Павел Мартынюк, Samsung: конкурентов у Samsung нет
Интервью с Product Manager Департамента телекоммуникаций компании Samsung Electronics Kazakhstan and Central Asia Павлом Мартынюком о том, что происходит на казахстанском мобильном рынке.
Последние несколько лет мы являемся свидетелями бурного развития рынка мобильных устройств. Различные вендоры наперегонки представляют новые модели, стараясь оснастить телефоны все большим числом функций и превращая их в миникомпьютеры. Так, по данным IDC, мировые поставки смарт-устройств будут расти ежегодно на 14%. Согласно новому исследованию, во втором квартале текущего года число проданных смарт-устройств (ПК, смартфонов и планшетов) превысило 267 млн единиц. Это на 27,4% превышает показатели 2011 года и на 2,8% — показатели первого квартала 2012 г.
О том, что происходит на казахстанском мобильном рынке, в интервью Profit.kz рассказал Павел Мартынюк, Product Manager Департамента телекоммуникаций компании Samsung Electronics Kazakhstan and Central Asia.
— Павел, сейчас во всем мире происходит передел рынка. Насколько глобальные тенденции «заметны» в странах СНГ и в Казахстане, в частности?
— Глобальные тенденции таковы, что Samsung удалось опередить, в том числе и в сегменте смартфонов, компанию Nokiа, которая на протяжении 14 лет была лидером по продажам мобильных телефонов. Такая же картина наблюдается и на казахстанском рынке, где, к слову, смартфоны с каждым днем набирают все большую популярность. В Казахстане этому способствовало, прежде всего, развитие 3G. По сути, интернет очень быстрый. Конечно, пока мы не говорим об удаленных регионах, но в крупных городах уже можно смотреть, например, Youtube, прямо со смартфона. Это вывело рынок на новую стадию и поспособствовало популяризации смартфонов. Если раньше люди покупали смартфоны потому, что это было в новинку, то теперь выбор делается осознанно, так как подобные девайсы предлагают очень широкие возможности персонализации контента. Подтверждением тому служит увеличение количества интернет-запросов через мобильные телефоны.
Интересен тот факт, что в Казахстане прирост объема по смартфонам больше, чем в других странах СНГ. Если сравнивать кривые роста мобильных телефонов и смартфонов, то вторая группа в Казахстане растет значительно быстрее, чем у наших соседей, быстрее даже, чем в России. Этому тоже есть определенные объяснения — в России, в отличие от Казахстана, есть федеральный роуминг.
Доля Samsung по продажам смартфонов по всей республике составляет примерно 60%. Если рассматривать рост в количественном выражении, то объем продаж смартфонов Samsung вырос с 13% в июне 2011 года, до 59% в июне 2012 года, в то время как доля Nokia снизилась с 70% до 23%.
— На сколько процентов ежегодно прирастает казахстанский рынок мобильных устройств? Как вы оцениваете рынок мобильных телефонов в РК в целом?
— За последние два года рынок сотовых телефонов Казахстане прирастал примерно на 25-30% каждый год. Это очень высокие показатели, сравнивая, например, с развитыми рынками Европы или даже Юго-Восточной Азии. В принципе, это объяснимо — уровень проникновения сотовой связи стал очень высоким, стоимость связи и дата-трафик подешевели. Все это способствует тому, что люди заменяют свои старые телефоны на новые устройства с более расширенным функционалом. Два фактора роста мобильного рынка — самостоятельный рост рынка и замещение старых телефонов новыми.
Рынок всех мобильных устройств в Казахстане составляет более 3 миллионов штук в год. Если дать общее резюме, то порядка 30% от всех продаж в РК сейчас составляют смартфоны. Если говорить в деньгах, то это 70% всех продаж. Согласно предварительным прогнозам, по итогам 2012 года рынок достигнет 4-4,5 миллионов единиц, что в денежном выражении составит около 400 миллионов долларов США.
— Как Samsung оценивает свои позиции на мобильном рынке Казахстана? Какую долю компания занимает по итогам 2011 года и как изменится ситуация к концу текущего?
— Мы оцениваем свои позиции не только оптимистично, но и реалистично. Мы уверены в дальнейшем успехе. Фактически, компания занимает 2-е место на рынке, однако доля Samsung в категории смартфонов растет каждый день (с 16% в 2011 году до 25% в 2012 году), особенно в денежном выражении, где на нас приходится примерно половина всех продаж.
Если верить текущим прогнозам, то на конец этого года рыночная доля компании составит 50-60%. Но мы намерены перевыполнить этот план и достичь показателя 70%, так как на сегодняшний день конкурентов у Samsung нет. Кроме того, в скором времени мы планируем представить не только новые смартфоны, но и качественно новую линейку планшетов, ценовой диапазон которых составит от 500 долларов США и выше. Это поможет Samsung закрепить лидерские позиции.
— Какие тренды вы можете выделить в спросе и предложении на рынке?
— У нас достаточно популярны мобильные устройства на 2 сим-карты, причем можно говорить как о смартфонах, так и о телефонах. Эта тенденция пошла из России и распространилась на остальные страны СНГ. Однако в будущем большого роста именно в этом сегменте не предвидится. Также мы фиксируем, что доля цивилизованной торговли постепенно растет. По нашим сведениям, доля организованной розницы выросла с 40% в прошлом году до 50% по результатам последнего месяца. То есть, сетевики работают, расширяют свои предложения. Но, откровенно говоря, примерно 50% рынка в Казахстане — это серый товар. К сожалению, не могу сказать абсолютные значения соотношения именно по телефонам Samsung. Я думаю, что в той или иной степени соотношение 50/50 применимо ко всем вендорам. Со своей стороны, мы всячески призываем потребителей приобретать только официальные телефоны. Samsung принимает меры по регулированию рынка и поддержке официальных продаж. Телефоны, предназначенные, например, для рынка РК, отличаются даже по упаковке от телефонов, предназначенных для других рынков. Это оформление упаковки, меню и возможность ввода SMS на государственном языке, а также соответствие требованиям сертификации.
В целом же, казахстанский мобильный рынок сформирован. В свою очередь, с повышением спроса на смартфоны, операторы мобильной связи также предлагают новые услуги — платежные системы, навигация, неголосовые услуги и т.д.
— Насколько быстро растет доля телефонов на ОС Android? Каков процент ее популярности в Казахстане?
— Доля операционной системы Android глобально показывает самый динамичный рост. Если в августе 2011 года доля Android-смартфонов в Казахстане составляла чуть более 20%, то сейчас эта она выросла более чем в три раза и составила более 70%. Это доля продаваемых устройств. В процентном соотношении конечный потребитель сейчас покупает телефоны Android в 3 раза больше, чем раньше. Если же оценивать в штуках, это будет «бешеная» пропорция. Преимущество данной ОС заключается в том, что она очень удобна, эргономична, логична, открыта, и в своем большинстве предлагает бесплатный доступ к контенту. Ну а второй по популярности операционной системой в Казахстане можно назвать ОС, на которой работают телефоны Nokia, однако детального анализа мы не проводили.
— Весной этого года вы представили на казахстанском рынке смартфон Galaxy S III. Ваши ожидания по продажам данной модели оправдались?
— Я думаю, все казахстанцы обратили внимание и заметили активную рекламу по Galaxy S III. На самом деле, ожидания более чем оправдались, — они были более сдержанные, чем результат. Это очень хорошо, и в мобильном бизнесе данный пример может выступать как показатель того, как выводить модель на рынок и как ее продавать.
К слову, когда мы начали продажи Galaxy S III, объем продаж на рынке увеличился практически на 8 млн долларов в месяц. В денежном выражении весь рынок мобильных устройств в Казахстане прирос на 38% на тот момент, когда мы стали продавать Galaxy S III.
— Сколько сегодня составляет средняя цена проданного в рознице сотового телефона Samsung?
— Средняя цена телефонов Samsung в рознице составляет порядка 130 долларов. Тенденция такова, что сейчас люди начинают приобретать более функциональные смартфоны премиум-класса и, ввиду такой динамики, средняя цена смартфонов Samsung, приобретаемых в рознице, выросла на 45%, в то время как телефоны Nokia, по текущим оценкам, стали на 30% дешевле. Кроме того, мы ожидаем, что тенденция роста среднего чека и объема продаж будет продолжаться, особенно с запуском нового флагмана Galaxy S III, который по результатам июня вошел в 10 самых продаваемых телефонов в РК.
Комментарии