Казнет: временно без лица
Интервью с менеджером по развитию бизнеса Агентства DG Маратом Тунгатаровым о состоянии Казнета.
Особенности Казахстана — огромная территория, небольшое, по сравнению с ней население, возможность ведения бизнеса в разных частях страны, широкий разброс активных бизнес-площадок — в сумме и определяют сегодняшние интересы предпринимателей и бизнесменов в надежных коммуникациях внутри страны и прямом выходе на свои целевые аудитории с помощью Казнета. Ведь для предпринимателей отсутствие необходимых знаний и желания использовать возможности интернета в бизнесе является упущенной выгодой и потерянным конкурентным преимуществом.
О лице Казнета, его сегодняшнем и завтрашнем дне, об интернет-маркетинге и применении
— Казнет — это казахстанская часть Всемирной сети интернет или небольшая часть русскоязычного интернета, или кратко — Рунета, в который на данный момент входит более полумиллиона активных
На данный момент Казнет представляет собой закрытую для внешнего мира систему, развитие которой замедленно несколькими факторами:
— Небольшая аудитория — не более 1 миллиона пользователей, из которых порядка 200000 (субъективная оценка) имеют постоянный доступ к интернету.
— Малое количество информационных ресурсов и
— Отсутствие профессиональных
— Отсутствие последовательной и эффективной государственной политики по развитию интернет.
Это лишь основные вопросы, требующие решения в краткосрочном периоде для восстановления отрасли и формирования толчка к развитию и росту.
— Вот так все плохо?
— Почему же сразу плохо? Это объективные факторы, влияющие на развитие отрасли. Если знать о проблемах и при этом использовать мировой опыт развития интернета, то любой негативный фактор можно превратить в конкурентное преимущество. Давайте попробуем рассмотреть вышеприведенные факторы в позитивном русле:
— Небольшая аудитория — преимущество, необходимое для эффективного старта и роста. Т.к. легче угадать предпочтения аудитории и следовательно формировать эффективные шаги по развитию Казнета и отдельных
— Малое количество сервисов и
— Отсутствие профессионалов — возможность взрастить новое поколение казахстанских разработчиков, без проблем смены поколений. Энергия молодых и смелых специалистов может повлечь бурный рост и развитие технологий и
— Государственная политика — недооценка государством возможностей интернета дает шанс энтузиастам Казнета и патриотам Казахстана попробовать взять на себя ответственность за развитие Казнета и придать ему импульс, достаточный для формирования индивидуальности или «лица Казнета».
Если еще вспомнить о географических и экономических особенностях нашей страны — обширная территория, относительно небольшое население — и проблема концентрации основных
Поэтому ситуация в Казахстане далеко не так «плоха» и даже очень перспективна при условии грамотного и последовательного анализа ситуации и формирования постоянного и стабильного движения к поставленной цели — развития Казнета на благо казахстанцев.
— Значит сегодня инвестирование в Казнет уже перспективно и актуально?
— Казахстанский этап развития интернета сейчас находиться на стадии подготовки к взрывному росту, так называемого периода «первичного накопления капитала». В нашем случае это постепенная концентрация усилий для создания казахстанской интернет-экономики, которая органично войдет в традиционный бизнес как неотъемлемая его часть.
Уже сейчас на рынок выходит новое поколение сетевых бизнесменов, малый и средний бизнес, которые формируют базу для бурного роста отрасли в недалеком будущем. Активизировались крупные рекламодатели, рекламных мест на «старых» площадках становится недостаточно, т.е. увеличивается финансовые вливания в Казнет, которые в свою очередь стимулирует разработчиков создавать все новые и новые
Кто не рискует, тот не получает ничего… Но риск должен быть разумным и взвешенным.
— Сформировалось ли на сегодняшний день у Казнета собственное лицо, из которого можно формировать брэндовый ресурс?
— Сегодня Казнет напоминает процесс митоза клетки, часть которой составляют «старые» и «мертвые» по развитию или технологиям
«Лицо Казнета» пока не сформировалось и на это может уйти еще несколько лет, но это необходимый процесс для перерождения в потенциальную бабочку из того кокона, которым является Казнет на данный момент.
Брэндовый ресурс «Казнета» будет сформирован и уже формируется для тех, кто находиться внутри отрасли. Выполнение следующих критериев позволит выделить ресурсы нового поколения:
— Свободный доступ к публикации и распространению информации, необходимой казахстанским пользователям.
— Ориентир
— Использование новейших
— Профессиональный менеджмент.
— Бережное отношение к репутации и аудитории
Такие проекты уже есть и разрабатываются они не только нашим Агентством. Надеюсь, что уже ближайшие несколько месяцев станут поворотными в развитии Казнета.
— Кого вы видите заказчиками
— На текущий момент основными источниками финансирования в Казнете являются традиционный бизнес и государство, отсутствуют такие важные компоненты как сетевой бизнес и некоммерческая сфера. Причем основным источником является традиционный бизнес, т.е. крупные корпорации, коммерческие организации, закрепившиеся на рынке Казахстана и рассматривающие перспективные направления развития бизнеса.
Как показывает мировая практика, наиболее эффективными и доходными проектами в настоящее время являются сетевые проекты, такие как Google, Яндекс, Mail.ru, электронная коммерция и другие
Получается, что в Казахстане есть финансовые потоки, направленные на развитие Казнета и бизнес, заинтересованный в скорейшем его развитии. Почему же не видно результатов, не слышно громких
Причина — в неэффективном использовании финансовых средств
Но, давайте обозначим типовую ошибку представителей бизнеса, чувствующих необходимость присутствия в Казнете и заказывающих изготовление сайта, как вы думаете, кому? Чаще всего знакомому студенту, который слепит его «за недорого» на коленке без всяких обязательств, да и возможностей по раскрутке и продвижению.
Поэтому здесь необходимо сказать, что уже существует схема работы, при выполнении которой возможно избежать основных проблем с разработкой
1. Максимально широкий поиск потенциальных разработчиков, заявляющих о возможности разработки
a. Наличие действующего и регулярно обновляемого
b. Наличие работающих проектов в Сети в течение последних
c. Наличие постоянного офиса разработчика и явно указанной контактной информации.
d. Юридическая форма организации компании разработчика. Не частное лицо.
2. Предварительное обсуждение общей задачи. Цель переговоров — провести интервью менеджера компании разработчика на предмет формирования общего впечатления. Критерии отбора:
a. Предупредительность и вежливость специалиста.
b. Желание найти удобное решение и предложение нескольких вариантов сотрудничества или пакетов услуг.
c. Понятный неспециалисту язык изложения, без использования профессионального жаргона.
d. Получение документов — коммерческого предложения, брифа на разработку, или др. — оформленных в соответствии с требованиями деловой переписки.
3. Оценка уровня клиентуры и ранее выполненных работ (при встрече или
a. Общее приятное впечатление от визуального оформления
b. Предварительная «примерка» на задачи планируемого Заказчиком
c. Формирование списка и сбор контактов клиентов разработчика по выбранным проектам
4. Связь с клиентами разработчика и получение рекомендаций либо краткого описания опыта работы с разработчиком в рамках разработки
По завершению четвертого этапа останется не более
Небольшая ремарка — никогда не используйте услуги фрилансеров или так называемых «свободных художников» для разработки серьезного
— Что можно сделать уже сейчас для развития отрасли?
— Прежде всего, казахстанскому рынку не хватает информации. Что делают казахстанские предприниматели для рекламы своих товаров или услуг? Используют традиционные методы продвижения —
Интернет-маркетинг — это маркетинг нового поколения, позволяющий получить точные количественные показатели эффективности той или иной рекламы, оценить реальный интерес покупателей, получить возможность общения с аудиторией и более эффективно сформировать следующие шаги рекламной кампании. Правильное использование и анализ возможностей интернет-рекламы позволит превратить рекламный бюджет в точное запланированное число клиентов или людей, которые получили рекламное сообщение. Тогда как любая другая реклама дает лишь агрегированные средние значения и приблизительные оценки неизвестной аудитории, которой может и не быть.
Если мы сможем совместными усилиями донести информацию о неиспользуемых возможностях казахстанского интернет-рынка до потенциальных рекламодателей, то это может привести к более активному развитию Казнета, т.к. в Казнете сейчас нет «живых» денег, достаточных для его полномасштабного развития.
Предполагаю, что это единственный путь, по которому может двигаться Казнет в текущей ситуации. Только он сможет обеспечить формирование «лица Казнета», сохранение и развитие казахстанского сегмента Всемирной Паутины.
Но, конечно, здесь присутствует еще и фактор риска, который предполагает возможность скорого входа на рынок интернет-услуг и
Вместо заключения хотелось бы пожелать всем игрокам рынка интернет-услуг и
Комментарии