи в тюрьмах. Начальник отдела рекламы и PR «Алтел» Ирина Смышляева считает, что по затратам выгоднее сделать памятки-листовки и вложить в стартовый пакет: «Возможно, скоро «Aлтел» сделает такие памятки, однако мы считаем, что на рынке и так много информации по данной теме».
Комментарии