Следите за новостями

Цифра дня

138 тыс. цифровых доверенностей оформлено через «Цифровой нотариат» с момента запуска

    АИС, Microsoft и национальный поисковик — играем во взаимопомощь?

    Ситуация вокруг создания в Казахстане национальной поисковой системы.

    12 февраля 2008 11:14, Меир Аманжолов, Exit.kz
    Рубрики: Интернет

    На сегодняшний день объем рынка онлайн-рекламы оценивается в $40 млрд. Пока внушительная часть этой суммы попадает в карман основателям Google. Билл Гейтс на эти деньги уже не претендует, но за $80 млрд. сетевой рекламы, обещанные к 2011 году, побороться готов. Правда, собственный поисковик Microsoft особой популярностью не пользуется. По данным аналитической компании comScore, по окончанию 2007 года через Google проходило 64,2%  общих поисковых запросов, через Yahoo! — 12,8%, а через MyWebSearch — создание Microsoft — всего 2,9%.

    Но у Yahoo!, несмотря на второе место, дела идут все хуже и хуже. С июня 2007 года его акции упали в цене на 25%, а глава компании Джерри Янг был вынужден объявить, что в 2008 году поисковик вновь прибегнет к сокращениям, причем планируется сократить более двух тысяч сотрудников. Так Microsoft решил бить по слабому звену и объявил о своем намерении поглотить Yahoo!. С ценой г-н Гейтс не пожадничал. Редмондская корпорация готова была заплатить по $31 за акцию или $44,6 млрд. за компанию в целом. Аналитики с Wall Street окрестили такую щедрость — щедростью утопающего.

    «Microsoft готов переплатить за Yahoo! 62% только потому, что испытывает большие трудности в расширении своего интернет-бизнеса. Если так пойдет дальше, то Google станет на рынке онлайн-рекламы тем же, чем является Microsoft в сфере программного обеспечения, — комментирует сделку Томас Радингер фондовый менеджер Pioneer. — $44,6 млрд. говорят лишь о том, как отчаянно корпорация Билла Гейтса не хочет терять свои позиции в онлайне».

    Но $45 млрд. для Джерри Янга — это не деньги: Yahoo! отклонил предложение софтверного гиганта, пригрозив даже союзом с Google. Эксперты считают, что таким образом поисковик просто пытается набить себе цену, тем более что Microsoft готов платить. Отвечая на вопросы, связанные с отказом Yahoo!, Стив Баллмер заметил, что софтверная корпорация готова поднять стоимость предложения еще на $5 млрд.

    По мнению российских специалистов, центрально-азиатским странам во всей этой истории наибольшее внимание следует уделить нежеланию Microsoft терять свой интернет-бизнес. В России редмондская корпорация уже начала внедрение и продвижение своих онлайн-сервисов. Так в начале прошлого года в Москве был презентован специально локализированный для России MSN — мессенджер от Microsoft, конкурирующий со Skype и ICQ. Конечно до пар Rambler-ICQ или Mail.ru — Mail.agent, даже локализированным MyWebSearch — MSN еще далеко, но пока им пророчат неплохое будущее. Тем более что в Европе и в странах Тихоокеанского региона эти инструменты уже прижились. К примеру, по данным аналитического центра Capital, в западноевропейских странах каждый третий интернет-пользователь от 14 до 45 лет общается по MSN.

    Что же касается Казахстана, то у нашего массового потребителя имя Билла Гейтса пока связывается только с системой Windows. Поисковик от Microsoft даже в окне своего браузера замечают немногие, тогда как Google.kz популярен более чем у 80% пользователей интернета в республике. Общаться по сети казахстанцы предпочитают через Mail.agent (70%), ICQ (чуть менее 63%) или Skype (23%), однако, многие российские специалисты считают, что до 2011 года места в этой тройке могут еще не раз перераспределиться.

    «Если раньше основная доля конкуренции между Microsoft и Google за интернет-просторы приходилась на Европу и США, то сейчас обе компании расширяют зону своих действий. В 2007 году Microsoft очень активно взялась за продвижение своих онлайн-сервисов в России и на Украине, так что вполне возможно, что в скором времени очередь дойдет и до Казахстана», — предполагает источник Exit, работающий в Mail.ru

    В самом «Microsoft Казахстан» пока избегают каких-либо конкретных заявлений, однако Айдар Даулетов, глава представительства в республике, заметил, что онлайн-сервисы являются одним из пяти ведущих направлений развития бизнеса корпорации. Правда, пока мировой софтвер основной акцент в Казахстане делает на корпоративном сегменте. Но если еще год назад на разговоры о Windows Live или MSN в «Microsoft Казахстан» отвечали расплывчатыми «у нас сейчас немного другие задачи» или «рынок еще не совсем готов», то теперь от представителей редмондской корпорации можно добиться вполне реальных сроков.

    «Сейчас я не могу ответить, какие продукты из нашего онлайн-бизнеса мы будем локализировать. В этом году мы должны запустить в Казахстане новые серверные продукты и казахские версии Windows Vista и Office 2007, — отвечает Дана Алтыбаева, руководитель отдела маркетинга и PR «Microsoft Казахстан». — Но в ближайшие два года Microsoft начнет локализацию и продвижение в Казахстане своих онлайн-сервисов».

    Правда, и здесь Google опередил своего конкурента, крупнейший поисковик в мире уже не первый год работает с казахстанскими сайтами и предоставляет возможность поиска на казахском языке. Стоит отметить, что за немногих казахстанских интернет-пользователей Microsoft придется бороться не только с Google, но и с российскими Yandex, Rambler и Mail.ru. Хотя, эксперты считают, что для создателей Windows — это не такая большая проблема — было бы желание, а средства они найдут, чего не сказать о правительстве, не раз уже повторившем свою идею о создании национального поисковика.

    «Во-первых, чтобы достичь сегодняшнего уровня хотя бы российских поисковиков, казахстанское правительство должно быть готово к инвестициям как минимум в $20 млн. Во-вторых, если Microsoft серьезно возьмется за продвижение своих онлайн-услуг в СНГ, и тем более, если корпорации удастся ее сделка с Yahoo!, то уровень конкуренции резко возрастет, что потребует еще больших финансовых вложений, — комментирует ситуацию Анна Артамонова, вице-президент Mail.ru. — К тому же будет чувствоваться разница в аудиториях — российские поисковики работают на все СНГ, а аудитория казахстанского — максимум 16 млн. человек. В таких условиях людей нужно привлекать своими особенностями, но при уровне сервиса Yandex, Google или Mail.ru сложно представить, что нового сможет предложить казахстанская компания».

    В самом АИС, похоже, тоже не представляют чем и как привлекать интернет-пользователей. Пока на все вопросы Exit в госагентстве отвечают, что поисковик планируют создавать на коммерческой основе наравне с каким-нибудь крупным иностранным инвестором, имеющим опыт работы в этой сфере. Некоторые специалисты уже выдвигали предположения, что этим крупным инвестором мог бы стать Microsoft, которому это позволило бы начать внедрение своих онлайн-сервисов в Казахстане, еще и заручившись поддержкой правительства. По словам Жанары Жукеновой, пресс-секретаря АИС, пока сложно как-либо прокомментировать это мнение, потому что идея создания поисковика в госагентстве все еще находится на стадии предпроектного обследования. Г-жа Алтыбаева тоже отказалась от комментариев, сказав, что пока это лишь предположения, однако ни одна сторона не опровергла такой возможности.

    Что же касается казахстанских специалистов, то они считают, что до правительства крайне сложно докричаться. Оно упорно не слышит, что создание национального поисковика не самое лучшее и умное решение для поднятия Казнета. Александр Ляхов, основатель «Большой энциклопедии Казнета», не раз писал на своем интернет-ресурсе, что Казахстану сейчас не нужны огромные порталы, как Mail.ru, вероятность их окупаемости в республике очень мала. Зато в Казнете до сих пор нет ни одного работающего каталога сайтов. «Хорошо еще, что «Казник» ведет статистику, так мы хотя бы знаем, сколько у нас зарегистрированных доменов, но, сколько из них являются рабочими сайтами, не знает никто, — возмущается г-н Ляхов. — А ведь каталог сайтов не требует миллионных инвестиций — его стоимость едва превышает $50 тыс.».

    «Казнету нужен хороший контент. Хорошего контента не будет, пока «Казахтелеком» не нормализует свою хостинговую политику. Следовательно, если государство решило помогать Казнету, то начинать нужно с цен, а не с создания поисковиков, — считает Алексей Щеглов, основатель портала Night. kz. — Но если государство преследует какие-то свои цели, или кто-то решил подзаработать, то привлечение Microsoft с его онлайн-сервисами весьма неплохой вариант».

    Подписывайтесь на каналы Profit.kz в Facebook и Telegram.

    Комментарии