SMS используют чуть более половины казахстанцев
Обзор состояния казахстанского рынка неголосовых сервисов (VAS) сотовой связи.
В 2007 году проникновение услуги SMS в Казахстане едва превысило 50%, а общая доля неголосовых сервисов составила всего 8,5% от выручки операторов. Это меньше аналогичного показателя не только в Европе, но и в России. Аналитики и контент-провайдеры отмечают, что развитие неголосовых мобильных сервисов в республике тормозится невысоким распространением интернета.
По расчетам агентства
Неголосовые сервисы (VAS) начали жизнь на казахстанском рынке сравнительно недавно. Пока они скорее являются обязательной имиджевой составляющей, присутствующей в качестве нагрузки к базовым голосовым сервисам. В связи с этим весьма логично, что их предоставление, прежде всего, мобильной передачи данных, сопряжено с проблемами, из которых главная — перегруженность сетей голосовым трафиком.
Решить эту проблему предстоит АИС, неоднократно подтверждавшему намерение провести в нынешнем году конкурс на предоставление услуг связи в стандарте GSM-1800. Расширение частотного ресурса позволит увеличить емкость и снизить нагрузку на сеть, и улучшить качество связи и дополнительных услуг. Операторы едины во мнении, что и развертывание
Номинально рынок дополнительных услуг в сетях сотовой связи Казахстана представлен всеми сервисами, присущими цифровым сетям GSM и CDMA. Это базовые сервисы (переадресация, конференц-связь, ожидание вызова, перевод баланса, CRBT), мобильная передача данных (GPRS) и доступ к сети интернет (в частности, по технологии EDGE для абонентов «GSM Казахстан»), обмен сообщениями (SMS, MMS), доступ к мобильному контенту (посредством SMS, MMS, IVR, USSD).
Одной из главных трудностей при запуске новых неголосовых услуг является проблема сообщения абонентам интерфейса использования новой услуги: способов настройки телефонного аппарата, необходимых команд, и т.п. Пока уровень технической грамотности абонентов в стране не очень высок, уровень проникновения даже такой простой услуги, как SMS немногим выше 50%, а мобильного интернета, второй по популярности неголосовой услуги — около 5%.
Специалисты отмечают недоверие абонентов к сервисам и недостаточную осведомленность пользователей о методах получения контента, о возможностях мобильной связи (WAP и GPRS-интернет) и мобильных телефонов (поддержка тем, голосовых звонков, проигрывание видеофрагментов, посылка MMS).
«Неголосовые сервисы или дополнительные услуги не только можно, но и нужно рассматривать как существенный источник дополнительных доходов. С помощью этих сервисов в скором будущем операторы будут привлекать абонентов, конкурировать, — говорит Иван Соловьев, представитель крупного контент-провайдера
Операторы и не отрицают, что формирование собственных порталов и предоставление брэндированного контента представляет для них интерес: «Мы считаем это направление очень важным, и поэтому уделяем особое внимание развитию
Между тем, нераскрученность VAS — это далеко не все, что мешает нормальному проникновению услуг на рынок. Собака зарыта гораздо глубже: слабый интерес у операторов к формированию собственных порталов и предоставлению брэндированного контента, отмечаемый аналитиками; отсутствие схем разделения доходов от
Впрочем, как раз это участники рынка не считают большой проблемой своего бизнеса. «Рекламируя услуги самостоятельно, операторы немного меняют разделение доходов в свою сторону и предъявляют дополнительные требования по качеству услуг. Существует
Гораздо серьезнее, говорят провайдеры, невысокая потребность у населения в
Проникновение мобильного интернета и услуг, основанных на передаче данных, непрерывно увеличивается. При этом потенциал для роста этого сегмента очень велик — ожидается, что число пользователей мобильного интернета может вырасти в среднесрочной перспективе в
Таким образом, несмотря на регулярные отчеты операторов о «значительных расширениях и росте», рынок сотовой связи в Казахстане пока далек от совершенства. Кстати, недавно прозвучавшее заявление российского МТС о намерениях войти в республику кажется вполне обоснованным. Можно предполагать, что вход такого мощного игрока наверняка всколыхнул бы застывший в развитии мобильный сегмент.
Комментарии