Следите за новостями

Цифра дня

Ветроэлектростанцию на 100 мВт построят в Туркестанской области

    Казахстан: всеобщая ПК-мобилизация

    Обзор рынка мобильных компьютеров в Казахстане.

    20 февраля 2008 11:52, Александр Галиев, CNews.kz
    Рубрики: Рынок, Железо

    Несмотря на то, что рынок мобильных ПК в Казахстане следует общемировым тенденциям, у него есть и собственные уникальные особенности. Рынок мобильных ПК в Казахстане растет не год и не два, но только в последние пару лет он достиг такого уровня, что стал представлять интерес для анализа. Давайте кратко взглянем на историю вопроса и найдем самые сильные мотивы «ПК-мобилизации».

    Своими руками

    Опрос, проведенный SPA, говорит, что большинство потребителей приобретает мобильный ПК с одной целью — иметь возможность доступа к необходимой информации и интернету в любом месте, где такая возможность есть. Эти ответы составляют подавляющую группу мотивированных решений. Все остальные потребительские задачи носят специальных характер, и потому на них не стоит отвлекаться. Итак, потребность в мобильном ПК в Казахстане существует, хотя и не такая четко выраженная, как, например, в странах с высоким уровнем проникновения мобильного интернета.

    Во-первых, в Казахстане продают мобильные ПК местной сборки. О давней истории индустрии говорить не приходится, но на сегодня известны несколько локальных сборщиков, которые собирают модели под собственным брэндом. Исторически тема возникла опять таки с подачи Intel, благодаря программе BYON (Build Your Own Notebook, или «Построй свой собственный ноутбук»). Эту программу поддержали почти все отечественные крупные сборщики — Alser Computers, Glotur, HC, LogyCom и т.д.

    Когда снижение цен на мобильные ПК приняло непрогнозируемый характер, то экономия от применения местной рабочей силы, была сведена практически к нулю. Стоит полагать, что и последний оплот отечественной сборки мобильных ПК — LogyCom — вскоре откажется от этой неблагодарной работы.

    Тем не менее, сборочный бизнес в рамках программы BYON дал им и, им подобным неоценимый, опыт в подготовке кадров для сервисных центров, а их в период бума продаж ноутбуков требуется немало.

    Другая особенность местного рынка состоит в том, что в Казахстане представлены, мягко говоря, далеко не все крупные производители мобильных ПК. В то время как ноутбуки корейских гигантов — LG и Samsung, например, на Украине занимают верхние строчки рейтингов продаж, в Казахстане они не представлены вообще. Впрочем, несколько лет назад, на заре формирования спроса, Samsung уверял, что скоро эффектно и с подобающим размахом, присущим компании, выйдет на отечественный рынок. И если для Samsung это так и осталось заявлением, то LG все-таки вышла на рынок и активно работала на нем, но, в конечном итоге, ушла с него по неназванным причинам. Таким образом, рынок в основном делят несколько производителей. Довольно слабые позиции у Dell, Lenovo, BenQ, а основная борьба развернулась между пятью брэндами: Acer, Asus, Fujitsu-Siemens Computers, HP, Toshiba.

    Рынок расставит все по местам

    Совокупная штучная емкость рынка мобильных ПК в Казахстане в I квартале 2007 г. составила почти 20 тыс. единиц. При средней стоимости ноутбука в районе $800 объем рынка приблизилась к цифре $16 млн. Эта цифра, конечно, не учитывает «серые» и «полусерые» каналы. Если взять их в расчет, то емкость рынка скорректируется до $19–20 млн. В целом, можно предположить, что в 2007 г. емкость рынка составила в коридоре $76–80 млн.

    По данным IDC, следует отметить, что лидером на рынке ноутбуков в Казахстане в I кв. 2007 г. стала Fujitsu-Siemens Computers, опередившая Acer и HP. Именно из этих трех брэндов и состоит тройка лидеров рынка. Впрочем, весьма близко к основной группе расположились Asus и Toshiba. И причина тут, вероятно, в особом положении указанных вендоров. Asus и Toshiba позиционируют себя как производители, выделяющиеся из мейнстрима, а потому, находящихся в другой ценовой категории. Позицию и успех Acer, которая довольно поздно зашла на рынок, можно объяснить тем, что компания отличается своим «особым» поведением на рынке, игнорированием традиционных маркетинговых инструментом (как, впрочем, и нетрадиционных), широким ассортиментом продуктов в нижнем ценовом сегменте.

    Такой подход позволяет ей в короткие строки занять весомые позиции на новом рынке, правда, преимущественно в сегменте недорогих ноутбуков. В секторе верхних сегментов мейнстрима и выше - другие законы, которые, безусловно, соблюдаются ведущими игроками: Fujitsu-Siemens Computers, HP, Asus.

    Положение Toshiba можно назвать нишевым, — эта компания известна, ее продукты пользуются доверием и определенным спросом. Asus уверенно наращивает объемы продаж, при этом корректируя свою рыночную стратегию в сторону упомянутых верхних сегментов майнстрима и премиум-класса. Действительно, у компании есть, что показать в этом направлении. Что касается HP, то позиция компании очень устойчивая, правда, линейка ноутбуков с лейблом HP не такая широкая как у конкурентов. Это некоторыми экспертами и приводится в качестве главного стратегического минуса. И Fujitsu-Siemens Computers, и HP представлены в Казахстане полноценными офисами, имеют разветвленную сервисную сеть и хорошую маркетинговую поддержку. Дело за продуктами и за пониманием тенденций. А о них чуть далее.

    В 2007 г. компания «Ритейл Аудит» проводила регулярный аудит розничной торговли ИТ-отрасли в городах Астана и Алматы, в рамки которого попали 227 объектов розничной торговли. Из них ноутбуки были представлены в 55 магазинах.

    По данным за 4 квартал 2007 г. первое место по показателю Distribution Level (доля магазинов, в которых была представлен товар) занимают ноутбуки компании Acer — 84%. Ноутбуки HP на втором месте (71%), на третьем месте продукция Toshiba с 65%. На четвертом месте Asus, 60%. Fujitsu Siemens находится на пятом месте — 36%.

    В индексе Line Up («длина линейки» — количество наименований товаров одного брэнда в одной торговой точке) лидирует HP с показателем 4,3.  Asus с индексом 3,8 занимает второе место. Достаточно ровную линейку продукции представляют компании Acer — 3,6,  Toshiba — 3,5,  Fujitsu Siemens — 3,4.  На шестом месте ноутбуки Sony — 2,6.

    Коммерческий директор компании «Ритейл Аудит» Сергей Кантаржи, комментируя данные о продажах, отметил: «На сегодняшний день компания «Ритейл Аудит» не может предоставить данные о продажах в Казахстане. Тем не менее, основываясь на сведениях, полученных в результате регулярного аудита продукции представленной в розничной продаже, можно сделать некоторые предположения.

    Учитывая более высокий Price Index («средняя стоимость модели») продукции Fujitsu Siemens можно предположить, что в общем объеме продаж ноутбуки этой компании занимают лидирующие позиции. По нашим данным второе место продукции HP так же согласуется с данными аудита полки. Более дорогие брэнды обычно выигрывают в денежном выражении именно за счет высоких цен. Информация о продажах продукции компаний Asus и Toshiba выглядит весьма правдоподобной».

    Тенденции и перспективы

    По оценке экспертов, однозначно выделены несколько важных продуктовых тенденций, которые окажут существенное влияние на формирование индустрии в ближайшие несколько лет. Первая, уже, вероятно, состоявшийся факт — широкоформатные матрицы. По аналогии с ЖК-мониторами, этой тенденции уже не один год и мультимедийные ноутбуки давно оснащаются широкоформатными панелями. Впрочем, рынок бизнес-класса до сих пор приемлет формулу 4:3.

    Важнейшая тенденция — это увеличение срока работы в автономном режиме. Тут все гораздо сложнее, и работа идет в нескольких направлениях: от снижения энергопотребления, до разработки новых видов источников питания (например, метаноловые элементы).

    Следующая тенденция — твердотельная память, которая воспринимается как замена стандартных HDD в мобильных ПК. В этом сегменте пока тоже все не так однозначно и борьба идет с переменным успехом. В целом, у HDD есть много козырей в рукаве, и еще до сих пор не понятно, кто одержит победу. И уже существуют гибридные диски, которые сочетают преимущества обоих технологий.

    Еще к одной важнейшей тенденции следует отнести и кастомизацию ноутбуков, частью которой является дизайн. Сейчас практически все потребители делают немалый акцент именно на этом факте, и в дальнейшем эта тенденция только усилится: яркие и неоднозначные ноутбуки теперь в моде. И, наконец, мобильные протоколы. Развитие сейчас идет в нескольких направлениях, но по умолчанию все мобильные ПК должны сдержать в себе все наиболее распространенные из них.

    Выводы

    Казахстан, даже при снижении покупательной способности, спровоцированной проблемами в банковском секторе и на рынке недвижимости, будет демонстрировать уверенные темпы роста в сегменте мобильных ПК. Среднестатистический таргет, т.е. соотношение продаж мобильных ПК/десктопов еще далеко не достигнут (40/60%), и составляет чуть больше 20%.

    Нет никаких сомнений, что в 2008 г. ситуация в первой тройке лидирующих производителей не изменится. Очевидно, и то, что ситуация и во втором эшелоне вряд ли подвергнется коррекции, Asus уверенно лидирует в этой группе, накапливая амбиции для вхождения в верхнюю тройку.

    Toshiba, соблюдая крайне консервативную позицию, не имеет шансов отыграть доли у ведущих игроков, но, думается, сохранит свои позиции. Вряд ли можно ждать роста активности новых игроков. Во-первых, 2008 — не самый удачный в Казахстане год с точки зрения экономики. Во-вторых, и Dell, и BenQ, и Lenovo поддерживают легенду ультраконсерваторов в маркетинге, по крайней мере, в Казахстане, а без маркетинга «быстрый старт» весьма сомнителен.

    Подписывайтесь на каналы Profit.kz в Facebook и Telegram.

    Комментарии