Александр Ляхов: «Расцвет Казнета начнется в 2010 году»
Интервью с веб-издателем Александром Ляховым о развитии Казнета.
Справедливы ли цены на интернет-услуги в Казахстане? Почему Казнет развивается не так активно, как Рунет? Когда деньги рекламодателей потекут рекой в казахстанские интернет-ресурсы? На эти и другие вопросы читателей отвечает веб-издатель и исследователь Казнета Александр Ляхов.
Ернар, Алматы
- Почтовые сервисы Mail.ru и Ok.kz создавались практически одновременно в середине 90-х. Но у первого сейчас миллиардные обороты, а второй не может предоставить своим пользователям даже элементарные услуги. Можно ли на этом пример считать наглядным как образец развития интернета в России и Казахстане?
– Уточню: Mail.ru появился в 1999 году, Ok.kz — в начале 2000 года. А дальше всё решили деньги. В Mail.ru были вложены колоссальные средства, и, думаю, что они уже многократно окупились. А Ok.kz долгое время был почтовым сервером КИМЭПа, позже его выкупила компания «Неолабс», но до сих пор он финансируется по остаточному принципу. Хотя сайт является одним из самых популярных ресурсов Казнета, развить его в успешный коммерческий проект так и не смогли. И это проблема абсолютного большинства наших сайтов: у нас есть много хороших дизайнеров и программистов, но мало хороших пиарщиков, которые знают как «раскручивать» проекты в интернете. Один из немногих ресурсов в Казахстане, хозяева которого делают реальные шаги для коммерциализации своего проекта — это форум «Центр тяжести», все больше позиционирующий себя как социальная сеть.
Сергей Минин, Уральск
– Почему в Казнет до сих пор не идут большие деньги? Когда настанет эта пора?
– Давайте вспомним, как пошли деньги в Рунет. В конце 90-х годов так называемый «бум доткомов» докатился до России, потрясаемой чередой выборов — президентских и парламентских. Тогда впервые предвыборные штабы в качестве борьбы с политическими противниками взяли на вооружение и средства интернета. Выборы прошли, а вложенные в ресурсы деньги остались работать — ведь с первоначальными вложениями развиваться ресурсам гораздо проще! А вот до нас деньги так и не дошли. Тогда же, в конце 90-х, в рамках компании NET Style был создан первый в Казнете портал Site.kz, — и речь шла о вложениях в тысячи долларов, а не десятки или сотни тысяч. Понятно, что эти деньги не идут ни в какое сравнение с миллионами, которые были вложены в тот же «Рамблер» или «Яндекс». К сожалению, большие деньги в Казнет не идут до сих пор. Хотя сейчас, когда, по официальным данным, в стране уже насчитывается 1,9 миллиона интернет-пользователей (а в ближайшие пару лет стоит ожидать резкого увеличения этого количества!), ситуация может измениться.
Вообще, по моим прогнозам, в 2010 году Казнет выйдет на совершенно новый уровень. Про резкий рост числа пользователей я уже сказал. Второе: к этому времени мир должен выйти из финансово-экономического кризиса. В-третьих, в 2010 году Казахстан будет председательствовать в ОБСЕ, следовательно, к нам повысится внимание всего мира. Ну, и, не забывайте, что на 2012 год намечены президентские выборы, и года за два до этого политические силы оживятся, начнется агитация, пойдут деньги от международных и общественных организаций... В общем, именно в 2010 году я жду бурного развития сайтов — СМИ, электронной коммерции, общетематических порталов... В Сети пойдет реальная борьба за избирателя и покупателя.
Виктор Рябышкин, Астана
– Нужен ли нам закон, контролирующий деятельность интернета? Или Агентство по информатизации и связи (АИС) справляется с функцией регулятора?
– Интернет невозможно загнать в рамки АИС или Министерства культуры и информации. С одной стороны, это глобальная телекоммуникационная сеть, с другой, информационная, с третьей, образовательная, с четвертой, торговая, и это список можно продолжать и продолжать. А наш интернет дергают со всех сторон — то один министр, то другой, то сенаторы, то мажилисмены... Вот и выходит, что он касается всех, но, в то же время, ничей.
Вот заговорили вдруг о законе об интернете. Но ни в одной стране мира такого нет — есть просто отдельные положения о правах человека, правилах доступа и так далее. Так что, этот закон у нас получится либо неподъемным талмудом (потому что связать все детали в одном законе очень тяжело), либо короткой брошюркой, где будут только написаны только общие фразы, а толку никакого от него не будет.
Андрей Кузнецов, Алматы
– Все постоянно ругают «Казахтелеком» за высокие тарифы на интернет. В Москве аналогичные нашим услуги стоят в два-три раза дешевле. Как вы считаете, справедливые ли эти цены?
– Понятно, что люди везде одинаковые — считая, чем дешевле, тем лучше. Но мало кто задумывается о том, что у нас особое геополитическое положение — мы слишком далеки от Европы, Америки и Юго-Восточной Азии, то есть, от главных генераторов интернет-трафика. А поскольку сами мы контент не вырабатываем, а только потребляем, то все наши магистральные каналы используются в отношении 1:9, то есть от нас идет трафик в объеме 10 процентов, к нам — 90. И кто в таком случае должен платить? Разумеется, мы. А стоимость магистральных каналов ложится на плечи абонентов. И с Москвой с ее дешевым интернетом нас сравнивать нельзя — это фактически отдельное государство в России. А вот если вы возьмете российскую глубинку, удаленную от центра, там ситуация будет такой же как у нас, может, даже хуже. Поэтому я никогда не критикую ценовую политику, хотя иногда «Казахтелеком» сам подставляет себя. Вспомните нашумевший случай с годовой премией его бывшего первого руководителя...
Я — за низкие цены на доступ к интернету. Но, в то же время, не считаю нынешнюю стоимость доменов в зоне KZ завышенной. Потому что должен существовать определенный ценовой порог, защищающий Казнет от появления груды «мусорных» сайтов. Ведь раньше, чтобы создать сайт, не одну неделю нужно было над книгой посидеть. А сейчас в сети можно найти десятки бесплатных программ, которые позволяют любому пацану за считанные минуты «слабать» сайт.
Рустем, Алматы
– Имеет ли право «Казахтелеком» блокировать анонимные прокси-серверы?
– Уточню: анонимные прокси-серверы как раз и позволяют обходить блокировку сайтов, делая это занятие бессмысленным.
Что же касается вопроса, то в каждом конкретном случае нужно разбираться отдельно: действительно ли ситуация такова, какой ее представляют оппозиционные сайты. Тут есть тонкий момент: иной раз хозяевам компромат-ресурсов хочется подстегнуть интерес к себе, и самый простой способ сделать это — громогласно заявить, что вас блокируют. А технически самому «заткнуть» свой сайт не трудно. Поэтому я всегда скептически отношусь к тем, кто обвиняет, и кого обвиняют: блефовать могут как те, так и другие. А истина всегда где-то посредине...
Ермек Аханов, Алматы
– На днях суд приостановил работу сайта Posit.kz на три месяца, причем не за публикации, а за комментарии пользователей. Правильно ли это?
– В данном случае суд поступил правильно. И вот почему: представьте, ночью на моем заборе кто-то написал: «Долой президента!». Утром проезжает полиция, видит такое дело. Я им объясняю, что это не моих рук дело. Они мне верят, но предлагают стереть надпись. Если я ослушаюсь, и на следующий день надпись останется на месте, уже не автор надписи, а я буду ответственен, ведь мое бездействие означает, что я поддерживаю автора, и распространяю лозунг «за свержение». С модерированием сайтов ситуация такая же: когда хозяин сайта не занимается чисткой комментариев, то становится ответственным за их содержание.
Арман Косанов, Караганда
– Назовите самые лучшие на ваш взгляд сайты в Казахстане?
– Конкурс AWARD.kz, где я являюсь сопредседателем Оргкомитета, оценивает сайты комплексно — по дизайну, контенту и программному исполнению. Я же просто назову свои любимые сайты в Казнете — Igrushka.kz и Birds.kz.
– А что вы скажете про сайты власти?
– Сайт Akorda.kz — очень слабый. Программно ресурс, может быть, и хорош, но что касается дизайна и интерфейса, то мне стыдно за то, что веб-ресурс главы нашего государства такой. Я считаю, что давно пора объявить открытый конкурс на создание сайта №1 страны, как это было сделано в той же России еще 7 лет назад — см.businesspress.ru и fep.ru. А у правительства РК и многих министерств сайты неплохие.
Владимир Денякин, Алматы
– Про вас говорят, что вы знаете о Казнете все. Скажите, а сколько у нас сайтов в зоне Kz?
– Уточню: Казнет не ограничивается зоной KZ, включая массу сайтов из других доменных зон — COM, NET, RU и т. д. В любом случае, думаю, что у нас не более 6 тысяч активно действующих и регулярно поддерживаемых сайтов.
- Этого достаточно, чтобы покрыть внутренние потребности страны?
– Нет, у нас в Казнете еще очень много «белых пятен». Простой пример: когда праздновали 60-летие Великой Победы, в России при поддержке государства были созданы сайты, полностью описывающие войну, содержащие военные архивы, списки участников и т.д. У нас же до сих пор нет сайта, где можно было бы найти всех казахстанцев — Героев Советского Союза, Героев Социалистического труда или лауреатов Госпремии. А ведь это все История! И создание таких ресурсов, в первую очередь, должно стать задачей государства. Увы, пока государство занято другими делами…
Комментарии