Следите за новостями

Цифра дня

138 тыс. цифровых доверенностей оформлено через «Цифровой нотариат» с момента запуска

    Неизвестный Kazsatnet

    Интервью с председателем правления Национальной компании Kazsatnet Асаном Досаевым о работе компании.

    9 июля 2007 11:29, Ольга Антонова, Digital Kazakhstan
    Рубрики: Бизнес, Связь

    Наверняка вам не раз попадалось на глаза название компании Kazsatnet, так как со дня образования (8 августа 2006 год), она успела приобрести устойчивый брэнд. Однако наш журнал стал первым представителем СМИ, который всерьез заинтересовался и решил узнать о деятельности и результатах существования компании.

    Впервые увидеть Kazsatnet в деле мне довелось еще три месяца назад во время работы Международной выставки информационно-коммуникационных технологий «E-KAZAKHSTAN», которая проходила с 28 по 30 марта 2007 года в Астане в спорткомплексе «Алатау». Тогда акционерным обществом «Kazsatnet» была организована видеоконференция между высшими учебными заведениями Самары, Дубны, Алматы и Астаны, пятым собеседником при таком необычно-реальном общении были посетители выставки и представители самой компании-организатора.

    Но, как оказалось, видеоконференцсвязь — далеко не единственная сфера деятельности Kazsatnet. Мы встретились с председателем правления Национальной компании Kazsatnet Асаном Ералхановичем Досаевым.

    — Асан Ералханович, название компании ассоциируется с первым казахстанским спутником. Насколько компания Kazsatnet связана с космосом? С образованием Космического агентства, не перейдет ли она в его ведение?

    — Нет, наша компания больше телекоммуникационная. Да, мы занимаемся спутниковой связью, но это только способ передачи сигнала. Реального отношения к космосу мы не имеем. Поэтому, однозначно, что мы туда не перейдем.

    — Раскройте, пожалуйста, «тайну» названия компании.

    — Kazsatnet — сокращенно Kazakhstan Satellite Networks — «Казахстанские Спутниковые Сети».

    Визуальная связь

    — Расскажите, пожалуйста, об опыте видеоконференцсвязи между госструктурами, о проблемах и перспективах организации мультисервисной транспортной среды для госорганов.

    — Вы в курсе, что сейчас мы создаем спутниковый сегмент единой транспортной среды госорганов. 6 июля предполагается ее запуск. Мы готовы. Если ничего экстраординарного не случится, то 6 июля эта сеть заработает. Она будет связывать электронную вертикаль государственной власти. Астана будет связана с областными акиматами. А до первого августа мы запустим проект в районных акиматах Восточно-Казахстанской области.

    — Почему именно в ВКО?

    — Потому что они — самые продвинутые в программе реализации электронного правительства. У них работает много сервисов, приложений по е-правительству, в части управления областью и предоставления электронных услуг.

    — Уже проходили испытания системы?

    — Да, и сейчас проходит ее тестирование перед запуском. Сегодня мы запустили параллельно восемь областей и получили положительный результат. Вчера был запуск трех точек для администрации президента, чтоб там могли проверить качество видеоконференцсвязи. Было несколько этапов тестирования системы. Сначала мы собрали прототип сети на земле, проверили оборудование. Второй этап — это испытание на прототипе сети уже с использованием спутника. Поскольку АИС уже создал сеть для «Республиканского центра космической связи и электромагнитной совместимости радиоэлектронных средств», мы на этой сети, используя несколько точек доступа, попробовали запустить свои решения видеоконференцсвязи, IP-телефонии. После этого, снова на своем оборудовании провели тестирование на всех точках по всему Казахстану. Подключили Павлодар, Усть-Каменогорск, Семипалатинск, Алматы, Астану, Зырьяновск и Глубокое. На основе этой сети был проведен сеанс видеоконференцсвязи для Министерства образования и науки РК. Видеомостом были соединены школа-лицей Астаны №1 и школа села Глубокое в ВКО, а также Министерство образования. Сам министр участвовал в сеансе.

    Видеоконференцсвязь прошла без сбоев, с хорошим качеством изображения и звука, с приемлемой задержкой сигнала, которая не влияла на сам процесс общения. Более того, после этого на выставке «Электронный Казахстан» мы провели, опять же, показательную связь.

    Если вы помните, в прессе очень часто встречались критические замечания по поводу неудачной точки стояния спутника, неудачных его параметров. Мы реально доказали обратное. Мы подключили Самару, подключили Дубну. В Астане точно такие же параметры терминалов, как и в Самаре. Этот город, уж точно, западнее любой точки Казахстана.

    — Допустим, я — аким Акмолинской области. Как часто я буду пользоваться видеоконференцсвязью?

    — Это решает администрация президента. Разработан регламент проведения сеансов. В них входит не только видеоконференцсвязь, а также IP-телефония, система электронного документооборота в цифровом варианте. Как часто? Я думаю, не реже раза в месяц.

    — То есть я не смогу пользоваться видеоконференцсвязью в любое время, когда мне этого захочется?

    — В регламенте обозначено, что один раз в неделю. Но насколько это будет актуально? Это же, можно сказать, эксклюзивная связь. Она будет применяться, когда президент или премьер-министр будут общаться с представителями регионов. Когда можно вопрос решить по телефону, видеоконференцсвязь не нужна. Насколько необходима будет связь — решение администрации президента. Также предусмотрены экстренные включения. Допустим, если возникнет необходимость проведения какого-то экстренного видеосовещания, то оно будет проведено.

    — Когда будут подключены к такой услуге районные акиматы?

    — Здесь все зависит от финансирования. Мы, например, не получили финансирования на этот год. Надеемся, что войдем в планирование бюджета на 2008 год. Если все будет нормально, запустим спутниковый сегмент полностью до районного звена до конца 2009 года. Но, возможно, это произойдет раньше. Мы получили уставный капитал 1 млрд. 425 млн. тенге в 2006 и на этом все завершилось. В этом году было запланировано 4,9 млрд. Финансирование проектов должно было идти по программе корректировки бюджета, но компания Kazsatnet в нее не попала. Нам не дали ни копейки.

    — Почему?

    — Агентство РК по информатизации и связи в 2006 году не включило нас в основной бюджет. Нам было обещано, что мы попадем в корректировку бюджета. АИС в этом плане ничего не сделал. Большой трагедии нет. Единственное, плохо то, что задерживается программа. Мы, минимум, пол года теряем.

    Два способа тратить деньги

    — В видеоконференцсвязи вы используете только спутник или еще и оптоволокно?

    — Оптоволокно используется здесь, в Астане, для связи министерств, ведомств с «Акордой» и правительством. Вы имеете в виду оптоволокно, проложенное по всему Казахстану, связывающее областные центры?

    — Да.

    — Эти сети принадлежат «Казахтелекому». У нас речь идет о выделенной сети связи, которая принадлежит только госорганам, Kazsatnet. Через эту сеть можно организовать специфические услуги. Да, видеоконференцсвязь можно заказать у «Казахтелекома», но это будет стоить очень дорого. Есть два способа тратить деньги: тратить деньги на услуги и платить все время или потратиться один раз на создание своей сети и потом просто ее поддерживать. Второй способ, как выяснилось, позволяет экономить государственные средства.

    — Безопасность передачи данных при этом не страдает?

    — Безопасность, естественно, выше во втором способе. Потому что на выделенной сети организовать безопасность проще. И правила администрирования сети гораздо легче, чем на сетях общего пользования. Именно этим и было продиктовано создание такой системы. Нужна была выделенная сеть.

    — То есть к оптоволокну вы не имеете никакого отношения?

    — Почему? Те оптоволоконные линии, которые в Астане сейчас нам, скорее всего, передадут. Будет организована единая сеть для государственных органов. Те органы, которые находятся по горизонтали — министерства и ведомства в Астане, будут соединяться с правительством и администрацией президента через оптоволокно. А органы, которые находятся по вертикали, то есть в регионах, будут связаны через спутник. Соответствующие структуры в областных центрах на местах будут использовать современные технологии, при помощи которых скорость передачи информации будет сравнима со скоростью передачи через оптоволокно.

    — Сейчас какие скорости передачи информации через спутник?

    — Мы сейчас декларируем на точку 3,5 Мбит/сек. Реально на точку можно получить чуть больше трех. Это можно расширять, потому что наша технология позволяет масштабировать скорость — можно поставить 2–3 модема.

    — Для сравнения, передача информации по оптоволокну с какой скоростью бы была?

    — Если просто соединять две точки на таком расстоянии, на каком мы соединяем их через спутник по оптоволокну, вы представьте, какие деньги нужны! Но минимальная скорость будет исчисляться сотнями Мбит/сек.

    — Насколько интегрируются эти две связи, оптоволоконная и спутниковая при реализации проектов Kazsatnet?

    — На самом деле, мы интегрируем много различных систем связей. Потому что есть еще наземные беспроводные технологии, которые работают в диапазоне частот 2,3–3,4,–5,5 МГц. Это тоже технологии будущего, их скорости сравнимы со скоростью на оптоволокне. Они распространяются там, где нужны передачи на короткие расстояния 10-15-20 км.

    Связываем Казахстан

    — Какие программы сегодня разрабатываются и реализуются в сфере национальной спутниковой системы связи и вещания Республики Казахстан?

    — Первостепенная задача компании — непосредственное построение мультисервисной сети спутниковой связи. В настоящее время компанией проводятся работы по созданию пилотной зоны спутникового сегмента ЕТС ГО в городах республиканского значения, областных центрах и районах на территории Восточно-Казахстанской области. Деятельность компании в этом году направлена на построение сети наземной инфраструктуры и беспроводной связи в областных центрах Казахстана. Сюда входит установка одной базовой станции в Алматы и 14 аналогичных станций в областных центрах, а также прокладка оптоволоконных линий связи в городах Алматы, Астана и 7 областных центрах. Мы продолжаем прокладывать единую транспортную сеть государственных органов. Сейчас готовим проектные решения по дальнейшему расширению этой сети. Скоро доделаем ее до конца. Дальше планируем некоторые решения в рамках е-правительства с тем, чтобы реализовать такие важные аспекты этой программы, как, например, снижение информационного неравенства. Занимаемся решением таких серьезных проблем, как электронное образование, телемедицина, решениями, связанными с улучшением ситуации для Казпочты. Сейчас также разрабатывается технико-экономическое обоснование проекта республиканской образовательной внутренней сети интранет. Мы хотим участвовать и в телемедицинских проектах. У нас есть хорошие, адаптированные решения. Причем, не только в части организации сети, но и в разработке контента.

    — Чьим опытом вы руководствуетесь? С кем сотрудничаете при реализации своих проектов?

    — Мы открыты для всех ведущих вендеров в этой сфере телекоммуникаций. Очень много было контактов с ведущими производителями оборудования, американскими, европейскими, израильскими компаниями, с норвежской фирмой NERA, французской Alkatel и т.д.  Мы ориентируемся на опыт ведущих производителей, но выбрали технологию, автором которой является концерн EADS — европейская транснациональная компания. Она занимается системами спутниковой технологии и системой спутниковой связи. Сеть в Самарском регионе — это прототип казахстанской сети. Мы активно работали с московской компанией, которая давала технические решения. Создали технико-экономическое обоснование проекта совместно с россиянами. Но по большей части работаем самостоятельно.

    — Сколько человек работает в вашей компании? Какие специалисты?

    — В компании сейчас работает больше 70 человек. Специалисты разных квалификаций, разных направлений: связисты, специалисты в области оборудования, системные инженеры, программисты…

    Бортовой компьютер

    — Асан Ералханович, а кто в компании работает в направлении проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию наукоемких технологий в сфере передачи данных? Каковы результаты?

    — У нас существует отдел НИОКР в департаменте развития технологий, там занимаются этими работами. Что нами сделано за полгода существования? Нами разработана опытная версия бортового компьютера. Бортовой компьютер представляет собой программно-аппаратный комплекс, построенный на базе миниатюрного компьютера TabletPC (в простонародье его часто называют «таблеткой»), который имеет 7-8-дюймовый  экран. Он предназначен как для использования в автомобиле, так и в качестве самостоятельного устройства. Бортовой компьютер имеет встроенный GPS-приемник для определения собственного местоположения и шнур-адаптер для подключения к автомобилю. Мы разработали устройство, которое можно вмонтировать в салон автомобиля. Поставили туда наши разработки — софт.

    — Что он позволяет?

    — Первое, он дает такой сервис, как навигация по городу с использованием приемника GPS. Там установлена разработанная нами карта с серьезным информационным наполнением, установлена поисковая система. Вы можете искать объекты по определенным признакам. Это наша разработка, причем, карта защищена от копирования.

    Вторая реализованная функция — это техническая диагностика автомобиля. Мы использовали соответствующие решения, перевели формат диагностики, ратифицировали, разработали специальный интерфейс приложения. Если в автомобиле появляются какие-то неисправности, загораются пиктограммы на панели. Компьютер, например, сообщает о том, что кончилось масло в машине или перегревается двигатель. В программе заложено несколько сотен кодов неисправностей. Создан протокол обмена информацией с бортовым контроллером. Разработан свой интерфейс.

    Благодаря следующей функции, мы можем подключить кабель видеоизображения различных форматов. И видео будет выводиться на компьютер. Это хорошее приложение для патрульных машин. По каналам, допустим GSM, можно передавать изображения в диспетчерский центр. Это тоже реализовано. Причем, можно подключать до трех камер одновременно. Подобные компьютеры используются в автомобилях во многих странах, но этот компьютер мы сделали сами.

    Есть еще одна функция — мы подсоединили к устройству каналы связи. Садясь в машину, вы просто подключаете к бортовому компьютеру свой мобильный телефон и можете разговаривать. Там реализован телефонный справочник. Вы просто пальцем выбираете контактные номера, не выпуская из рук руля. То есть в машине возможно вести такой, достаточно комфортный, образ жизни. Бортовой компьютер на самом деле имеет очень много приложений. Они все у нас разработаны. Мы разослали материал об этом компьютере по министерствам, поступает много письменных и устных откликов. Бортовой компьютер пользуется большим интересом. Вчера мы проводили переговоры с узбекской стороной, они заинтересованы поставлять такие вещи на свои машины, которые производятся АО «УзДЭУавто».

    — Какова же ожидаемая стоимость бортового компьютера?

    — Серьезная наша фишка в том, что стоимость должна быть низкой. Мы определили потолок, со всеми приложениями такой компьютер будет стоить около 600–700 долларов.

    — Кто их пользователи?

    — Кто угодно! Автолюбители, коммунальные службы, службы экстренной помощи, службы экстренного реагирования, охотники, рыбаки, геологи, представители МЧС и т.д.

    Он многое может…

    Все приложения бортового компьютера, созданного Kazsatnet для Казахстана, русифицированы. Кроме всех вышеперечисленных, бортовой компьютер обладает еще множеством интересных функций. Например, голосовой указатель сообщит о предстоящих поворотах, опасных участках пути, АЗС и других объектах. Компьютер позволит определить пройденное и оставшееся расстояние, расчет времени пути и затрат топлива. Сидя за рулем, вы получите отображение на экране БК видеоданных с камер заднего и бокового обзора. Здесь же, в этом же устройстве, будут храниться ваши записная книжка, органайзер, калькулятор, планировщик, конвертер валют и другие опции для широкого круга пользователей, в том числе и развлекательные программы (MP3-плейер, ТВ-тюнер, игры).

    Бортовой компьютер имеет встроенные беспроводные интерфейсы WiFi и BlueTooth, а также возможность подключения внешних устройств для беспроводной передачи данных, таких как сотовый телефон, радиостанция ТЕТРА или др. При этом функции компьютера значительно расширяются. Появляются такие дополнительные возможности, как отображение на электронной карте дружественных объектов, имеющих подобные устройства. Здесь же можно осуществлять передачу текстовых сообщений на другие бортовые компьютеры или обмениваться файлами и видеоизображениями. Компьютер оснащен кнопкой экстренной ситуации, при нажатии которой на удаленном диспетчерском пункте мгновенно отображается предупреждающий сигнал о возникшей ситуации.

    При помощи специальных адаптеров можно передавать данные с мобильного либо носимого контрольно-измерительного оборудования различного назначения (медицинские приборы, КИП выездных бригад аварийных служб, АЧС, метеорологическое и криминалистическое оборудование и т.п.).

    Разработанный специально для бортового компьютера WEB-интерфейс позволит осуществлять доступ к услугам е-правительства, заказать билеты или делать электронные покупки.

    Для групп пользователей, имеющих «бортовые компьютеры», разработано программное обеспечение, которое устанавливается на стационарном центральном сервере и позволяет проводить слежение в реальном времени за местоположением и состоянием этих объектов. Данные отображаются на электронной карте и позволяют контролировать отклонения от маршрута и графика, пройденное расстояние, состояние автомобиля и дополнительно установленных датчиков и приборов (вскрытие грузового отсека, изменение уровня жидкости в цистернах и т.п.).

    Экстренная IT-помощь

    Есть у Kazsatnet еще одно важное и нужное решение. Бортовой компьютер и определенный контролер в интеграции могут обрабатывать сигналы медицинской техники, которая установлена в скорой медицинской кардиологической помощи. Не секрет, что врачи наши не всегда соответствуют той квалификации, которая требуется. В то же время существует достаточно развитый центр кардиохирургии. И деятельность врачей, которые будут выезжать на вызов, в будущем с применением нового изобретения сведется к тому, чтобы положить больного на носилки и просто подключить к нему датчики приборов. Вся информация с этих приборов попадает на компьютер, передается по каналам связи в центр кардиохирургии и там уже квалифицированный врач может на ходу давать консультации, что делать, куда вести больного. Сразу можно подключиться к базе данных, где хранится информация из истории болезни пациента. Тогда помощь действительно становится экстренной, скорой, и шансы на спасение человека возрастают.

    Гибридная почта

    Есть в Kazsatnet еще одно изобретение, новое для Казахстана. Его наш собеседник назвал «гибридной почтой». Попробую привести алгоритм действий в процессе. Она не совсем электронная и не совсем бумажная. Вы садитесь за компьютер, выходите на определенный портал с абсолютно понятным интерфейсом, набираете письмо, отправляете его. А в том почтовом отделении, куда оно должно прийти стоит компьютер с установленным на нем программным обеспечением Kazsatnet, подключенный к двум принтерам. На одном из них распечатывается конверт — на другом само письмо. После этого ваше послание автоматически упаковывается в конверт и готово к доставке адресату. Весь процесс происходит без участия оператора. Свое письмо вы можете послать, набрав любым шрифтом, вставив картинки, фотографии. Но не нужны марки и временные затраты на перевозку. Адресат получит ваше письмо в печатном виде в любой точке Казахстана в течение часа.

    В компании имеются еще различные разработки, как сообщил Асан Ералханович, но об одних говорить пока рано, а другие представляют собой темы отдельных материалов. Так что, до встречи!

    Подписывайтесь на каналы Profit.kz в Facebook и Telegram.

    Комментарии