Следите за новостями

Цифра дня

138 тыс. цифровых доверенностей оформлено через «Цифровой нотариат» с момента запуска

    Считаете ли Вы перспективным инвестировать в интернет-проекты?

    Мнения представителей казахстанских компаний о перспективах инвестиций в интернет-проекты в Казнете.

    30 октября 2007 11:56, Интернет и Я

    Дмитрий Стальмашевский,
    менеджер по продукции представительства Xerox в Казахстане

    По моему мнению, в данный момент реализация интернет-проектов непосредственно в Казахстане находится на начальном этапе развития. Среди казахстанских интернет-ресурсов можно назвать информационные порталы, корпоративные сайты, интернет-конференции, а также странички представительства компаний в интернете. Все большую популярность приобретает индустрия развлечений, основанная на виртуальных мирах, развлекательных порталах, он-лайн-играх. Они позволяют реализовывать многие проекты, нацеленные на все возрастные категории, так как доступность интернета открывает эту возможность.

    Актуальность данной категории проектов на сегодняшний день можно оценить как очень востребованную, но пока абсолютно не реализованную до логического завершения и имеющую достаточно большой потенциал в будущем. В то же время многим казахстанским развлекательным интернет-проектам пока еще далеко до российских аналогов по уровню креатива и технической реализации, а малая прибыльность данных ресурсов обусловливается их плохой посещаемостью и малому количеству рекламы, которая не всегда гармонично вписывается в идеологию ресурса. Новые проекты требуют финансовых инвестиций, которые могут окупиться только с ростом популярности ресурса, и это на данный момент является определяющим фактором выбора тематики будущего проекта. Рейтинг действующих казахстанских интернет-проектов можно увидеть на сайтах Award и Zero. Многие из них достаточно молоды, но уже стали популярными и в Казахстане, и за границей.

    Ерлан Макашев,
    директор казахстанско-индийского центра, Казну им. Аль-Фараби

    На данный момент весьма привлекательным видом деятельности в интернете становится коммерция. Если посмотреть на размеры капиталовложений в интернет-проекты, то заметно, что они не так уж велики по сравнению с остальными сферами бизнеса, тем не менее рост их стремителен. Что касается принципиально нового качественного преимущества электронного рынка — это именно возможность «четкой фокусировки» на определенную группу потребителей.

    Инвестирование в интернет-проекты, на мой взгляд, очень важно для нашей республики: экономике сегодня необходимы денежные вливания для развития малого бизнеса, формирования конкурентной среды для крупного бизнеса, который является основой экономики любого развитого государства. И таким стимулом для вливаний может стать электронный бизнес.

    Александр Васильев,
    генеральный директор интернет-компании PROFIT Online

    Да, вне всяких сомнений, инвестиции в интернет-проекты перспективны. Различные интернет-сервисы стремительно развиваются, предоставляют нам все новые возможности и пользуются заслуженной популярностью. Другой вопрос, что, говоря об инвестициях, нужно суметь разглядеть или придумать самому такую идею, которая в дальнейшем «выстрелит» — понять или почувствовать, что в этот проект стоит вкладывать.

    Однако, если говорить о Казнете, то здесь все несколько сложнее. Прежде всего из-за того, что уровень проникновения интернета в Казахстане очень низкий, и рассчитывать на высокую посещаемость не приходится. А при маленьком трафике сайт вряд ли сможет приносить прибыль. Не надо забывать, что Казнет, по сути, является подмножеством Рунета, который регулярно выдает интересные проекты, и конкурировать с ними бессмысленно.

    Одним словом, вкладывать в Казнет, безусловно, выгодно, но ждать возврата инвестиций, скорее всего, придется довольно долго. И, конечно, в первую очередь нужно обращать внимание на проекты с местной привязкой, с собственными идеями — у них гораздо больше шансов.

    Дмитрий Кан,
    глава представительства SUN Microsystems Kazakhstan and Central Asia

    Инвестиции в интернет-проекты (web-based) сегодня очень актуальны. Думаю, что рынок относительно скоро пройдет точку перегиба (12–18 месяцев), после которой начнется стремительный рост web-based сервисов и приложений.

    За этот период количество интернет-пользователей в Казахстане должно достигнуть («первой») критической массы, что будет стимулировать более стремительный рост рынка. Количество и качество веб-сервисов начнут оказывать более значительное влияние на жизнь граждан, а значит, и на конкурентную борьбу.

    Фактически, если не начать инвестиции в свои веб-приложения сегодня, к моменту бума можно не успеть их внедрить и отладить.

    Разумеется, компании и частные инвесторы должны четко представлять, что именно и почему они хотят «вывесить» в Казнет. Проект ради проекта, как всегда, обречен на неудачу.

    Марат Тунгатаров,
    менеджер рекламного агентства DG 

    Если говорить о конкретном инвесторе и выборе проекта для финансирования, то здесь возникают дополнительные условия, которые необходимо учитывать, и риски, которых желательно избежать. Выбор интернет-проекта для инвестирования мало чем отличается от выбора проекта в любой другой области деятельности, более консервативной и менее технологичной. Попробую перечислить возможные проблемные точки.

    Идея — основа для любого проекта. Найти хорошую идею очень сложно. Но еще сложнее оценить перспективы, учесть требования рынка и понять сложность ее реализации. Также на этом этапе формируется техническое задание и бизнес-план для реализации проекта.

    Реализация — необходимо подобрать разработчиков и менеджеров, настроить информационные потоки, организовать работу команды, продумать маркетинговую стратегию и базу для долгосрочного развития проекта.

    Развитие и выход на рентабельность — даже если первые два этапа пройдены успешно, ничто не гарантирует его финансовую состоятельность. Необходимо компенсировать изменения на рынке, моду и изменившиеся требования аудитории.

    Если есть уверенность в партнерах, ресурсах и вера в идею — успех всегда будет на вашей стороне!

    Максим Скляров,
    директор компании «Web фабрика»

    Понятие «инвестиции в интернет» может подразумевать под собой инвестиции в: бизнес в интернете — dotcom'ы (электронная коммерция, информационные порталы, поисковые системы и web-сервисы); интернет в бизнесе — корпоративный web-сайт, аукционы B2B, распределенные корпоративные сети; бизнес на интернете — развитие систем обработки и передачи информации (магистральные сети передачи данных, сети доступа).

    На мой взгляд, чтобы стать интересными для инвесторов, у создателей интернет-проектов есть два пути: научиться делать хорошие инструменты, потенциально используемые стратегическими инвесторами в своих цепочках создания стоимости (маркетинге, закупках, инновациях и т.д.); научиться использовать эти инструменты самим и развить бизнес вокруг них.

    Для организации успешного интернет-проекта нужно тщательно выбирать сферу бизнеса, товар, который планируется реализовывать. Например, если организовывать интернет-магазин, то лучше выбрать в качестве товара книги, а не продукты. Наиболее приемлемый вариант — это создание бизнеса на собственные средства, без привлечения средств инвесторов. Но, к сожалению, это не всегда возможно.

    Для владельцев бизнеса важны прирост аудитории, приток и освоение инвестиций, а также стоимость бизнеса и его перспективы.

    Покорить казахстанский интернет не так просто. Необходимо время, в течение которого нужно выдержать правильно выбранную стратегию, необходим активный PR и реклама. Зарубежные инвесторы должны учитывать особенности казахстанского интернета, который только начинает затрагивать глобальная интеграция, учитывать и локальную, а не только глобальную конкуренцию. Таким образом, на специфичном отечественном он-лайн рынке не всегда срабатывают стандартные стратегии, повтор в Казахстане удачных для других стран решений может сулить провалы — и наоборот.

    Сейчас компании не могут точно сказать, принесут ли им инвестиции в интернет-проекты прибыль, и какую. Трудно ожидать заметного оживления на рынке. В этой ситуации первыми выступить инвесторами должны провайдеры, вкладывая деньги в собственные web-сайты. Им ми лучше всего известно, что контент — это то, ради чего пользователь подключается к сети, а контент есть у каждого сайта.

    Именно поэтому даже сейчас считать сетевые ресурсы недоходными — неправильно.

    Подписывайтесь на каналы Profit.kz в Facebook и Telegram.

    Комментарии