Следите за новостями

Цифра дня

10,4 млрд — количество безналичных транзакций в РК в III квартале 2024

    Повелители социальных сетей

    Корреспондент издания «Бизнес&Власть» о расширении границ современного маркетинга.

    25 октября 2012 13:48, Кубатбек Туратбеков, Бизнес & Власть

    Казахстанский рынок труда в последние годы генерирует все больше людей новых профессий. Так, на протяжении последних двух-трех  лет  как грибы после дождя у нас подрастают доморощенные Social media managers. Любая  уважающая себя компания желает заполучить своего собственного повелителя социальных сетей. В результате само существование этой новой профессии свидетельствует о расширении границ современного маркетинга.

    Началось все в 2010 году. Именно тогда о себе заявили многие SMM-агентства, которые сейчас занимают лидирующие позиции: АГТ-Казахстан, iBecSystems, 4D Click и др. В это же время на маркетинг в Social media также обратили внимание госорганы и банки. Они стали нанимать отдельных сотрудников для взаимодействия с интернет-аудиторией, прибегать к услугам профильных агентств, а не перепоручать реализацию интернет-активностей наиболее продвинутым сотрудникам отдела маркетинга или связей с общественностью.

    По словам начальника отдела SMM коммуникационного агентства АГТ-Казахстан Ивана Глущенко, хронология развития казахстанского SMM во многом напоминает путь, который прошел SMM в России. А именно партизанский маркетинг, ажиотаж на создание страниц в социальных сетях, совмещение офлайн-мероприятий с онлайном и т.д. «Ключевым моментом в становлении SMM в Казахстане стало создание узкоспециализированного сообщества Social Media Club, участие в котором принимают большинство работников сферы SMM. Говоря о самых актуальных инструментах SMM в Казахстане, можно отметить, что большой популярностью пользуется создание видеоконтента и Facebook-приложений», — рассказал «&» Иван Глущенко.

    По словам специалиста веб-студии Studio Boss Артура Жумашева, казахстанский потребитель уже не так доверяет телевидению. Он больше склонен прислушиваться к тому, что пишут его друзья в социальных сетях, оставляя комментарии на форумах, «лайкая» или «репостя» у себя в аккаунтах. А это кардинально меняет представления современного маркетинга. Ведущий специалист по интернет-коммуникациям ТОО «Кар-Тел» (тм Beeline) Кайрат Нурмугамбетов тоже считает, что интернет — не только один из важных инструментов коммуникации, но и альтернативный канал продаж, который способствует увеличению информированности как настоящего, так и потенциального клиента о продуктах и услугах компании. «Более того, данный инструмент является отличным способом онлайн-поддержки. В настоящий момент интернет — один из самых оперативных способов «скорой помощи» для клиента», — отметил Кайрат Нурмугамбетов.

    Однако специалисты признают, что комплексное оказание пиар-услуг (классика + онлайн) выгоднее, чем использование только одного инструмента. Это помогает добиться лучшего результата, ведь с помощью SMM клиент имеет возможность получить контакт с потребителем, взаимодействовать с ним и, исходя из этого, улучшать характеристики своих товаров и услуг, положение на рынке. Поэтому многие компании считают за должное нанять человека непосредственно для продвижения их миссий, сервисов, товаров онлайн — через общение с потенциальным клиентом.

    Ложкой дегтя является то, что в силу молодости SMM в Казахстане и из-за отсутствия у многих всего набора навыков, присущих этой должности, хороших специалистов можно пересчитать по пальцам. «Нельзя думать, что социальные сети — это зашел, зарегистрировал, и пошел приток друзей, комментариев, и начались продажи. Ошибка многих компаний, которые начали продвижение в социальных сетях, в том, что они доверяют вести аккаунты офис-менеджерам или секретарям», — делится Артур Жумашев. Так, по его словам, в социальных сетях появляется плохой контент, простаивают странички, которые никто не посещает и не комментирует.

    Иван Глущенко тоже отмечает, что, несмотря на то что спрос на SMM-специалистов в настоящее время превышает предложение, многие претенденты на эту позицию имеют лишь отдаленное представление о том, что такое социальный маркетинг в социальных сетях. Для них это не более чем создание странички Вконтакте и ежедневный копипаст информации из интернета. Они не знают, какие инструменты включает в себя SMM, насколько высок уровень ответственности в этой работе. «Поэтому доверять представление бренда компании такому «специалисту» крайне опасно и строго не рекомендуется, т.к. его непрофессиональные действия в Сети от имени вашей компании могут причинить урон репутации и привести к гораздо более неприятным последствиям», — предупреждает эксперт.

    Но ведь, с другой стороны, в Казахстане нет ни одного высшего учебного заведения, где студентов обучали бы маркетингу в социальных медиа. Поэтому нет ничего удивительного в том, что в этой сфере трудятся маркетологи, журналисты, пиарщики, экономисты, программисты и представители других специальностей, в большей мере гуманитарных. Все они осваивали инструменты SMM самостоятельно, глядя на опыт коллег из России, Украины, США и стран Европы.

    Подписывайтесь на каналы Profit.kz в Facebook и Telegram.

    Комментарии