Считаете ли Вы перспективным инвестировать в интернет-проекты?
Мнения представителей казахстанских компаний о перспективах инвестиций в интернет-проекты в Казнете.
Дмитрий Стальмашевский,
менеджер по продукции представительства Xerox в Казахстане
По моему мнению, в данный момент реализация интернет-проектов непосредственно в Казахстане находится на начальном этапе развития. Среди казахстанских интернет-ресурсов можно назвать информационные порталы, корпоративные сайты, интернет-конференции, а также странички представительства компаний в интернете. Все большую популярность приобретает индустрия развлечений, основанная на виртуальных мирах, развлекательных порталах,
Актуальность данной категории проектов на сегодняшний день можно оценить как очень востребованную, но пока абсолютно не реализованную до логического завершения и имеющую достаточно большой потенциал в будущем. В то же время многим казахстанским развлекательным интернет-проектам пока еще далеко до российских аналогов по уровню креатива и технической реализации, а малая прибыльность данных ресурсов обусловливается их плохой посещаемостью и малому количеству рекламы, которая не всегда гармонично вписывается в идеологию ресурса. Новые проекты требуют финансовых инвестиций, которые могут окупиться только с ростом популярности ресурса, и это на данный момент является определяющим фактором выбора тематики будущего проекта. Рейтинг действующих казахстанских интернет-проектов можно увидеть на сайтах Award и Zero. Многие из них достаточно молоды, но уже стали популярными и в Казахстане, и за границей.
Ерлан Макашев,
директор казахстанско-индийского центра, Казну им.
На данный момент весьма привлекательным видом деятельности в интернете становится коммерция. Если посмотреть на размеры капиталовложений в интернет-проекты, то заметно, что они не так уж велики по сравнению с остальными сферами бизнеса, тем не менее рост их стремителен. Что касается принципиально нового качественного преимущества электронного рынка — это именно возможность «четкой фокусировки» на определенную группу потребителей.
Инвестирование в интернет-проекты, на мой взгляд, очень важно для нашей республики: экономике сегодня необходимы денежные вливания для развития малого бизнеса, формирования конкурентной среды для крупного бизнеса, который является основой экономики любого развитого государства. И таким стимулом для вливаний может стать электронный бизнес.
Александр Васильев,
генеральный директор интернет-компании PROFIT Online
Да, вне всяких сомнений, инвестиции в интернет-проекты перспективны. Различные интернет-сервисы стремительно развиваются, предоставляют нам все новые возможности и пользуются заслуженной популярностью. Другой вопрос, что, говоря об инвестициях, нужно суметь разглядеть или придумать самому такую идею, которая в дальнейшем «выстрелит» — понять или почувствовать, что в этот проект стоит вкладывать.
Однако, если говорить о Казнете, то здесь все несколько сложнее. Прежде всего
Одним словом, вкладывать в Казнет, безусловно, выгодно, но ждать возврата инвестиций, скорее всего, придется довольно долго. И, конечно, в первую очередь нужно обращать внимание на проекты с местной привязкой, с собственными идеями — у них гораздо больше шансов.
Дмитрий Кан,
глава представительства SUN Microsystems Kazakhstan and Central Asia
Инвестиции в интернет-проекты
За этот период количество интернет-пользователей в Казахстане должно достигнуть («первой») критической массы, что будет стимулировать более стремительный рост рынка. Количество и качество
Фактически, если не начать инвестиции в свои
Разумеется, компании и частные инвесторы должны четко представлять, что именно и почему они хотят «вывесить» в Казнет. Проект ради проекта, как всегда, обречен на неудачу.
Марат Тунгатаров,
менеджер рекламного агентства DG
Если говорить о конкретном инвесторе и выборе проекта для финансирования, то здесь возникают дополнительные условия, которые необходимо учитывать, и риски, которых желательно избежать. Выбор интернет-проекта для инвестирования мало чем отличается от выбора проекта в любой другой области деятельности, более консервативной и менее технологичной. Попробую перечислить возможные проблемные точки.
Идея — основа для любого проекта. Найти хорошую идею очень сложно. Но еще сложнее оценить перспективы, учесть требования рынка и понять сложность ее реализации. Также на этом этапе формируется техническое задание и бизнес-план для реализации проекта.
Реализация — необходимо подобрать разработчиков и менеджеров, настроить информационные потоки, организовать работу команды, продумать маркетинговую стратегию и базу для долгосрочного развития проекта.
Развитие и выход на рентабельность — даже если первые два этапа пройдены успешно, ничто не гарантирует его финансовую состоятельность. Необходимо компенсировать изменения на рынке, моду и изменившиеся требования аудитории.
Если есть уверенность в партнерах, ресурсах и вера в идею — успех всегда будет на вашей стороне!
Максим Скляров,
директор компании «Web фабрика»
Понятие «инвестиции в интернет» может подразумевать под собой инвестиции в: бизнес в интернете — dotcom'ы (электронная коммерция, информационные порталы, поисковые системы и
На мой взгляд, чтобы стать интересными для инвесторов, у создателей интернет-проектов есть два пути: научиться делать хорошие инструменты, потенциально используемые стратегическими инвесторами в своих цепочках создания стоимости (маркетинге, закупках, инновациях и т.д.); научиться использовать эти инструменты самим и развить бизнес вокруг них.
Для организации успешного интернет-проекта нужно тщательно выбирать сферу бизнеса, товар, который планируется реализовывать. Например, если организовывать интернет-магазин, то лучше выбрать в качестве товара книги, а не продукты. Наиболее приемлемый вариант — это создание бизнеса на собственные средства, без привлечения средств инвесторов. Но, к сожалению, это не всегда возможно.
Для владельцев бизнеса важны прирост аудитории, приток и освоение инвестиций, а также стоимость бизнеса и его перспективы.
Покорить казахстанский интернет не так просто. Необходимо время, в течение которого нужно выдержать правильно выбранную стратегию, необходим активный PR и реклама. Зарубежные инвесторы должны учитывать особенности казахстанского интернета, который только начинает затрагивать глобальная интеграция, учитывать и локальную, а не только глобальную конкуренцию. Таким образом, на специфичном отечественном
Сейчас компании не могут точно сказать, принесут ли им инвестиции в интернет-проекты прибыль, и какую. Трудно ожидать заметного оживления на рынке. В этой ситуации первыми выступить инвесторами должны провайдеры, вкладывая деньги в собственные
Именно поэтому даже сейчас считать сетевые ресурсы недоходными — неправильно.
Комментарии