Распространение интернета в Казахстане
Мнения представителей ИТ-компаний о том, что мешает массовому распространению интернета в Казахстане, и как сделать интернет-связь более доступной населению.
На вопрос, что мешает массовому распространению интернета в Казахстане, и как сделать интернет-связь более доступной населению, отвечают представители
Анар Курманбекова,
начальник отдела анализа, планирования и тарифной политики,
департамент маркетинга АО «Нурсат»
В настоящее время, несмотря на небольшую долю пользователей относительно численности населения республики, этап развития интернета можно назвать динамичным. По данным исследовательских компаний Казахстана, количество интернет-пользователей с 2000 года выросло в 8,5 раз (с 0,5% до 5%) от общего числа населения. По оценкам экспертов, к 2010 году ожидается увеличение количества пользователей интернета до 47%. В настоящее время не более 20% казахстанских семей имеют персональный компьютер, а благодаря развитию компьютерного рынка и, как следствие, снижению цен, этот процент, хотя и медленно, но,
Один из ключевых факторов, сдерживающих быстрое освоение сегмента массового пользователя интернет, — стоимость доступа: у трети целевой аудитории в возрасте
Сейчас себестоимость казахстанского интернета гораздо выше, чем в США, где интернет-трафик преимущественно замыкается в рамках собственной сети, или в России, где также большей частью пользуются собственным отечественным контентом.
В Казахстане же интернет-трафик местного контента занимает только 5% от общего объема, во всех остальных случаях задействованы внешние каналы доступа.
Крупные первичные провайдеры в рамках одной страны, как правило, заключают так называемые пирринговые соглашения о бесплатном обмене трафиком между своими сетями без транзита, что понижает для всех его себестоимость. Перспективы серьезного снижения тарифов могут быть связаны только с насыщением собственного, внутреннего контента и ростом объема использования внутреннего трафика хотя бы до 50%.
Жулдызай Капишева,
отдел маркетинга 2DAY Telecom
Массовая «интернетизация» идет уже давно. Если раньше доступ к сети интернет могли позволить себе люди достаточно состоятельные, то теперь этой услугой пользуются и школьники, и студенты, и домохозяйки. В нашей компании 2DAY Telecom очередное снижение тарифов произошло с 15 апреля 2007 г. Так, в зависимости от тарифных планов, на выделенный доступ к сети интернет, кроме снижения абонентской платы от 35% до 64%, были сняты какие-либо ограничения по скорости, при этом одновременно увеличены объемы предоплаченного трафика, стал дешевле дополнительный трафик, не предусмотренный в абонентской плате (диапазон снижения тарифов от 7% до 53%). Различные тарифные планы предусмотрены для того, чтобы пользователи в соответствии со своими потребностями могли подобрать для себя наиболее удобный и экономичный тариф.
С точки зрения операторов, предоставляющих доступ к сети интернет, массовому распространению интернета, особенно в крупных населенных пунктах, ничто не мешает: предусмотрены различные технологии, способы оплаты, реально существует конкурентный рынок интернет-провайдеров, который сам регулирует оптимальные тарифы. Возможно, мешает отсутствие привычки у части потребителей пользоваться интернетом. Но именно эта причина может быть со временем устранена с помощью средств массовой информации, просвещающих население о новых возможностях, открывающихся с помощью интернета. Доступность интернета уже существует, и более того, будет все более «углубляться» в труднодоступные районы Казахстана. С этой целью 2DAY Telecom использует новейшие технологии беспроводного доступа, который по качеству и тарифам сопоставим с более дешевым доступом по медным проводам. Спутниковый доступ обеспечивает интернетом в основном крупные и средние компании, где нет никакой другой сети телекоммуникаций. Однако в связи с дороговизной оборудования, которое приобретается исключительно у зарубежных поставщиков, резкого снижения тарифов в ближайшее время не предвидится.
Александр Шептев,
специалист по анализу и разработке продуктов SAP
На мой взгляд, ничего не мешает. Уже сейчас мы имеем ситуацию, когда при желании пользователь получает час работы в интернете по цене в 10 тенге. Во всю развивается предоставление широкополосного доступа посредством ADSL, кабельного и спутникового интернета по вполне приемлемой цене. Так, сервис, предложенный одним из операторов с подключением через телефонный номер 2502, сделал процедуру подключения абсолютно простой. Если говорить о массовости распространения, нужно проводить исследования рынка и выделять целевые группы, недостаточно охваченные, выбирая ценовую политику для них. Безусловно, нельзя ставить на один уровень доходы школ и банковских структур, но и потребности у них совершенно разные, и объемы оказания услуг несопоставимы. Что касается физических лиц, то текущая ситуация на рынке,
Напрашивается ответ: снизить цену. Однако, есть и определенный предел, ниже которого провайдеры не смогут обеспечить техническую базу для хорошей связи и, как следствие, для дальнейшего развития и закупа нового сетевого оборудования. Как вариант: ввести платные услуги, чаще всего получаемые в Сети, а стоимость доступа сделать символической. Лично у меня есть большие сомнения, что это сработает: не думаю, что человек, посещающий интернет, чтобы проверить почту или почитать новости, сильно захочет оплачивать эти услуги. Раз государство заинтересовано в массовой «интернетизации», нужно, чтобы оно оказывало реальную поддержку провайдерам, а не взваливало собственную инициативу на их бюджеты. Можно, к примеру, предоставить провайдерам льготное налогообложение, в случае проведения политики снижения цен на услуги, оказываемые в бюджетных организациях.
Елена Шестак,
коммерческий директор «АРНА»
Республика Казахстан сейчас активно развивается в сфере высоких технологий, в частности, в области телекоммуникаций. Однако, и у столь перспективного направления, как предоставление интернет-услуг, есть свои препятствия для развития. Одним из основных препятствий можно назвать, пожалуй, недостаточную техническую подготовку населения, или так называемую «боязнь техники».
Широкому распространению интернета мешает поверхностное представление людей о том, как он устроен, о принципах работы и назначении. То есть казахстанцы в большинстве своем оказались внутренне неподготовлены к тем невероятным возможностям, которые сейчас предоставляют новые технологии. И вполне объяснимо, что люди не могут сразу перестроиться и воспринимать как данное то, о чем раньше говорили только писатели-фантасты.
Для того, чтобы сделать интернет более массовым, нужно, в первую очередь, рассказать населению, что это такое, зачем это нужно и как работает — хотя бы основные принципы. Сейчас ознакомление и обучение необходимо начинать с раннего возраста. Благосостояние казахстанцев растет и, соответственно, растет потребность в получении «быстрой» информации, необходимой как для успешной работы, так и для повседневной жизни. Мы надеемся, что, предоставляя высокоскоростной доступ к сети интернет, и, внедряя новые технологии, мы делаем жизнь людей проще и счастливее!
Кирилл Ложников,
инженер компании «SputTV.com»
На мой взгляд, в цивилизованном обществе «интернетизация» неизбежна, и связана она как с внедрением компьютеров в нашу жизнь, ростом благосостояния населения, так и с его менталитетом. А формировать менталитет нужно с детства, в школе, причем, образовательная программа должна постоянно корректироваться с учетом технического прогресса, с применением современных учебных пособий (не тех, по которым училось
Вопрос о доступности населению интернет-услуг многогранен. С одной стороны, очень большой процент людей не имеют представления о том, что это такое. С другой, у части тех, кому нужен интернет, нет своего компьютера, они пользуются услугами интернет-кафе. Поэтому, неплохо было бы увеличить их количество и качество самих услуг.
И самое очевидное — стоимость. Она играет решающую роль и для посетителей интернет-кафе, и для самостоятельных пользователей. А уж на ее уменьшение повлияет снижение ставки налогов, привлечение большего количества провайдеров, упрощение получения лицензии, наличие квалифицированных специалистов на рынке труда.
Я думаю, что все идет своим чередом. И не нужно забывать о том, что многое зависит от нас с вами.
Комментарии