Следите за новостями

Цифра дня

48 комплексов Starlink направило МЦРИАП в регионы ЧС

Мобильный Казахстан — реалии и перспективы

Текущее состояние и перспективы развития рынка сотовой связи в Казахстане.

10 апреля 2008 12:07, Александр Таланов, Computer Club Magazine
Рубрики: Рынок, Связь

Трое в лодке, не считая Beeline — именно так можно коротко описать ситуацию, сложившуюся сегодня на рынке мобильной связи в Казахстане. Всего сейчас представлено четыре оператора сотовой связи: ТОО «GSM Kazakhstan» с брэндами K’Cell и ActiV, ТОО «КаР-Тел» с брэндом Beeline, ТОО «Мобайл Телеком Сервис» с брэндом NEO и АО «Алтел» c брэндами Dalacom и Pathword. Первые трое работают в стандарте GSM-900, четвертый — в стандарте CDMA 2000 1X. Казалось бы, для страны с 15-миллионным населением не так уж и мало. Но, тем не менее, в голове постоянно крутится еще один слегка перефразированный штамп: «При всем богатстве выбора особой альтернативы нет».

Несмотря на многочисленные заявления, что в республике наступила эпоха либерализации отрасли связи, де факто практически всю ее продолжает контролировать монополист, крупнейший оператор «Казахтелеком». В том числе — и большинство мобильных операторов. «Мобайл Телеком Сервис» и «Алтел» принадлежат «Казахтелекому» на 100%, GSM Kazakhstan — на 49%. Единственным полностью независимым оператором остается «КаР-Тел», купленный в 2004 году российским «Вымпелкомом».

Тем не менее, цифры впечатляют. Проникновение сотовой связи в Казахстане составило на конец 2007 года 82,5 процента (примерно 12,5 миллионов человек). Конечно, нельзя сказать, что именно столько людей пользуются ею. Здесь нужно учесть, что многие абоненты имеют по два, а то и по три мобильных телефона, подключенных к разным операторам. И это не от хорошей жизни. Впрочем, об этом чуть позже…

Практически весь рынок мобильной связи в республике сегодня между собой делят GSM Kazakhstan и «КаР-Тел». Уследить, кто же из них лидер, до последнего момента было достаточно сложно, поскольку пальма первенства переходила из рук в руки чуть ли не раз в полгода. Однако к концу прошлого года официальные цифры показали, что в лидеры вновь вырвался GSM Kazakhstan: абонентов K'Cell и ActiV по данным на 1 января насчитывалось 6 миллионов человек, абонентов Beeline — 4,6 миллиона. Правда, здесь стоит сделать одну оговорку.

Начиная с прошлого года, российский «Вымпелком» такие показатели, как число абонентов, ARPU (среднемесячный доход с абонента) и MOU (среднемесячное время, выговариваемое абонентом), во всех странах своего присутствия приводит на основе активной абонентской базы. Фактически это означает то, что даже в ущерб внешней привлекательности показателей оператор стремится предоставить реальные цифры.

Кстати, после того как «Вымпелком» стал подсчитывать именно количество активных абонентов, многие стали смотреть на цифры, озвучиваемые акционерами GSM Kazakhstan, с изрядной долей скепсиса. Тем более, что казахстано-шведо-финско-турецкий оператор никогда особой прозрачностью похвастаться не мог. По сравнению с ним «КаР-Тел», после его покупки «Вымпелкомом», выглядит совершенно прозрачной и открытой компанией. Понятно, что никто из руководства Beeline не станет открыто рассказывать о проблемах, просчетах и остальном негативе. Но информации о себе они предоставляют однозначно больше.

Среди главных итогов прошлого года, озвученных «КаР-Телом», можно выделить следующие цифры. Чистая прибыль — 70,9 млн. долларов. ARPU — 13,1 доллара. MOU — 94,6 минуты. SAC (затраты на привлечение одного абонента) — 11,5 доллара. Доля рынка по абонентам — 46,3%.

Отток абонентов у «КаР-Тела» по итогам года составил 23,5%. Правда, данные по нему предоставлены на основе зарегистрированной абонентской базы, то есть эта цифра была выведена из общего числа пользователей, включая так называемые «мертвые души», закинувшие по тем или иным причинам свои сим-карты в дальний угол стола, но не разорвавшие официально контракт с оператором.

Что касается одного из акционеров GSM Kazakhstan, компании TeliaSonera, то она на своем сайте выложила лишь основные операционные данные, из которых помимо общего числа абонентов можно узнать лишь показатель MOU, который на конец прошлого года составил 103 минуты. Ни данных о прибыли, ни ARPU, ни SAC представители K’Cell до сих пор не озвучили.

Остальные операторы даже не дышат в затылок лидерам. CDMA-абонентов, подключенных к Dalacom или Pathword, сегодня в Казахстане немногим более полумиллиона. NEO, планировавший к концу 2007 года набрать 700 тысяч пользователей, по словам генерального директора «Мобайл Телеком Сервиса» Нурлана Измайлова, дотянул лишь до 200 тысяч. При этом планы у NEO достаточно скромные — к 2010 году «избранные» планируют занять лишь 20–25 процентов рынка.

Сделать это будет достаточно сложно. Как показал минувший год, даже относительно привлекательные по сравнению с конкурентами тарифы (24 тенге/минута на все направления по Казахстану и 32 тенге/минута за международную IP-телефонию) не смогли убедить потенциальных абонентов, что им нужен именно NEO. Номера нового оператора брали в лучшем случае как дополнительные, вдобавок к уже существующим. Тому было несколько причин. Одна из них — NEO вышел на рынок достаточно неподготовленным. Ни роуминга, ни обмена короткими сообщениями, ни других не бросающихся в глаза, но столь привычных и приятных мелочей типа уведомления о пропущенных звонках поначалу просто не было. Тем временем от «дочки» богатого «Казахтелекома» ожидали намного большего. Да, со временем это все появилось, но камнем преткновения для многих остается зона покрытия. Здесь NEO еще долго будет догонять своих конкурентов. Если GSM Kazakhstan и «КаР-Тел» уже обеспечили своей связью все населенные пункты с населением свыше 50 тысяч человек и взялись за менее населенные, то NEO похвастаться такой географией не может, хотя и продолжает строить свою сеть.

Кстати, любопытную идею озвучил в феврале этого года заместитель председателя Агентства РК по информатизации и связи Аскар Бишигаев. Он предложил операторам заключить соглашение по межсетевому роумингу. Сразу стало ясно, чьи интересы лоббирует госорган. Суть предложения проста. Допустим, абонент NEO попадает в зону, где нет покрытия его оператора, но зато развернуты базовые станции K’Cell или Beeline. Абонент подключается через базовые станции конкурентов, как это происходит при зарубежном роуминге, а операторы уже потом рассчитываются между собой за потребленный абонентом трафик.

Сетевой ресурс CNews предположил, что GSM Kazakhstan точно не откажет «дочке» своего акционера, поэтому уговаривать придется только Beeline. Но, скорее всего, подобное предложение вызвало одинаковое раздражение у обоих крупнейших GSM-операторов. Ни один из них не заинтересован в обеспечении комфорта абонентам «младшего брата», покусившегося на кусок пирога. Да и развертывание сети — очень капиталоемкий процесс, и оба лидера вложили в него огромные средства.

Генеральный директор «КаР-Тела» Дмитрий Кромский высказался по этому поводу достаточно мягко и дипломатично: «Хотя на первый взгляд предложение и кажется отвечающим интересам абонентов, при ближайшем рассмотрении его выгоды вызывают сомнения. Дело в том, что зоны покрытия сетей Beeline и K’Cell примерно равноценны, и для абонентов этих сетей данный проект не несет особенных преимуществ. Сеть оператора NEO сейчас уступает двум фаворитам рынка, но динамично развивается и может вплотную приблизиться по охвату территории к Beeline и K’Cell уже в ближайший год. Это делает малоэффективным введение межсетевого роуминга, принимая во внимание сроки, которые могли бы потребоваться для согласования всех нюансов и запуска проекта».

Но господин Кромский здесь явно имел в виду совсем другое. Между строк так и читается: «Почему мы должны помогать конкуренту? Пусть строит свою сеть, устанавливает базовые станции и сам заботится о своих абонентах». Разумно, не правда ли?

Стремление АИС помочь «дочке» «Казахтелекома» вполне понятно. В том, что симпатии госоргана на стороне крупнейшего оператора, давно уже никто не сомневается.

Но вернемся в недалекое прошлое. Нельзя сказать, что GSM Kazakhstan и «КаР-Тел» не предпринимали ничего, узнав о выходе на рынок четвертого оператора. Еще за месяц до появления NEO, у K'Cell и ActiV существенно расширилась линейка тарифных планов. Абоненты получили возможность выбрать себе ценовую схему, наиболее точно соответствующую их желаниям и кошельку. И хотя снижение тарифов как таковое было не столь значительным, у пользователей появилась возможность экономить за счет оптимизации своих расходов.

Что касается Beeline, то его руководство начало баловать своих поклонников разнообразием тарифов сразу после вывода брэнда на рынок. Правда, по мнению большинства потребителей, удачные идеи закончились к началу прошлого года. Несколько тарифных планов, выведенных в течение 2007, стали если не полным провалом, то уж далеко не самыми популярными. Яркий тому пример — тариф «Друзья-2», условия которого поменялись меньше чем через месяц после его появления. Изначальные условия — наговори 4 минуты за день и до конца дня разговаривай за 2 тенге/минута внутри сети — быстро изменились: теперь цена минуты падает до 2 тенге с третьей минуты разговора и действует только до его завершения. При этом за переход на новый тарифный план каждый абонент выложил по 200 тенге. Да, возврат сделали бесплатным, однако общее впечатление оказалось изрядно подпорченным.

GSM Kazakhstan в сложившихся условиях предпочел политику стабильности. Утвердив в начале прошлого года ряд тарифных планов, маркетологи K'Cell и ActiV остановились на этом, и с тех пор не предложили абонентам ничего нового.

Но, несмотря на разнообразие тарифных планов, цены на сотовую связь в Казахстане продолжают оставаться одними из самых высоких на постсоветском пространстве. Огромная территория и низкая плотность населения — одна из причин тому. Операторы вынуждены вкладывать гораздо большие инвестиции в покрытие территории республики по сравнению с соседними государствами. Вторая причина — сравнительно благоприятная по сравнению с соседями экономическая ситуация, сравнительно высокий уровень доходов населения, которое готово тратить такие деньги. Третья причина — то, о чем уже говорилось выше. Практически всю отрасль мобильной связи контролирует один монополист — «Казахтелеком».

Политика всех операторов всегда была направлена на максимальное поощрение абонентов, звонящих внутри сети, и прохладным ценовым отношением к потребителям, звонящих на номера конкурентов. В этом нет ничего удивительного — каждый заботится в первую очередь о своей абонентской базе. Другое дело, что разница между внутрисетевыми и внешними тарифами такова, что человек, умеющий считать деньги, предпочтет купить себе вторую трубку и звонить с каждой только внутри сети. И такой подход себя действительно оправдывает. Справедливости ради нужно сказать, что у K'Cell и ActiV этот перекос не так заметен, а у Beeline можно выбрать тариф «Проще говоря» с одинаково дорогими ценами (36 тенге/минута) на звонки как внутри сети, так и на номера конкурентов, либо подключиться на «Друзей» и звонить внутри сети по 18 тенге за минуту, а для звонков на тот же K'Cell или ActiV купить себе SIM-карту конкурента.

Медленный мобильный интернет по достаточно высокой цене, несомненно, тормозит развитие одной из самых популярных в мире неголосовых услуг операторов сотовой связи. Не спасает даже технология EDGE. В принципе она позволяет абоненту получить доступ во Всемирную паутину на скорости до 384 килобит в секунду, но на деле не дотягивает порой и до половины этого значения. И опять-таки одна из причин этого — доминирующее положение «Казахтелекома» на рынке аренды широкополосных интернет-каналов. По сути, операторы сотовой связи сегодня являются вторичными провайдерами, вынужденными пользоваться услугами первичных, в основном «Казахтелекома» и «Нурсата». Однако нурсатовские спутниковые каналы не позволяют обеспечить достаточную скорость передачи данных, а оптовые тарифы «Казахтелекома», как это ни парадоксально звучит, больше чем в 15 раз превышают розничные. Будем надеяться, что ситуация в корне изменится уже в ближайшее время, ведь «Вымпелком» приобрел крупнейшего интернет-провайдера и оператора фиксированной связи на пространстве СНГ — компанию Golden Telecom.

Все сегодня замерли в ожидании распределения частот диапазона 1800 МГц для голосовой связи и 2 ГГц для услуг связи третьего поколения — 3G. Этого события ждут уже давно. GSM Kazakhstan и «КаР-Тел» не раз заявляли, что после получения лицензии им будет достаточно полугода, чтобы развернуть сеть 3G в пилотных зонах, которые определит АИС. Вот что сказал по этому поводу заместитель председателя АИС Аскар Бишигаев в двадцатых числах марта на одном из совещаний, проводимых агентством с операторами: «Что касается 1800 и 3G, мы планировали распределить частоты в конце марта, но, наверное, это событие перенесется на две недели. В апреле должно быть заседание национальной комиссии по радиочастотам, которая наконец-то поставит точку по вопросам распределениям 1800-го диапазона и 3G. Уже есть определенная продвижка — мы с владельцами частот начинаем процесс высвобождения стандартных полос для 3G».

Может быть, именно ожидание 3G и послужило причиной относительного затишья на рынке GSM в прошлом году. Если коротко перечислить основные события, то у GSM Kazakhstan в качестве главных достижений можно назвать введение новых тарифных планов, удвоение количества базовых станций по сравнению с 2006 годом и покрытие в результате 1159 городов и населенных пунктов, выход вперед по партнерам по голосовому (114 стран и 242 оператора) и GPRS-роумингу (49 стран и 78 операторов).

Что касается «КаР-Тела», то его новым хозяевам пришлось поднапрячься, чтобы окончательно догнать своего главного конкурента и избавиться от отставания «довымпелкомовских» времен. Так, в 2007-м году было построено 500 новых базовых станций, а их общее количество превысило 2300. Зона покрытия охватила более 1200 населенных пунктов республики. Также можно отметить переход на новый префикс «777», ввод новых тарифных планов и окончательный уход в историю брэндов K-Mobile и Excess. Нельзя не сказать и о первом опыте в области product placement Beeline — партнерстве с создателями фильма «Ирония судьбы. Продолжение», в котором на протяжении всего сюжета достаточно активно рекламируется этот брэнд. Правда, это был проект «Вымпелкома», но казахстанские зрители тоже получили свою порцию «ненавязчивой» рекламы.

Основной же задачей текущего года для двух главных операторов станет решение проблемы загруженности своих сетей. Сегодня частотных ресурсов, выделенных им, катастрофически не хватает, чтобы справиться с тем объемом голосового трафика, который генерируют казахстанские абоненты. В крупных городах эту проблему может решить только выделение частот в диапазоне 1800 МГц. А поскольку ресурсы для мобильного интернета у всех операторов выделяются по остаточному принципу, то есть голосовой трафик имеет безусловный приоритет, то неудивительно, что тот же GPRS или WAP лучше всего работает ночью и рано утром, когда люди меньше общаются по мобильному телефону голосом.

Сколько времени потребуется операторам, чтобы оправдать те инвестиции, которые они готовы вложить в 3G, сейчас сказать очень трудно. Несмотря на то, что эта технология позволяет выходить в интернет на скорости до 2 Гбит в секунду при низкой мобильности (скорость менее 3 км/ч)  и локальной зоне покрытия, и до 144 Кбит в секунду при высокой мобильности (до 120 км/ч)  и широкой зоне покрытия, просматривать видео прямо на экране телефона в режиме online, совершать видеозвонки, вести бизнес, обучаться и развлекаться, — пользователей сначала нужно приучить к ней. А для этого нужно предложить действительно интересный контент и убедить абонентов в необходимости приобрести новый телефон, поддерживающий 3G.

В какой-то мере подтверждением этому может служить пример «Алтела». Несмотря на то, что стандарт CDMA (фактически стандарт третьего поколения) более продвинут по сравнению с GSM, старейшему сотовому оператору Казахстана никак не удается не только вырваться в лидеры, но и догнать своих «младших братьев». Отчасти этому мешает сравнительно малая география покрытия по сравнению с GSM-операторами. Но главной причиной многие пользователи называют отсутствие нормальных CDMA-трубок, которые были бы сопоставимы со своими GSM-аналогами по соотношению цена/навороты, которые для молодого поколения зачастую являются решающими при выборе мобильного телефона.

Сегодня структура рынка неголосовых услуг в Казахстане выглядит следующим образом: SMS/MMS — 67%, мобильный контент (закачка картинок, рингтонов и игр) — 18%, интернет и передача данных — 9%, базовые услуги (переадресация, конференц-связь, ожидание вызова, перевод баланса) — 6%. К концу прошлого года рынок дополнительных услуг в Казахстане подошел к отметке 120 миллионов долларов, что составило порядка 8,5%  всех доходов отрасли сотовой связи. Для сравнения: в России и Европе эти цифры достигли 13,5%  и 18,5%, соответственно.

Те темпы прироста абонентов, которые существуют сейчас, могут продержаться максимум до конца этого года. Насыщение рынка — это вопрос уже недалекого будущего. Поэтому операторы прекрасно понимают, что их дальнейшие доходы напрямую зависят именно от развития неголосовых услуг. Новое поколение пользователей станет главным потребителем нового поколения связи. И от их «дружбы» напрямую зависит судьба всех, кто сегодня работает на этом рынке.

Подписывайтесь на каналы Profit.kz в Facebook и Telegram.

Комментарии