Следите за новостями

Цифра дня

138 тыс. цифровых доверенностей оформлено через «Цифровой нотариат» с момента запуска

    Казнет: временно без лица

    Интервью с менеджером по развитию бизнеса Агентства DG Маратом Тунгатаровым о состоянии Казнета.

    6 декабря 2006 12:04, Marketing-magazine.kz
    Рубрики: Интернет

    Особенности Казахстана — огромная территория, небольшое, по сравнению с ней население, возможность ведения бизнеса в разных частях страны, широкий разброс активных бизнес-площадок — в сумме и определяют сегодняшние интересы предпринимателей и бизнесменов в надежных коммуникациях внутри страны и прямом выходе на свои целевые аудитории с помощью Казнета. Ведь для предпринимателей отсутствие необходимых знаний и желания использовать возможности интернета в бизнесе является упущенной выгодой и потерянным конкурентным преимуществом.

    О лице Казнета, его сегодняшнем и завтрашнем дне, об интернет-маркетинге и применении PR-технологий в киберпространстве рассказывает Марат Тунгатаров, менеджер по развитию бизнеса Агентства DG.

    — Казнет — это казахстанская часть Всемирной сети интернет или небольшая часть русскоязычного интернета, или кратко — Рунета, в который на данный момент входит более полумиллиона активных веб-ресурсов. Причем прирост новых веб-ресурсов Рунета идет в геометрической прогрессии. Объем казахстанского сегмента — менее тысячи действующих веб-ресурсов и это количество стабильно уже на протяжении нескольких лет, т.е.  можно говорить о стагнации отрасли.

    На данный момент Казнет представляет собой закрытую для внешнего мира систему, развитие которой замедленно несколькими факторами:

    — Небольшая аудитория — не более 1 миллиона пользователей, из которых порядка 200000 (субъективная оценка) имеют постоянный доступ к интернету.
    — Малое количество информационных ресурсов и веб-сервисов, заставляют казахстанцев использовать российские и западные веб-ресурсы.
    — Отсутствие профессиональных веб-разработчиков и менеджеров Казнета.
    — Отсутствие последовательной и эффективной государственной политики по развитию интернет.

    Это лишь основные вопросы, требующие решения в краткосрочном периоде для восстановления отрасли и формирования толчка к развитию и росту.

    Вот так все плохо?

    — Почему же сразу плохо? Это объективные факторы, влияющие на развитие отрасли. Если знать о проблемах и при этом использовать мировой опыт развития интернета, то любой негативный фактор можно превратить в конкурентное преимущество. Давайте попробуем рассмотреть вышеприведенные факторы в позитивном русле:

    — Небольшая аудитория — преимущество, необходимое для эффективного старта и роста. Т.к.  легче угадать предпочтения аудитории и следовательно формировать эффективные шаги по развитию Казнета и отдельных веб-ресурсов.

    — Малое количество сервисов и веб-ресурсов  — возможность создания сервисов и веб-ресурсов «по последнему слову техники», т.е.  лучший интернет-банкинг, новейшие технологии, современные сервисы… экономия ресурсов и использование международного опыта для формирования мощного и конкурентного ядра Казнета.

    — Отсутствие профессионалов — возможность взрастить новое поколение казахстанских разработчиков, без проблем смены поколений. Энергия молодых и смелых специалистов может повлечь бурный рост и развитие технологий и веб-ресурсов упомянутых выше. Казнет является огромной неохваченной целиной, освоение которой — залог динамичного и гармоничного развития Казахстана.

    — Государственная политика — недооценка государством возможностей интернета дает шанс энтузиастам Казнета и патриотам Казахстана попробовать взять на себя ответственность за развитие Казнета и придать ему импульс, достаточный для формирования индивидуальности или «лица Казнета».

    Если еще вспомнить о географических и экономических особенностях нашей страны — обширная территория, относительно небольшое население — и проблема концентрации основных веб-ресурсов и веб-сервисов в Алматы, то открываются широкие перспективы для развития сетевого бизнеса в регионы Казахстана. Предпринимателям и инвесторам, по-моему, следует задуматься… либо это сделают другие.

    Поэтому ситуация в Казахстане далеко не так «плоха» и даже очень перспективна при условии грамотного и последовательного анализа ситуации и формирования постоянного и стабильного движения к поставленной цели — развития Казнета на благо казахстанцев.

    Значит сегодня инвестирование в Казнет уже перспективно и актуально?

    — Казахстанский этап развития интернета сейчас находиться на стадии подготовки к взрывному росту, так называемого периода «первичного накопления капитала». В нашем случае это постепенная концентрация усилий для создания казахстанской интернет-экономики, которая органично войдет в традиционный бизнес как неотъемлемая его часть.

    Уже сейчас на рынок выходит новое поколение сетевых бизнесменов, малый и средний бизнес, которые формируют базу для бурного роста отрасли в недалеком будущем. Активизировались крупные рекламодатели, рекламных мест на «старых» площадках становится недостаточно, т.е.  увеличивается финансовые вливания в Казнет, которые в свою очередь стимулирует разработчиков создавать все новые и новые веб-ресурсы и веб-сервисы. Именно поэтому этап несформированного рынка веб-услуг предполагает широкие перспективы и большую выгоду в долгосрочном периоде для тех, кто уже сейчас формирует сетевой бизнес, на правах лидеров рынка. Но он также скрывает и риски, связанные с неполнотой информации, отсутствием инфраструктуры и специалистов, которые могут дать профессиональный совет инвесторам для оценки эффективности их действий.

    Кто не рискует, тот не получает ничего… Но риск должен быть разумным и взвешенным.

    Сформировалось ли на сегодняшний день у Казнета собственное лицо, из которого можно формировать брэндовый ресурс?

    — Сегодня Казнет напоминает процесс митоза клетки, часть которой составляют «старые» и «мертвые» по развитию или технологиям веб-ресурсы, и отпочковывающаяся часть — новые идеи, современные и технологичные веб-ресурсы и веб-сервисы. Поэтому «лицом Казнета» на сегодня является нечеткость его черт и разбросанность ресурсов, т.е.  отсутствие общей стратегии движения. Идет процесс поиска решения, формирование ядра Казнета и рост трудовых ресурсов, экспериментирующих на небольших, но потенциально эффективных веб-проектах. Результатом данного процесса должно стать выделение приоритетных направлений развития и уже вдогонку подключение новых направлений для поддержки основных и формирования новых векторов развития.

    «Лицо Казнета» пока не сформировалось и на это может уйти еще несколько лет, но это необходимый процесс для перерождения в потенциальную бабочку из того кокона, которым является Казнет на данный момент.

    Брэндовый ресурс «Казнета» будет сформирован и уже формируется для тех, кто находиться внутри отрасли. Выполнение следующих критериев позволит выделить ресурсы нового поколения:

    — Свободный доступ к публикации и распространению информации, необходимой казахстанским пользователям.
    — Ориентир веб-ресурсов и веб-сервисов на казахстанского потребителя и удовлетворение его потребностей.
    — Использование новейших веб-технологий, идей и постоянное их развитие.
    — Профессиональный менеджмент.
    — Бережное отношение к репутации и аудитории веб-проекта.

    Такие проекты уже есть и разрабатываются они не только нашим Агентством. Надеюсь, что уже ближайшие несколько месяцев станут поворотными в развитии Казнета.

    Кого вы видите заказчиками веб-проектов нового поколения?

    — На текущий момент основными источниками финансирования в Казнете являются традиционный бизнес и государство, отсутствуют такие важные компоненты как сетевой бизнес и некоммерческая сфера. Причем основным источником является традиционный бизнес, т.е.  крупные корпорации, коммерческие организации, закрепившиеся на рынке Казахстана и рассматривающие перспективные направления развития бизнеса.

    Как показывает мировая практика, наиболее эффективными и доходными проектами в настоящее время являются сетевые проекты, такие как Google, Яндекс, Mail.ru, электронная коммерция и другие веб-сервисы. Это является основным стимулом для многих организаций выходить на рынок интернет для привлечения неохваченной казахстанской и зарубежной аудитории.

    Получается, что в Казахстане есть финансовые потоки, направленные на развитие Казнета и бизнес, заинтересованный в скорейшем его развитии. Почему же не видно результатов, не слышно громких веб-проектов и отсутствуют казахстанские веб-сервисы?

    Причина — в неэффективном использовании финансовых средств из-за ограниченного объема информации и отсутствия рынка веб-услуг. Мы говорим сегодня о возможностях интернета для малого и среднего бизнеса. И это возможности и конкурентные преимущества предприниматели и бизнесмены могут реально получить.

    Но, давайте обозначим типовую ошибку представителей бизнеса, чувствующих необходимость присутствия в Казнете и заказывающих изготовление сайта, как вы думаете, кому? Чаще всего знакомому студенту, который слепит его «за недорого» на коленке без всяких обязательств, да и возможностей по раскрутке и продвижению.

    Поэтому здесь необходимо сказать, что уже существует схема работы, при выполнении которой возможно избежать основных проблем с разработкой веб-проекта в казахстанских условиях. Для организаций, желающих эффективно использовать свои финансовые ресурсы в Казнете, этапы этой работы можно расписать следующим образом:

    1. Максимально широкий поиск потенциальных разработчиков, заявляющих о возможности разработки «веб-проекта любой сложности». Критерии отбора:
    a. Наличие действующего и регулярно обновляемого веб-сайта разработчика.
    b. Наличие работающих проектов в Сети в течение последних 3–6 месяцев.
    c. Наличие постоянного офиса разработчика и явно указанной контактной информации.
    d. Юридическая форма организации компании разработчика. Не частное лицо.

    2. Предварительное обсуждение общей задачи. Цель переговоров — провести интервью менеджера компании разработчика на предмет формирования общего впечатления. Критерии отбора:
    a. Предупредительность и вежливость специалиста.
    b. Желание найти удобное решение и предложение нескольких вариантов сотрудничества или пакетов услуг.
    c. Понятный неспециалисту язык изложения, без использования профессионального жаргона.
    d. Получение документов — коммерческого предложения, брифа на разработку, или др. — оформленных в соответствии с требованиями деловой переписки.

    3. Оценка уровня клиентуры и ранее выполненных работ (при встрече или веб-портфолио). Критерии отбора списка проектов:
    a. Общее приятное впечатление от визуального оформления веб-проекта.
    b. Предварительная «примерка» на задачи планируемого Заказчиком веб-проекта.
    c. Формирование списка и сбор контактов клиентов разработчика по выбранным проектам (2–3 контакта).

    4. Связь с клиентами разработчика и получение рекомендаций либо краткого описания опыта работы с разработчиком в рамках разработки веб-проекта.

    По завершению четвертого этапа останется не более 1–2 разработчиков, которые смогут соответствовать критериям: профессиональный менеджмент, богатое портфолио и хорошая репутация у клиентов. И выбор можно делать на основе личных предпочтений либо ценовых предложений компаний-разработчиков. При этом вероятность правильного выбора и успешности запуска планируемого проекта возрастет до максимальной величины.

    Небольшая ремарка — никогда не используйте услуги фрилансеров или так называемых «свободных художников» для разработки серьезного веб-ресурса. Единственный критерий их выбора — дешевизна — обернется впустую потраченными ресурсами и временем, дороже которого сейчас ни у вас, ни у Казнета ничего нет…

    Что можно сделать уже сейчас для развития отрасли?

    — Прежде всего, казахстанскому рынку не хватает информации. Что делают казахстанские предприниматели для рекламы своих товаров или услуг? Используют традиционные методы продвижения — теле- и радиорекламу, печатные СМИ. Полностью игнорируя такую важную составляющую как интернет-маркетинг и возможности интернет-рекламы.

    Интернет-маркетинг — это маркетинг нового поколения, позволяющий получить точные количественные показатели эффективности той или иной рекламы, оценить реальный интерес покупателей, получить возможность общения с аудиторией и более эффективно сформировать следующие шаги рекламной кампании. Правильное использование и анализ возможностей интернет-рекламы позволит превратить рекламный бюджет в точное запланированное число клиентов или людей, которые получили рекламное сообщение. Тогда как любая другая реклама дает лишь агрегированные средние значения и приблизительные оценки неизвестной аудитории, которой может и не быть.

    Если мы сможем совместными усилиями донести информацию о неиспользуемых возможностях казахстанского интернет-рынка до потенциальных рекламодателей, то это может привести к более активному развитию Казнета, т.к.  в Казнете сейчас нет «живых» денег, достаточных для его полномасштабного развития.

    Предполагаю, что это единственный путь, по которому может двигаться Казнет в текущей ситуации. Только он сможет обеспечить формирование «лица Казнета», сохранение и развитие казахстанского сегмента Всемирной Паутины.

    Но, конечно, здесь присутствует еще и фактор риска, который предполагает возможность скорого входа на рынок интернет-услуг и веб-сервисов разработчиков из России или Европы с уже готовыми и популярными решениями, которые могут поставить казахстанских разработчиков в положение догоняющих, что автоматически является проигрышным вариантом для развития отрасли.

    Вместо заключения хотелось бы пожелать всем игрокам рынка интернет-услуг и веб-разработок устойчивости и стабильного роста во благо Казнета. Ведь наличие цивилизованного и конкурентного рынка веб-услуг является основным условием развития рынка веб-услуг, Казнета и Казахстана.

    Подписывайтесь на каналы Profit.kz в Facebook и Telegram.

    Комментарии