Беспроблемная система координат
Интервью с генеральным директором компании ABS Сергеем Шевцовым о работе компании.
Сергей Шевцов, генеральный директор компании ABS, много лет назад исключил из лексикона своих подчиненных слово «проблема». У него есть свое объяснение тому, почему это было сделано.
— Запрет на «проблемы» мы ввели много лет назад, и сегодня, когда я слышу это слово, это для меня как красная тряпка для быка. У нас нет проблем. Согласно нашему корпоративному правилу проблем не существует. Вместо этого мы сталкиваемся с «задачами», которые нам предстоит решать. Как воспринимается людьми слово «проблема»? «Все пропало! Что делать?! Клиент уходит!» Как только на горизонте появляется это слово, начинается паника. А паника парализует. Я не понимаю, когда говорят, что впереди сплошные препятствия, и все — непреодолимые. С таким настроем лучше сразу бросить эту затею и ничего не делать. Нужно менять психологию людей. Гораздо лучше не суетясь подумать, что в этой ситуации можно предпринять. Вместо того, чтобы сокрушаться, человек должен предложить руководству хотя бы
— Как давно для определения своего профиля вы используете это умное словосочетание «системная интеграция»?
— С самого начала. Уже в 1994 году у нас появилось видение, что мы именно системные интеграторы, то есть из различных компонентов собираем решение, являющееся оптимальным. Другое дело, что понимание термина менялось со временем. Раньше мы считали, что наша цель — взять хорошую технику от различных производителей и собрать из нее, условно говоря, функционирующую сеть.
— Большей частью в вашей компании, насколько я понимаю, работают «технари». Понимают ли они, что на самом деле представляет собой менеджмент?
— У нас есть специальное подразделение — департамент развития бизнеса. Его сотрудники знают, как правильно строить бизнес, как решать задачи, стоящие перед клиентами. И мы осознаем, что нужно очень внимательно подходить к внедрению, потому что речь идет о живом организме, и нельзя разрушить то, что работает. Строить компанию, когда все создается с нуля, очень легко. Недавно один из наших клиентов попросил создать для него оператора. Мы, зная, как все это технологически устроено, дали заказчику полностью готовое решение. Просто песня! Создаешь продукт от начала и до конца — и все работает. Но таких случаев единицы. Обычно приходится иметь дело с компаниями, в которых уже существуют
— Клиенты понимают, чем вы, в сущности, занимаетесь?
— Мы сейчас разрабатываем новую маркетинговую стратегию и в рамках этого процесса опросили клиентов: «Что такое,
— В одном из пресс-релизов вы заявили, что ваша доля рынка составляет 4%. При этом вы считаетесь крупным игроком. Какую же в таком случае часть пирога имеют ваши меньшие коллеги?
— Цифра в 4% кажется скромной, но на самом деле доля достаточно большая. Нам важно было понять, какой процент нам доступен сейчас, чтобы знать, к чему стремиться. Кроме того, имелся в виду рынок системной интеграции и дистрибуции. Грань между одним и другим довольно зыбкая, трудно отделить первое от второго. Нам приходится конкурировать с вендорами — Siemens, Alctel и т.д., — которые сами поставляют сюда оборудование и сами же его устанавливают. Самыми грозными нашими соперниками являются именно мировые брэнды, потому что они и финансово, и технологически уверенно себя чувствуют. Одна из целей, которые мы перед собой ставим, — стать равными им.
— Как вы считаете, почему эти монстры действуют не через дистрибуторов, а напрямую? Они не доверяют своим местным партнерам?
— Думаю, доверяют, но самые большие проекты они делают все же сами. Пример — «Казахтелеком» и Siemens. Версий, почему все выглядит именно так, несколько. Возможно, по их мнению, местный партнер не в состоянии осилить столь крупные внедрения. Хотя ABS опровергает это своей работой: мы не раз являлись именно головной компанией, закупали у них же оборудование и делали проекты нисколько не меньшие, чем западные компании. Впрочем, я не исключаю, что делать все самим вендорам проще чисто технологически. Контракт заключен — прилетела команда
— Я видел список ваших поставщиков. Там только западные, японские компании. Почему?
— Потому что, имея с ними дело, можно быть уверенным: технологический процесс выстроен правильно, и, следовательно, продукт будет работать без сбоев. Можно, конечно, использовать программное обеспечение или оборудование, созданное не столь крупной компанией. Но где гарантия, что все это будет качественным?
И потом, западные партнеры дают нам исходники, и это позволяет нам доводить их продукт до ума. Мы можем подогнать его под наше законодательство, а часто — и под наш менталитет. Не все бизнес-процессы, которые годятся для Запада, подходят нам стопроцентно. Существуют особенности мировоззрения наших сотрудников и руководителей, которые нельзя не учитывать. Нельзя взять западную технологию и сказать: «Делайте так, как написано!» В итоге они вовсе перестанут ею пользоваться.
— Вы уверены, что ваша деятельность действительно приносит пользу? Возможно, это просто электронные игры, и не более того?
— Наш собственный пример вполне наглядно демонстрирует полезность нашей работы. У нас есть два офиса. Раньше около пятидесяти человек ежедневно ездили туда-обратно. Трафик очень напряженный, на дорогу у каждого уходило не меньше часа. Мы посчитали расходы на все это, и получилась гигантская цифра. Я уж не говорю о зря потраченном на это времени. В итоге мы внедрили видеотелефонию. Американский профессор Элтон Барбор установил, что в процессе диалога только 7% всей информации передается с помощью речи, 38% информации поступает с помощью интонаций и мимики. Наибольшая ее часть, а именно 55%, передается языком тела, то есть жестами и другими невербальными средствами. У вас, наверное, был опыт, когда вы брали интервью по телефону, и можете подтвердить, что телефонные беседы, как правило, получаются намного слабее тех, когда вы встречаетесь с собеседником лично. Именно поэтому люди всегда предпочитают торчать в пробках вместо того, чтобы решать вопросы по телефону. Теперь наши сотрудники не ездят между офисами. Это экономит нам $1000000 ежегодно. В «Казтрансойле» уже пять или семь лет успешно используют эти технологии. С помощью видеотелефонии они проводят большую часть совещаний, планерок. И я их понимаю. Одно дело слышать голос
— Выгода для начальства очевидна. Но легко себе представить, как сопротивлялись менеджеры на местах, которым после внедрения начали смотреть в глаза.
— Движение информации идет в двух направлениях. Нижнее звено получает возможность дистанционно решать свои вопросы. Бывает, до руководства не достучаться. Например, если это менеджер какого-нибудь подразделения в Актау. Лететь специально в Астану? Нет командировок. По телефону начальство не достать. Видеотелефония дает шанс разрубить этот гордиев узел. С ее помощью из региона он может полноценно поговорить с руководителем. Увидев в ходе совещания его озабоченное лицо,
— То есть у вас есть козырь и для менеджеров нижнего звена?
— Разумеется. Вообще, невозможно получить хороший результат, если клиент не хочет участвовать в проекте. Можно сделать массу всего, но это не будет принято и использовано, пока ты не найдешь с людьми контакт. Как этот контакт наладить — отдельная наука. Взаимодействуя с разными уровнями, нужно использовать разные методы убеждения. У каждого свои задачи и свое понимание того, как они должны решаться. Руководителям нужны одни аргументы, среднему звену — немного иные, техническому персоналу — третьи.
— Насколько казахстанские
— Они в большинстве своем очень прогрессивны. Может быть, в силу молодости или образования. И это радует. Наверное, скорее интуитивно, но многие приняли программы технического развития. Они знают, что сначала будут делать это, потом — вот это и так далее. Поскольку мы являемся системным интегратором, в работе с клиентами нередко составляем план, по которому видно, какие элементы когда будут добавляться и к чему в итоге это все приведет. Не всегда получается использовать такой подход к работе, но это происходит все чаще.
— Почему руководители так любят технику? Может, они хвалятся друг перед другом:
— Думаю, много факторов влияет… Естественно, очень помогает, если один
Комментарии