Следите за новостями

Цифра дня

Ветроэлектростанцию на 100 мВт построят в Туркестанской области

    По кому «сотка» звонит

    Положение операторов мобильной связи в Казахстане.

    22 августа 2007 10:24, Серик Баев, Литер
    Рубрики: Рынок, Связь

    Снижения тарифов на мобильную связь не предвидится.

    Современные технологии за невероятно короткое время сумели перевернуть нашу жизнь. Если проследить за эволюцией мобильной связи, то становится понятно, сколь сжатые сроки требуются для того, чтобы представление человека о новом явлении переменилось коренным образом. Впервые появившись в Казахстане в 1994 году, мобильная трубка представлялась большинству из нас не только атрибутом престижа, но и неким мифическим символом могущества ее владельца. Теперь же сотовым телефоном не пользуются разве что дети грудного возраста, и то лишь потому, что для этого нужно сначала научиться говорить.

    Первые несколько лет мобильный телефон действительно был практически золотым. Об этом говорило даже название первого оператора, предоставляющего услуги мобильной связи, — «Алтел» (сокращение от «алтын телефон»). На протяжении пяти лет эта компания оставалось монополистом, продвигая на рынок свои услуги в стандарте AMPS. С 1994 по 1999 год «Алтел» набрал 25000 абонентов — к пятнадцатитысячной армии основных своих клиентов компания прибавила 10000 абонентов карточной сети «Тумар». И это притом, что в первое время суммы выставляемых за услугу счетов нередко превышали рубеж в 1000 долларов. Кроме «Алтела» в это же время робкие попытки завоевать рынок мобильных услуг предпринимала компания «Толкын», но ей едва удалось за счет более низких цен набрать порядка 2000 абонентов. В 1999 году новый стандарт беспроводной связи ворвался на рынок телефонных услуг. К этому времени успела закончиться гарантированная «Алтелу» государством монополия на услуги мобильной связи. Две компании, предоставляющие связь в новом формате GSM-900, стартовали практически одновременно. 6 февраля 1999 года состоялся запуск в коммерческую эксплуатацию сети K’Cell, а 19 февраля — сети K-Mobile. Настало время жесткой борьбы за каждого нового абонента, и стоимость связи начала постепенно снижаться. Предлагая новые виды услуг и возможностей, GSM значительно потеснил своего предшественника AMPS, в котором на тот момент работало два оператора — «Алтел» и «Жаршы» — правопреемник «Толкына». AMPS не сдавалась, и компания «Алтел» была удостоена золотой медали «Лучшая сотовая связь Казахстана в 2000 году». С наступлением третьего тысячелетия в Казахстане разразился сотовый бум. В обиход стали входить такие словечки, как sms, роуминг, wap. Словосочетание «входящие бесплатно» перестало быть только рекламным трюком.

    Гонка за лидерством

    Со временем в Казахстане сформировались условия для здоровой конкуренции на рынке мобильной связи. Причем в первую очередь выигрывал от этого потребитель. Диктовать «погоду» стали два основных оператора: компания GSM Kazakhstan с брэндами K’Cell и Activ и ТОО «КаР-Тел», продвигающее торговые марки K-Mobile и K-Card. И та и другая компании наполовину принадлежали турецким телекоммуникационным консорциумам. GSM Kazakhstan разделил пакет акций между «Казахтелекомом» и турецкой компанией TURKCELL Iletisim Hizmetleri A.S., а половина акций «КаР-Тела» находилась в руках Rumeli Telecom.

    «Алтел» постепенно стал сдавать свои позиции под натиском новых технологий. Дочерняя компания все того же «Казахтелекома» в 2002 году предприняла последнюю попытку удержаться на рынке. «Алтел» ввел в эксплуатацию систему аутентификации абонентов HLR-41 производства Motorola, которая должна была защитить 47 тысяч абонентов сетей «Алтел» и «Тумар» от попыток несанкционированного доступа, в компании возник вопрос о переводе сети с устаревшего аналогового NAMPS на более перспективный цифровой стандарт CDMА. В 2003 году ОАО «Телеком-Сервис» с торговой маркой «Жаршы» и «Алтел» подали заявки на право использовать цифровой стандарт CDMA. В свою очередь руководство «Алтела» заявило, что сеть AMPS будет существовать еще ориентировочно в течение одного года и поддерживаться параллельно с новой цифровой сетью CDMA 2000 1х. В том же 2003 году GSM-операторы активизировали свои действия по завоеванию рынка.

    В начале года о получении кредита в 50 млн. долларов на замену и увеличение числа передатчиков заявило ТОО «GSM Kazakhstan», чуть позже о привлечении кредита в 30 млн. заявила компания «КаР-Тел». Стала явно проглядываться тенденция снижения тарифов на услуги мобильной связи. Уже 13 февраля 2004 года компания «Алтел» осуществляет коммерческий запуск нового брэнда — PAThWORD — так появилась новая сеть мобильной связи с торговой маркой Dalacom. А 15 апреля 2006 года стандарт AMPS с товарным знаком «Алтел» перестал существовать вовсе. Однажды уступив лидирующие позиции операторам GSM, компания «Алтел» принялась продвигать торговую марку Dalacom, как локальную сеть, не претендующую на лидирующие позиции рынка сотовой связи. С 2004 по нынешний год это право оспаривают между собой операторы GSM — «КаР-Тел» и GSM Kazakhstan.

    Нужно отметить, что в 2004 году российская компания «ВымпелКом» приобрела «КаР-Тел», уступив казахстанской стороне менее 50 процентов акций. K-Mobile и K-Card стали растворяться в сети «Билайн». С этого года началась настоящая битва за абонентов сотовой связи. Ведущие операторы на тот момент уже охватили покрытием основные центры Казахстана и плотно взялись за освоение регионов, увеличивая число своих абонентов в разы. Можно было бы предположить, что оставшихся потенциальных клиентов разделят между собой уже существующие операторы мобильной связи, но 14 февраля 2007 года в борьбу вступил новый игрок — ТОО «Мобайл Телеком-Сервис» с торговой маркой NEO.

    Первый кто?

    Учитывая, что каждый из операторов утверждает, что его сеть самая лучшая, а два основных оператора GSM оспаривают пальму первенства в вопросе, кому же принадлежит большее число абонентов, мы решили провести собственное исследование. Кстати, наш метод может использовать каждый, кто пожелает выяснить истинное положение дел на рынке сотовой связи. Мы взяли 10 сотовых телефонов, чьи записные книжки содержат 200 и более контактов. Таким образом, получили 3809 номеров. Картина получилась следующей.

    Городские номера телефонов составили 22 процента, их набралось аж 841. Телефоны с иностранными префиксами — 4,6 процента (всего 179). Номера с префиксами компании Beeline — 35,1 процента (всего 1339). Телефоны абонентов сети GSM Kazakhstan — 35,5 процента (всего 1353). Абонентов сотового оператора Dalacom — 2,4 процента (всего 92). Больше всего мы переживали, что не окажется номеров с префиксом NEO, но в одном телефонном аппарате их оказалось целых пять, что составило в нашем исследовании 0,13 процента.

    Получив эти цифры, мы не остановились. 244 абонента оказались обладателями сразу двух мобильных номеров, причем в 206 контактах спаренными оказались телефоны с префиксами GSM Kazakhstan и Beeline, что понизило их рейтинг еще на 5,4 процента.

    Наш собственный анализ в целом подтвердил соотношение сил на рынке сотовой связи, которое публикуют некоторые агентства по статистике. И все же, исходя из того, что разрыв между двумя ведущими операторами составил всего 14 номеров, а количество спаренных префиксов между ними равняется 206, мы не можем говорить о том, что сегодня кто-то из них лидирует.

    Планка о двух концах

    Время не стоит на месте, и мобильная связь уже достаточно давно, кроме ретрансляции голоса, способна осуществлять передачу данных. При стремительном росте информационных технологий этот аспект распространения информации становится все более актуальным. В этой связи перед основными операторами Казахстана встал вопрос о переходе к стандартам связи третьего поколения, что позволит абонентам получить доступ к широкому спектру услуг, включая мобильное телевидение и возможность пользоваться интернетом посредством мобильной трубки на очень высоких скоростях. О готовности развернуть сети 3G поочередно заявили все операторы, работающие в стандарте GSM. Но так ли необходима Казахстану погоня за данным ноу-хау? И чем чревато внедрение 3G для обычного абонента?

    С одной стороны, новые возможности дают больше свободы в области пользования новейшими технологиями. Но увеличение объемов передаваемой информации вряд ли повлечет за собой снижение тарифов. Это связано, в первую очередь, с тем, что новое оборудование требует больших инвестиций. И средства, потраченные на внедрение в Казахстане 3G, лягут бременем не только на тех, кто пожелает активно использовать новые возможности, но и равномерно распределятся на всех абонентов сети. А если учесть, что даже услугой передачи sms пользуются не более 10 процентов владельцев мобильных телефонов, то иные услуги интересуют лишь ничтожную часть основной массы пользователей.

    Сегодня 1МB трафика обойдется абонентам «Билайн» и NEO в 25 тенге, при шаге округления 100Кb. GSM Kazakhstan предлагает дифференцированные тарифы доступа к интернету — в будние дни с 8:00 до 20:00 1МB обойдется в 30 тенге, с 20:00 до 8:00,  а также в выходные и праздники 1МB будет стоить 15 тенге. Более привлекательной в этом отношении выглядит сеть Dalacom, работающая в стандарте CDMA с 2005 года. Здесь предлагают 150МB трафика по цене 20 тенге за мегабайт, при превышении трафика цена падает до 10 тенге за 1МB. Для сравнения — «Алма TV» предлагает доступ к сети интернет по своим кабельным путям по цене в среднем 12 тенге за 1МB.

    Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что в ближайшее время мобильный интернет явно не станет дешевле. С приходом 3G желанное падение цен на услуги мобильного интернета отодвинется на неопределенные сроки. Также как и снижение тарифов в целом на мобильную связь.

    Зона досягаемости

    Мобильный бум в Казахстане по оценкам различных специалистов продлится еще пару лет. За это время операторы сотовой связи должны успеть поделить между собой оставшуюся часть потенциальных абонентов. Сегодня основная борьба за клиентов наблюдается в регионах. Операторы сотовой связи запускают по несколько базовых станций в месяц, чтобы максимально обеспечить покрытием устойчивого сигнала населенные территории нашей страны, включая основные транспортные магистрали. Два основных оператора GSM уже преодолели рубеж в 5 млн. абонентов. Порядка 600 тысяч абонентов обслуживает сеть Dalacom, NEO за полгода существования набрал 90 тысяч пользователей. Исходя из того, что население Казахстана приближается к 15 млн. человек, а порядка 10 процентов из этого числа выпадает по причине того, что в них входят дети до трех лет, которые физически не могут пока еще пользоваться сотовым телефоном, люди преклонного возраста и иные категории граждан, по различным причинам не способные стать пользователями мобильных услуг, получается, что в идеале операторам предстоит бороться еще максимум за 2 млн. потенциальных абонентов. После того, как и этот рубеж будет пройден, увеличивать абонентскую базу можно будет разве что за счет спаренных номеров, туристов, которые предпочитают пользоваться в стране пребывания услугами местных операторов, и переманивания клиентов из сетей других операторов. Тогда и стоит ожидать реального падения цен на звонки как внутри домашних сетей, так и на телефоны других операторов связи.

    Ожидать, что кто-либо из ныне существующих операторов сможет коренным образом повлиять на перераспределение уже существующих тенденций на рынке мобильной связи, также не приходится. Скорее всего, каждый из них пойдет по пути улучшения сервиса, что в целом положительно отразится на каждом отдельно взятом владельце аппарата мобильной связи.

    Подписывайтесь на каналы Profit.kz в Facebook и Telegram.

    Комментарии