Следите за новостями

Цифра дня

138 тыс. цифровых доверенностей оформлено через «Цифровой нотариат» с момента запуска

    SMS используют чуть более половины казахстанцев

    Обзор состояния казахстанского рынка неголосовых сервисов (VAS) сотовой связи.

    25 февраля 2008 12:04, Надежда Мурзова, CNews.kz
    Рубрики: Рынок, Связь

    В 2007 году проникновение услуги SMS в Казахстане едва превысило 50%, а общая доля неголосовых сервисов составила всего 8,5%  от выручки операторов. Это меньше аналогичного показателя не только в Европе, но и в России. Аналитики и контент-провайдеры отмечают, что развитие неголосовых мобильных сервисов в республике тормозится невысоким распространением интернета.

    По расчетам агентства iKS-Consulting, к концу 2007 г. рынок дополнительных услуг в Казахстане подошел к отметке $120 млн., что составило порядка 8,5%  всех доходов отрасли сотовой связи. Незначительный удельный вес VAS в сравнении с российским и европейскими рынками (13,5%  и 18,5%  соответственно) говорит о том, что сегмент VAS в Казахстане еще только формируется. В структуре доходов от VAS (неголосовых сервисов) казахстанских операторов доля SMS и MMS выше, чем в России и Украине. На первом месте в пироге VAS-услуг стоит SMS, однако это говорит только о том, в нашей стране очень мало других видов сервисов.

    Неголосовые сервисы (VAS) начали жизнь на казахстанском рынке сравнительно недавно. Пока они скорее являются обязательной имиджевой составляющей, присутствующей в качестве нагрузки к базовым голосовым сервисам. В связи с этим весьма логично, что их предоставление, прежде всего, мобильной передачи данных, сопряжено с проблемами, из которых главная — перегруженность сетей голосовым трафиком.

    Решить эту проблему предстоит АИС, неоднократно подтверждавшему намерение провести в нынешнем году конкурс на предоставление услуг связи в стандарте GSM-1800. Расширение частотного ресурса позволит увеличить емкость и снизить нагрузку на сеть, и улучшить качество связи и дополнительных услуг. Операторы едины во мнении, что и развертывание 3G-сетей позволит решить данные технические проблемы. Однако, учитывая текущую ситуацию с количеством интернет-пользователей, 3G никак не повлияет на потребление контент-услуг без переноса различных социальных процессов в сеть.

    Номинально рынок дополнительных услуг в сетях сотовой связи Казахстана представлен всеми сервисами, присущими цифровым сетям GSM и CDMA. Это базовые сервисы (переадресация, конференц-связь, ожидание вызова, перевод баланса, CRBT), мобильная передача данных (GPRS) и доступ к сети интернет (в частности, по технологии EDGE для абонентов «GSM Казахстан»), обмен сообщениями (SMS, MMS), доступ к мобильному контенту (посредством SMS, MMS, IVR, USSD).

    Одной из главных трудностей при запуске новых неголосовых услуг является проблема сообщения абонентам интерфейса использования новой услуги: способов настройки телефонного аппарата, необходимых команд, и т.п.  Пока уровень технической грамотности абонентов в стране не очень высок, уровень проникновения даже такой простой услуги, как SMS немногим выше 50%, а мобильного интернета, второй по популярности неголосовой услуги — около 5%.

    Специалисты отмечают недоверие абонентов к сервисам и недостаточную осведомленность пользователей о методах получения контента, о возможностях мобильной связи (WAP и GPRS-интернет) и мобильных телефонов (поддержка тем, голосовых звонков, проигрывание видеофрагментов, посылка MMS).

    «Неголосовые сервисы или дополнительные услуги не только можно, но и нужно рассматривать как существенный источник дополнительных доходов. С помощью этих сервисов в скором будущем операторы будут привлекать абонентов, конкурировать, — говорит Иван Соловьев, представитель крупного контент-провайдера i-Free Kazakhstan. — Поэтому операторам уже сегодня нужно действовать на опережение, готовить свои сети, ближе и конкретнее работать с контент-провайдерами». По мнению аналитика iKS-Consulting Светланы Черненко сейчас доля дополнительных услуг от общего дохода сотовых компаний Казахстана составляет 8,5%, и если следовать мировому опыту в скором будущем этот показатель должен значительно увеличиться.

    Операторы и не отрицают, что формирование собственных порталов и предоставление брэндированного контента представляет для них интерес: «Мы считаем это направление очень важным, и поэтому уделяем особое внимание развитию WAP-портала Beeline. Простой и удобный интерфейс доступа к качественному контенту — один из главнейших факторов успешного развития этого сегмента допуслуг, — говорит Павел Родин, ведущий менеджер Beeline. — После первичного насыщения рынка контент-сервисами наступит качественное совершенствование ассортимента. Тогда мы и увидим различные голосовые сервисы и системы поощрения пользователей типа «скачай одну игру и получи 20 мелодий в подарок». Я считаю, что в течение не очень продолжительного отрезка времени мы будем наблюдать возрастающий спрос, а его снижение до стабильного уровня».

    Между тем, нераскрученность VAS — это далеко не все, что мешает нормальному проникновению услуг на рынок. Собака зарыта гораздо глубже: слабый интерес у операторов к формированию собственных порталов и предоставлению брэндированного контента, отмечаемый аналитиками; отсутствие схем разделения доходов от GPRS- и WAP-трафика и возложение рекламного бремени на контент-провайдеров. Сотовые операторы в большинстве случаев не оказывают содействия в продвижении контент-услуг в своих сетях, удерживая при этом минимум третью часть доходов, приносимых ими.

    Впрочем, как раз это участники рынка не считают большой проблемой своего бизнеса. «Рекламируя услуги самостоятельно, операторы немного меняют разделение доходов в свою сторону и предъявляют дополнительные требования по качеству услуг. Существует off-portal продажи, где каждый сам добывает себе рекламу, и есть on-portal, где работают только лучшие, и продвигает их сам оператор. Возникает вопрос отбора лучших, но это уже совсем другой вопрос», — заявил Владимир Шевкунов, генеральный директор контент-провайдера XGate.

    Гораздо серьезнее, говорят провайдеры, невысокая потребность у населения в ИТ-сервисах как таковых. «Человек, не знающий что такое интернет, вряд ли будет пользоваться его мобильной версией», — подчеркнул Владимир Шевкунов.

    Проникновение мобильного интернета и услуг, основанных на передаче данных, непрерывно увеличивается. При этом потенциал для роста этого сегмента очень велик — ожидается, что число пользователей мобильного интернета может вырасти в среднесрочной перспективе в 4–5 раз. Тарифы на мобильный интернет становятся доступнее, все большее количество абонентов приобретают современные аппараты, позволяющие пользоваться этими услугами, растет техническая грамотность абонентов — все это факторы, делающие возможным этот рост.

    Таким образом, несмотря на регулярные отчеты операторов о «значительных расширениях и росте», рынок сотовой связи в Казахстане пока далек от совершенства. Кстати, недавно прозвучавшее заявление российского МТС о намерениях войти в республику кажется вполне обоснованным. Можно предполагать, что вход такого мощного игрока наверняка всколыхнул бы застывший в развитии мобильный сегмент.

    Подписывайтесь на каналы Profit.kz в Facebook и Telegram.

    Комментарии