Размышления о Казнете
Интервью с директором астанинской веб-студии «Интернет Решения» Евгением Туром о развитии казахстанской зоны интернет.
За последнее десятилетие в странах «золотого миллиарда» глобальная компьютерная сеть интернет превратилась в мощную платформу развития отношений бизнес-клиент, государство-гражданин. О развитии казахстанской зоны интернет мы поговорили с директором столичной ведущей компании разработчиком сайтов «Интернет Решения» Евгением Туром.
— В каком состоянии сегодня находится казахстанская зона интернет?
— «Казахстанский» интернет развивается уверенными, но очень медленными шагами. Причина проста — высокая стоимость доступа в сеть, при этом качество и скорость связи оставляет желать лучшего. Свою роль здесь играет также пока довольно низкая компьютерная грамотность населения.
В то же время в последние годы количество качественных сайтов на просторах Казнета возросло в десятки раз, однако, это всего лишь малая часть ресурсов всемирной паутины. Состояние сети отражает положение с ценами на компьютерную технику и доступ в интернет.
— В чем причина низкого уровня проникновения интернета в Казахстане?
— Сегодня проникновение интернета в Казахстане составляет всего около 4%. Главная причина здесь в недостатке финансирования развития казахстанского интернета и системы телекоммуникаций в целом. К примеру, на сервере, на котором расположен портал user.kz, установлен жесткий диск емкостью всего 400 Гб. Этого места явно недостаточно для прогрессивного развития этого портала, который фактически был создан для развития казахстанского сегмента сети. Если учесть, что это сервер государственной компании-монополиста, то стоит ли говорить о других, менее обеспеченных порталах и сайтах. Еще один важный момент — скорость доступа к глобальной сети. Даже если учесть революционную для Казахстана услугу доступа к сети по скоростным каналам ADSL — Megaline, средняя стоимость за единицу трафика для казахстанских пользователей намного превышает аналогичный показатель для жителей Европы, Америки, Азии и России. Конечно, с другой стороны ситуация в Казахстане намного лучше чем, скажем, в соседнем Туркменистане и Кыргызстане. Тем не менее, от развитых стран мы отстаем уже на годы.
— А какое влияние оказывает низкая скорость на развитие Сети?
— Еще совсем недавно интернет был нужен для просмотра сайтов, использования электронной почты, то есть для сервисов, не требующих высокой скорости. Сегодня все значительно изменилось. Если посмотреть на развитие новых услуг в мире, использующих икак платформу, мы увидим, что все они требуют
— Изменится ли по вашему мнению ситуация с низкими параметрами доступа и ценой на подключение к услугам интернета?
— Здесь вопрос скорее к «Казахтелекому». Хотя не могу не сказать и об объективных причинах отставания — огромная территория и малая численность населения, возможно, имеет место недостаточное финансирование.
— При каком уровне средней посещаемости казахстанского сайта, его можно считать привлекательным с точки зрения размещения рекламы?
— Сайт с ежедневным посещением не ниже 500 уникальных пользователей вполне подходит для размещения целевой рекламы. Это показатель для «среднестатистического» сайта в интернете, не учитывая крупные порталы, каталоги и поисковые системы, например, mail.ru, yandex.ru, rambler.ru и т.д. Однако, учитывая низкий уровень посещения казахстанских сайтов, думаю можно снизить планку до
Объем рынка рекламы в казахстанском сегменте сети напрямую зависит от темпов развития казахстанских сайтов. В Казнете пока нет полноценных рекламных площадок. По оценкам экспертов, общий объем интернет-рекламы в Kазахстане не превышает $800 тыс., что составляет примерно 0,15% от всего казахстанского рынка рекламы. Для сравнения, в России объем рынка интернет-рекламы по оценкам некоторых экспертов за 2006 год преодолел планку в 200 млн. долларов США, а к концу 2007 году ожидается на уровне 300 млн. долларов. Здесь я отмечу, что пользователей интернета в России в 2007 году ожидается около 30 млн. человек. Поэтому к примеру, разрабатывая маркетинговый бюджет, крупные российские компании закладывают на интернет рекламу около
История Казнета в ХХ веке
19 сентября 1994 года в Международном сетевом информационном центре (InterNIC) был официально зарегистрирован домен верхнего уровня .KZ, что стало толчком лавинообразному росту производства казахстанских сайтов.
В 1995 году благодаря независимому
В декабре 1996 года в Республике Казахстан регистрируется первое электронное издание
В 1997 году казахстанские сайты начинают замечать на общемировом уровне, о чем свидетельствуют первая международная награда — проект USAID The Securities Market and Privatization in Kazakstan стал одним из победителей международного конкурса Business Website of 1997.
А через год тем же автором — Александром Ляховым, неофициальным «дедушкой казахстанского интернета», запускается проект наиболее популярного в настоящее время сайта, каталога рубрикатора казахстанских
В 1998 году понятие Internet стало настолько часто употребляемым, что Институт русского языка Российской Академии Наук имени В. В. Виноградова ввел слово «Интернет» в словарь русского языка, как имя собственное мужского рода. В казахстанской части интернета год ознаменовался рождением первого виртуального магазина и каталога товаров Guide Park.
В июне 1998 года в Internet появляется первый сайт на казахском языке — Физико-технический институт
С сентября 1998 года в Казахстане осуществляется постоянная радиотрансляция через Internet — трансляция передач Алматинского городского радиотрансляционного узла через сервер ГЦТ «Алматытелеком» с использованием технологии RealAudio.
В октябре 1998 года, впервые в Казнете запускается система
В 1999 году международная организация IANA (The Internet Assigned Numbers Authority) назначила Учреждение «Казахский центр сетевой информации» (KazNIC Organization) менеджером по поддержке доменного имени верхнего уровня KZ /3/. С этого момента Республика Казахстан, в лице Казахского центра сетевой информации, самостоятельно устанавливает правила и порядок регистрации доменных имен второго и последующих уровней в части домена KZ, в строгом соответствии с существующими стандартами и правилами делегирования доменных имен интернета (http://www.iana.org/, http://www.icann.org/ и др.).
1999 год ознаменовался еще одним очень важным событием для Республики Казахстан, значение которого трудно переоценить. С первого сентября 1999 года Дирекция Сетей Передачи Данных ОАО «Казахтелеком», представленная на казахстанском рынке торговой маркой «Казахстан Онлайн», создало беспрецедентный по своим масштабам и значимости проект — «Зона Интернет».
В мае 2000 года запускает еще один оригинальный проект под названием «Казахстанский Интернет». Его суть в том, что за меньшую стоимость — всего $0,43 за час работы в Сети, без учета времени суток и дней недели, соединяясь с интернетом по телефону 87501010101, вы получаете доступ только к казахстанским интернет-ресурсам, т.е. ко всем серверам с доменным именем «.KZ». Эта услуга также очень быстро завоевала своих активных сторонников, но к сожалению дальнейший рост сдерживается ограниченным количеством линий ОАО «Казахтелеком» на телефон 87501010101.
Исторически значимое событие казахстанской части интернета произошло 31 мая 2000 года. В это день в Алматы под эгидой 7 Центрально-азиатской международной выставки по телекоммуникациям KITEL прошел первый казахстанский интернет-форум. Данная акция, впервые организованная в Казахстане, собрала ведущих профессионалов IT бизнеса, программистов, PR,
Комментарии