Е-правительство: демоверсия
Портал «е-правительства» Казахстана создан, но даже «продвинутые» депутаты так и не смогли попробовать на практике описанные достоинства сайта.
Основная часть выделенных из госказны денег на трехлетнюю Программу «электронное правительство» Казахстана, а это 16,3 миллиарда тенге, уже потрачена. Портал «е-правительства», где можно получить около 500 информационных услуг по разным направлениям, создан. Сейчас идет реализация интерактивного этапа, чтобы казахстанцы не только могли зайти на сайт и написать письмо в виртуальное пространство, но и тут же в интерактивном режиме получить на него ответ.
Однако даже «продвинутые» депутаты так и не смогли попробовать на практике описанные достоинства сайта электронного правительства. Причина банальна — отсутствие справки, как работать на веб-портале
«Отсутствие этого не позволяет даже среднему пользователю эффективно пользоваться информацией», — резюмировал испытавший это на себе мажилисмен Владимир Бобров. Непонятно, почему пользователь, решивший обратиться к правительственному порталу, должен иметь идентификационный номер? Ведь сегодня «личный номер» или ИИН присвоены небольшой части населения, широкомасштабная работа в этом направлении только началась.
В этой связи парламентарии вопрошают: «Для кого мы создали такую информационную систему? Почему, имея РНН, указав фамилию, имя и отчество, адрес и место жительства, мы не можем пользоваться услугами веб-портала правительства?»
Не в полном объеме сегодня обеспечен электронный документооборот. И хотя АИС и хвалится, что «количество направленных между участниками электронных документов составило 14301», это не показатель, а капля в море, считают мажилисмены. Поскольку документооборот между государственными органами составляет не одну сотню тысяч в год.
Банки уже давно завели себе порталы и успешно пользуются электронными документами, и доступ к ним сегодня имеет каждый казахстанец. Они пошли дальше: сегодня с мобильного телефона можно производить платежи. При этом, как подчеркивают народные избранники, банки на это «не тратили 10 миллионов долларов для устранения информационного неравенства».
Если такие недостатки есть на интернет-странице электронного правительства, то об отдельно взятых ведомствах и акиматах и говорить не приходится. Из всех существующих госорганов работают порталы только пяти министерств и трех областных акиматов, услуги которых ограничиваются функцией — «написать письмо в пресс-службу». Хотя в идеале необходимо иметь контакт с любым департаментом или комитетом ведомства.
Но самая огромная проблема — основная часть населения с компьютером до сих пор на вы. По подсчетам, в Казахстане лишь 5 процентов населения владеют азами компьютерного мастерства. Для остальных Word и Excell, а также остальные программы ПК остаются чем-то неизведанным.
Агентство по информатизации и связи планирует до конца 2009 года обучить компьютерной грамотности порядка 20 процентов населения и увеличить уровень пользователей интернета до такого же количества. А также внедрить IT-технологии в повседневную жизнь каждого казахстанца. Подсчитано, что один доллар, вложенный на IT-образование, превратится в 33 доллара через пять-десять лет.
Компьютерный ликбез населения начался в этом году. Было создано 2512 компьютерных классов и уже обучено около 165 тысяч человек, что составляет 63 процента от запланированных слушателей. Государственные мужи считают, что они перевыполнят план, поскольку спрос превышает предложение: мониторинг показал — количество желающих обучаться по всем регионам Казахстана оказалось намного больше заявленного. Поэтому в следующем году АИС обучит уже более полумиллиона человек.
Стимулом для посещения уроков станет Национальный ИТ-сертификат, который будет востребован на курсах повышения квалификации работников бюджетной сферы и при тестировании выпускников средних и высших учебных заведений, при приеме на госслужбу. К слову, что касается последних, то депутаты здесь недоумевают: «Почему мы за государственный счет должны обучать служащих работе в интернете?» Такое обучение, как они считают, необходимо проводить за счет собственных внутренних резервов министерств. А служащие, не умеющие работать в Сети, обязаны просто-напросто оставить госслужбу.
В этом году фактически истекает срок реализации Госпрограммы «электронное правительство», стартовавшей в 2005 году. Однако по непонятным для депутатов причинам в бюджете на нынешний год заложено порядка семи миллиардов тенге.
Комментарии