Конкуренция и развитие рынка источников бесперебойного питания в Казахстане.
Рынок ИБП в Казахстане продолжает расширяться. Конкуренцию ведущим игрокам - производителям решений бизнес-класса — составляют так называемые компании второго эшелона, которые с каждым годом все ближе и ближе «подбираются» к лидерам.
Вопрос важности использования систем бесперебойного питания не находит единодушного отклика как со стороны широких слоев потребителей домашнего класса, так и со стороны корпоративных пользователей. Впрочем, следует отметить, что, конечно, существует некоторый перевес в сторону корпоративного сегмента, ведь в случае возникновения критических ситуаций, связанных с отсутствием электроэнергии, бизнес несет многомиллионные убытки. Эти убытки чаще всего являются суммарными, т.е. состоящими, собственно, из убытков от простоя компании и непредставления по этой причине сервисов и убытков от возможного повреждения оборудования, потери данных и т.д. Наличие такой опасности выводит ИБП из разряда «желательных» устройств и позиционирует их как «обязательный» элемент инфраструктуры практически любой электронной системы.
Впрочем, более широкое толкование ИБП выводит эти устройства из круга сугубо компьютерной периферии — по сути они являются универсальным инструментом, необходимым для любой системы, будь то медицинское оборудование или система слежения за воздушными объектами в гражданской авиации. Тем не менее, в данном материале нас интересует ИБП именно как часть списка компьютерного оборудования.
По оценкам аналитической компании Frost&Sullivan, общемировой рынок ИБП растет и будет продолжать расти в 2005–2010 годах в среднем на 6% в год. Это ниже, чем в 2004 и 2003 годах, когда прирост равнялся соответственно 9 и 11,9 %.
В общей же сложности в 2006 году было продано источников бесперебойного питания на сумму в 5,76 млрд. долл. В тоже время, та же исследовательская компания прогнозирует рост рынка к 2012 году ИБП до 8,55 млрд. долл.
Тенденции, озвученные выше, характерны для общего принципа ИБП и прекрасно согласуются с теорией роста стоимости данных в сетях. В этом контексте следует отойти от банального понимания ИБП как «коробки с аккумулятором с электронной платой» в сторону сложных комплексных решений, ориентированных на центры обработки данных. Пример — решение от APC в области концепции InfraStruXure, являющейся, по сути «адаптивной инженерной инфраструктурой центра обработки данных» со стоимостью, исчисляемой в сотни тысяч долларов США (в зависимости от сложности проекта). В тоже время, хороший однофазный (т.е. консьюмерный) источник бесперебойного питания в Казахстане можно купить за 50 долларов США. Пропасть между решениями класса «бизнес» и «дом» настолько велика, что фактически выводит домашние ИБП из числа продуктов, находящихся на острие инновационных разработок. Впрочем, это не просто какая-то догадка. Один из тестеров казахстанского компьютерного журнала MegaByte Артур Железнов, отмечает: «Мы тестируем ИБП домашнего класса ежегодно. И должны отметить, что основные тенденции в Казахстане — это увеличение количества брэндов второго эшелона с очень коротким жизненным циклом на фоне существенного ценового давления со стороны последних, на брэнды первого эшелона. Разумеется, ни о каких «сверхинновационных» идеях, которые разработчики первого эшелона вкладывают в эти продукты, говорить не приходится. Это просто конвейер, а все инновационные вещи по большей мере реализуются в корпоративе». Действительно, в последние годы основные инновационные решения концентрируются на батареях, которые по «олимпийскому» принципу должны быть легче, обладать более высокой емкостью и дольше служить.
В целом влияние брэндов второго уровня, среди которых в Казахстане замечены OPC, SVC, Allways, Ippon и т.д., на рынок очень существенное — по некоторым оценкам, их доля составляет 30%. К сожалению, многие потребители однофазных ИБП исключают сервисную составляющую, а она в случае с вышеуказанными брэндами и подобным им, может ограничиваться несколькими неделями и даже меньше. Именно этим отчасти можно объяснить их невысокую стоимость (например, стоимость ИБП одного класса разных эшелонов может отличаться в 2–3 раза). «Производителям таких ИБП не нужно развивать инновации в области, например, батарей, которые являются одним из ключевых элементов домашнего ИБП начального класса — ведь их жизненный цикл может быть много меньше, чем цикл жизни даже самой недорогой аккумуляторной батареи. А это колоссальная экономия — просто берите и используйте аккумуляторы от мототехники», — утрирует Артур Железнов. По сути, мы говорим об отсутствии в ценовом диапазоне многих ИБП подобного уровня «сервиса», а он традиционно для устройств такого класса отличается высокой логистической составляющей (например, стоимостью пересылки запасных частей) и жесткими правилами игры, принятыми в бизнес-среде (бизнес по определению не может простаивать, тем более по техническим мотивам). В тоже время Улукбек Бекдаир, глава APC-MGE в Казахстане, не намерен сгущать краски и переоценивать роль брэндов второго эшелона: «Мы (APC-MGE — прим. автора) занимаем долю около 40–50% в однофазном бизнесе, соответственно, 20–30% — это доля брэндов второго эшелона». «Что касается роста, то мы растем около 25–30% в год», — акцентирует Улукбек Бекдаир. При этом следует отметить, что объем рынка однофазных ИБП (а это чаще всего ритейл) в Казахстане составляет 18–20 млн. долларов в год. Это не такой большой рынок, но, по словам главы представительства APC-MGE, «ритейл — это важно и активно работать на нем необходимо по определению». Следует иметь в виду, что брэндам второго эшелона трудно войти на тендерный рынок. И одна из причин уже названа — сервисная составляющая, т.е. твердые и длительные сроки гарантийных обязательств. Но, возвращаясь к APC-MGE, нужно сказать, что сделки в «любимом направлении» того же APC-MGE — InfraStruXure весьма велики, а компания завершает эпоху «евангелизации» (популяризации) этой инфраструктуры в пользу практических решений. А таковых в Казахстане внедрено несколько. «Центры обработки данных не могут существовать без InfraStruXure, а значит, там, где ЦОД, есть InfraStruXure», — говорит Улукбек Бекдаир. Кстати, именно APC-MGE — единственная компания-производитель ИБП, представленная в республике полноценным офисом.
Краткосрочные тенденции таковы, что конкуренция между брэндами разных эшелонов будет только нарастать. Уже сейчас в рознице Казахстана есть немало производителей, которые сильно приблизились к брэндам первого уровня по многим параметрам, в том числе, и по сервисной составляющей. Другой ресурс — тендерный рынок, где при определенной изворотливости и корректировке сервисной политики брэндам второго эшелона можно найти «место под солнцем». Это очень негативный звонок в сторону лидеров рынка. И, к сожалению, ответа с точки зрения снижения издержек у таких гигантов APC-MGE, Tripp-Lite, Powerware пока нет, а значит, им придется констатировать потери в рыночном пироге в сегменте консьюмерных продуктов. И все же, не все так плохо и для них. Корпоративные проекты — вот тот ресурс, который способен придать лидерам сильный толчок и обеспечить «долгое и безбедное существование». И растущая потребность в тяжелых инфраструктурных решениях, таких как InfraStruXure, тут только на пользу. Достаточно напомнить многомиллиардный проект e-gov в Казахстане и нарождающуюся моду на ЦОДы в банковской среде, чтобы понять, что перспективы есть и немалые. Но для этого потребуются инвестиции в консалтинг и сервис.
В целом ситуация на этом весьма небольшом рынке все-таки довольно стабильная. Да, рынок требует решений для ЦОД и корпоративных продуктов. И тут у лидеров рынка есть ответ. Да, брэнды второго эшелона намерены «оторвать» кусок у лидеров на рынке «однофазных» ИБП и, мало того, некоторые из них давно выросли из «коротких штанишек» и не уступают гигантам ни по параметрам, ни в сервисе (по крайней мере, в Казахстане). Но это всего лишь корректировочные тенденции, способные нивелировать ситуацию на рынке. В целом же, рынок будет расти за счет всех сегментов: корпоративного (на мой взгляд, в большей мере) и консьюмерного. Оценочные (прогнозные) цифры на 2008 год в сегменте однофазных ИБП находятся в пределах от 24 до 26 млн. долларов США. Что касается корпоративного рынка, то тут оценки не настолько прозрачные, но очевидно, что рынок будет расти и не только за счет инфраструктурных решений, но и за счет ИБП корпоративного класса, ориентированных на малый и средний бизнес.
Комментарии