Алексей Николаев, IT-Expert KZ: бизнес не готов платить за сайты
Интервью с координатором проектов компании «IT-Expert KZ» Алексеем Николаевым из Кокшетау о том, как складывается жизнь небольшой, по меркам Казнета, веб-студии в столице Акмолинской области.
Сегодня мы познакомим вас с Алексеем Николаевым, координатором проектов компании «IT-Expert KZ» из Кокшетау. Как складывается жизнь небольшой, по меркам Казнета, веб-студии в столице Акмолинской области? И что лучше: работать с госструктурами или с частными заказчиками из Синегорья? Ответы — в интервью.
— Алексей, как давно вы пришли в интернет?
— О себе... Начнем не с самого начала, а с деятельности по веб-сайтам. Потому что она началась с 1998 года, когда у нас в Кокчетаве появилось министерство экологии. Я тогда попал в отдел, который назывался НЭЦ — Национальный экологический центр, где мы занимались поддержкой IT. Тогда я впервые увидел что такое веб-сайт изнутри и поддерживал его. А дальше я пытался делать это в городе. Но в городе у нас поняли веб-сайты только в 2004 году. Тогда заказчики начали просить, более-менее, чтобы у них были вообще какие-то сайты.
А впервые я попал в сеть FIDO. Это даже и не интернет еще был. А до этого были «бибиэски» BBS, куда мы заливали все, что было. А с интернетом познакомился уже где-то в 1996 году. Тогда, помню, были бешеные тарифы по $4 за час.
И вот, как-то сразу стал разработчиком сайтов. Сначала в госструктурах, а потом уже самостоятельно.
— У вас в компании преобладают государственные или частные заказы?
— У нас, в основном, работа идет с государственными заказами, потому что частники не готовы платить адекватную цену за работу. Так же, работая с частниками, часто сталкиваешься с тем, что дизайн тебе навязывает заказчик. То есть ты рисуешь проект, отдаешь на согласование, а он тебе говорит: я хочу, чтобы было как на том сайте. Делаешь как на том, а он говорит: давайте здесь в зеленый перекрасим, а здесь баннеры такие поставим. В конечном итоге получается такое, что даже не хочется ставить свою подпись.
В принципе, есть клиенты, которые за дизайн готовы платить, но не знают чего хотят в итоге. Поэтому мы пока их откладываем чуть дальше. И работаем больше с государственными, хотя и с частными тоже. Примерно соотношение 80 на 20 процентов.
— Как вас находят клиенты?
— В основном это рекомендации. У нас город маленький и тратить деньги на рекламу не имеет смысла. Я на протяжении семи лет это делал: давал объявление в газету, на радио и на экране, который стоит у нас в центре. За все это время мне позвонил только один человек, который заметил рекламу на экране. Интересно, что по газете был самый большой отклик. Но звонили люди с частными личными проектами и с одним вопросом: «Почему у вас так дорого? — нам в другом месте обещали за 30 тысяч тенге». Т.е. выяснялось, что не тот уровень клиентов.
Поэтому мы сейчас работаем только по рекомендации, по знакомству и не берем уровень работ больше, чем можем сделать. В начале года, до марта, мы заключаем договора на весь год, а дальше мы их просто исполняем.
Сам я уже отошел от непосредственного программирования, так как наши сотрудники уже обошли меня в этом. Я могу поставить задачу, показать, что мне нужно, написать алгоритм действий. Но уже написание кода оставляю им. Сам я исполняю роль дизайнера. Вообще, дизайном я занимаюсь с 13-14 лет, еще с первых версий редакторов. Так что я все рисую, отправляю своим программистам, а они уже работают. А сколько ни пытался здесь найти дизайнеров — очень все сложно. И в этом есть проблема. Найти квалифицированного дизайнера, который в Photoshop хотя бы просто-напросто рисовал — невозможно. Приходят люди, которые выучили этот редактор, но для чего — непонятно. Приходят, приносят работы, даешь задание, которое обещаешь оплатить, а человек пропадает. А хотелось бы освободить время на свои личные проекты.
— А удаленные работники?
— Удаленные работники... Работали с ними. Но не сильно долго, потому что, если я начну ему объяснять, по тому же самому Skype, все, что мне нужно, то мне проще сесть и самому все отрисовать. Времени уйдет ровно столько же, а то и меньше. Мне нужно, чтобы я дал набор каких-то характеристик, параметров, которые хочет клиент, отдал дизайнеру, он это выполнил — все! Максимум: я поправил что-то самостоятельно.
— Но ведь фрилансеры есть достаточно компетентные?
— Я использую биржи фриланса как средство для идей. Я захожу и смотрю лучшие сайты, как они сделаны, какой уровень. Думаю, чего нам еще нужно достигать. Смотрю с точки зрения функциональности, что очень важно. И насчет цены, то есть готов ли наш клиент за такое решение платить или нет. А вот с программистами проблем нет. У нас уже сложившаяся команда, уже лет шесть мы вместе работаем.
— А кто у вас занимается написанием текстов, наполнением сайтов клиентов?
— Копирайтеров у нас нет. Не готовы еще платить за это. Все говорят, что мы будем все это делать сами. Причем это относится и к частникам, и к государственным учреждениям. Сами «госы» справляются со своим контентом. Раньше было не очень, но в последние годы все лучше и лучше у них получается. Появляется актуальный контент. В общем, лучше, чем у частников.
Частники, даже если взять крупные предприятия, с которыми мы работали, нам говорят: мы не готовы за это платить, нам жалко 20-30 тысяч тенге на зарплату журналиста, который бы нам сам все писал и поместил на сайт хотя бы начальный контент. Итог — проекты 2-3 года висят. Красивый дизайн — наполнение ноль. Потом мы просто теряем клиентов, потому что «сайт не работает».
— Алексей, интересные подробности. Если вы этим не раскроете каких-то коммерческих тайн, поделитесь, пожалуйста, каким образом у вас складывается цена сайта?
— Мы, в основном, делаем сайты с дальнейшим сопровождением. То есть, мы сразу включаем сопровождение на год. Нереально сделать сайт, отдать его клиенту и чтобы он был доволен. Он все равно будет его дорабатывать в течение года, поэтому мы сразу оговариваем годовое сопровождение: хостинг, какие-то изменения по сайту, его дизайну, если нужно, то дописываем модули и так далее.
У нас идет помесячная оплата, в среднем около 10 тысяч тенге. За год, таким образом, около 120 тысяч. Это с техподдержкой, с выездом специалистов, с обучением. Почему так? Потому что конкурировать в госзакупках становится все сложнее, а это 80% бюджета компании. Да и в целом в городе у нас платить больше не хотят. Бывает, что часть наших клиентов уходят к фрилансерам, к мини-студиям, но после возвращаются к нам, потому что нужна поддержка. То есть, человек сделал где-то сайт за, к примеру, 50 тысяч тенге, оплатил клиенту хостинг, отдает им сайт и ничего не объяснив, берет свои деньги. Но потом человек теряет доменное имя, потому что не помнит, что его нужно продлить. Теряет сайт, так как забыл продлить хостинг или сам сайт падает, так как сделан был на сомнительных движках. Бывали такие случаи.
У нас есть собственные разработки четырех движков. Так что нам разработка практически ничего не стоит. Только подстроить один из них под нужды нашего клиента. Нам это удобно, так как знаем, что где находится и что нужно поменять. Плюс дизайн, что не так сложно порой бывает. Плюс услуги хостинга. Плюс закинуть файлы на этот хостинг. И размещение контента. Если в штате нет специалиста, который этим будет заниматься, то берем на себя. И при этом многие говорят: что-то у вас слишком дорого.
— Расскажите, пожалуйста, отличается ли подход к частным клиентам и к государственным?
— Да, сильно. У госклиентов есть определенные стандарты. И у них очень важен внутренний рейтинг. Например, если на сайте есть значок какой-то госпрограммы, то плюс 0,1 балла, добавили еще один какой-то баннер, то еще плюс 0,1. Добавил такой-то контент — снова начисляют баллы. Если ты много набираешь, то все остальное не всегда важно.
Мы решили, что работа именно с государственными структурами должна стать для нас приоритетной. Потому что в самом городе клиентов не так много, да и те не особо хотят платить. А с государством работать проще. Это, своего рода, стабильный клиент. Мы занимаемся общей системой порталов акиматов в Акмолинской области и все уже обучены, так что проблем намного меньше. Раньше выезжали на места, обучали. Сейчас же такой необходимости нет. Проводим обучение удаленно и по телефону, объясняем, если внедряется что-то новое, как что работает. А размещением информации уже занимаются на местах. Если же нет, то они нам отправляют по электронной почте и мы размещаем.
— Каким образом у вас в компании происходит мотивация сотрудников?
— Нормально происходит. Ведь когда уже все сделано — самое главное все поддерживать в работоспособном состоянии. Бывают нагрузки, согласен. Но все мы прекрасно понимаем, что можно посидеть и поиграть в «танчики», — значит все в порядке, все работает и человек можете себе позволить расслабиться. А бывают авралы и тогда уже не до игр. Ребята это прекрасно понимают.
Развитие сотрудников у нас происходит самостоятельно. Я предлагал ездить на курсы, но пока никто не хочет. Так что у нас обучение происходит на практике, во время реализации проектов. Или за полгода до проекта я говорю, что нужно будет выучить что-то, если есть желание, то давайте будем заниматься. Самообучение проходит в онлайне, иногда покупаем книги.
— Алексей, вы говорили, что у вас есть личные проекты. Поделитесь, какие?
— Это проекты по туризму. Их в очередной раз пытаются сейчас внедрять через разные организации. Причем они вышли на нас, чтобы мы помогли им реализовать эти проекты, которые когда-то мы же и написали. С одной стороны, это хорошо, потому что наша работа к нам же и возвращается. Это проект по туризму в Акмолинской области. Вскоре мобильное приложение будет презентоваться. Сейчас ждем решения от «Даму» по поводу выделения гранта на развитие этого проекта.
Или вот сейчас мы запускаем мобильное приложение по охоте и рыбалке. Если сейчас набрать в поиске «окунь крупный в Акмолинской области» — не найдешь, чтобы хоть где-то было место описано где можно поймать, какой был клев. Есть пара форумов, но там люди просто отчеты пишут, да и то всего два-три поста за месяц. В основном, все в одни и те же места ездят, но сами места никто нигде не показывает, не говорит о них. Мне, как охотнику и рыбаку, это очень скучно. Приходится ездить, тратить свои ресурсы, а было бы приложение, то можно было бы поделиться местом. Достаточно сделать фотографии или просто отписаться, что сегодня в этом месте такой-то клев. Всем хочется же поделиться своей удачей, похвастаться. Иначе зачем они постят это на форумах?