Казахстанское профессиональное сообщество считает, что главное на пути создания казахстанского интернет-контента — не действовать по схеме «догнать и перегнать», а фокусироваться на особенностях местной онлайн-среды.
Казахстанский интернет-контент не дотягивает до российских аналогов и тем более не может конкурировать с западными образцами. Местное профессиональное сообщество считает, что главное на пути его создания — не действовать по схеме «догнать и перегнать», а фокусироваться на особенностях местной онлайн-среды.
Стартовавшая 9 октября третья Казахстанская неделя Интернета должна была стать площадкой, где формулируются актуальные проблемы казахстанского интернета и предлагаются пути их решения. Организаторы постарались сделать событие немонотонным и оживить общую атмосферу. Доклады чередовались с обсуждениями в рамках круглого стола, конкурсы в стилистике программы «Самый умный» сменялись музыкальными паузами, в ходе которых молодые люди демонстрировали, что такое битбоксинг.
Все это выглядело довольно симпатично, но, кажется, за иллюзорными эффектами начали забывать о главном. О том, куда же все-таки устремлен казахстанский интернет, что там происходит с его доступностью для населения, с созданием разветвленной сети Wi-Fi, насколько в Казахстане действует система защиты авторских прав в онлайн-среде, да и как себя чувствует широко разрекламированное электронное правительство? Где, как не на неделе казахстанского интернета, обсудить эти важные вопросы; но, увы, пока тренд на ней задают далеко не местные специалисты: основная масса докладчиков — из России, Белоруссии и Украины, о проблемах Казнета они говорят неохотно.
Интернету нужен маркетинг
Елена Саргалдакова, директор компании «Internet avenue», которая выступает в качестве основного организатора Третьей Казахстанской недели Интернета, отмечает, что мониторинг, проведенный местными специалистами, показывает: целевой аудиторией семинаров в сфере IT чаще стали выступать представители малого и среднего бизнеса. Это примерно от 50 до 60% аудитории; крупный бизнес здесь представлен скромными 7 процентами, что она связывает с ментальностью и воображаемыми высокими рисками в Сети.
«Контент будет меняться тогда, когда появятся высококвалифицированные IT-специалисты, они подтянут за собой весь Казнет, то есть будут предъявляться совершенно другие требования к информационному наполнению сайтов, к их оформлению, к возможности покупать и оценивать товары в Сети. Сейчас неразвитость технологий, простои на рынке отражаются и на качестве контента», — говорит Саргалдакова.
Специалист отмечает, что IT-рынок представлен в основном системными администраторами, причем не всегда высококлассными, а в области интернет-маркетинга «конь не валялся». Это перспективное направление обходят стороной, хотя хорошо продуманная его организация может в разы как увеличить популярность ресурса, так и повысить уровень продаж в условиях электронной коммерции.
«С января решили запустить целый курс по онлайн-маркетингу, нам нужно самим растить свою аудиторию с хорошим вкусом, которая может чувствовать информацию, ориентироваться в новинках. В ноябре ожидается приезд в Казахстан интернет-гуру Федора Вирина, казахстанские специалисты выступят на крупном форуме Online Retail Russia 2012, и это будет для них новый опыт. Можно сказать, что в развитии интернета есть определенный прорыв, онлайн-среда в Казахстане уже чувствует себя более уверенно, чем три-четыре года назад», — говорит Саргалдакова.
Процесс пошел?
19 сентября 1994 года был официально зарегистрирован национальный домен верхнего уровня KZ. С тех пор много воды утекло и процессы, происходящие в казахстанском сегменте интернета, заметно активизировались. Во-первых, сетевые издания законодательно перешли в категорию СМИ, а 12 января 2012 года были приняты поправки в закон «О защите интеллектуальной собственности Республики Казахстан», по которому теперь можно карать пользователей и владельцев сайтов за «хранение, обмен и распространение в интернете нелицензионного контента». Уже 31 января поправки были введены в действие, и это стало черным днем для казахстанских интернет-пиратов. В остальном же, если верить статистике, все обстоит более чем оптимистично.
Например, по данным за 2011 год, прирост количества зарегистрированных доменов составил 10 890. Растет и зона. КАЗ, количество доменных имен увеличилось на 1 535 и составило 1 567. С момента открытия регистрации для всех желающих в зоне. КАЗ количество доменных имен увеличилось на 1 492, с 43-х до 1 535 доменных имен. На май 2012 года, когда осуществлялся последний замер, по данным акционерного общества «Казконтент» 14 казахстанских сайтов входили в Топ-50 посещаемых сайтов в Казахстане по версии счетчика Webomer. Среднее ежесуточное количество просмотров сайтов Казнета, по данным на август 2012 года, составило 20,76 млн, что на 2,72 млн просмотров больше среднего значения за период с января по август. По данным на тот же август 2012 года, суммарный охват казахстанских социальных сетей в топ-50 сайтов, посещаемых казахстанцами, составляет 20%. Охват российских социальных сетей — 40% и социальных сетей в зоне.com — также 40%. По оценочным данным Агентства Республики Казахстан по статистике, за март 2012 года плотность пользователей, имеющих доступ к интернету, составляет 57,6 на 100 жителей.
Все эти официальные цифры красноречиво говорят о том, что Казнет развивается семимильными шагами, но проблема в том, что речь идет именно о госстатистике. Независимых исследований о развитии казахстанского интернета практически нет, о качестве контента также приходится судить только на уровне собственных ощущений, и они почти никогда не совпадают с мнением чиновников. Об этом, кстати, говорит и тот факт, что из 71 754 доменов, зарегистрированных на май 2012 года, реально работающих оказалось не более 25%. Казахстанский контент остается невостребованным, а пользователи переключаются на зарубежные ресурсы. Согласно данным сайта Alexa, самым популярным среди казахстанцев является российский портал mail.ru. По данным электронного издания iport.kz, только 800 сайтов из казахского сегмента интернета имеют более 50 посетителей за сутки.
Кто в топе?
Анализ наиболее посещаемых сайтов Казнета, проведенный компанией CountZero, показывает, что только два ресурса, которые имеют наибольшее число посетителей, относятся к так называемым информационно-аналитическим. В основном казахстанскую аудиторию интересуют бесплатные видеосервисы, новости из мира автоновинок, афиши местных кинотеатров, файлообменники, сайты, посвященные поиску работы, и форумы. Лишь один из представленных в топе сайтов связан с технологией интернет-маркетинга. В десятку попали следующие ресурсы. На первом месте оказался казахстанский видеосервис — kiwi.kz, количество уникальных посетителей которого составляет 103 937 человек. Вторым по популярности стал портал НУР с большим количеством информации категории «для внутреннего потребления». Количество его уникальных посетителей составило 88 061 человек. Казахстанцы продают и покупают свои подержанные автомашины через интернет-платформу kolesa.kz — 82 542 человека. Ресурс из категории «с миру по нитке» namba.kz, где имеются и почта, и новости, и видео, и файлообменник, имеет 64 792 уникальных посетителей, и лишь один исключительно информационно-аналитический портал zakon.kz вошел в топ-пятерку казахстанских интернет-сайтов. Причем число его активных посетителей в два раза меньше, чем у той же namba.kz, и составляет всего 38 832.
Также в десятке оказались HeadHunter, форум «Все вместе», Kino.kz с перечнем информации об афишах кинотеатров. Последние местные новости от tengrinews.kz интересуют лишь 19 969 уникальных посетителей, сайт с уклоном на интернет-маркетинг satu.kz замкнул десятку наиболее популярных ресурсов Казнета. Анализ CountZero демонстрирует, что казахстанцев больше всего в интернете интересуют развлечения, что неудивительно. Причина в том, что сайты пока не могут предоставить качественную информацию из мира политики, экономики и финансов, культуры так, как это делают мировые информационные бренды — такие, как afp.com, ft.com, economist.com и многие другие. Если в ближайшие годы контент казахстанского интернета не претерпит кардинальных изменений, то его концептуальное отставание даже от российского будет слишком заметным, поэтому призывы к ускорению, которые звучали в кулуарах казахстанской IT-недели, очень актуальны.
Спасибо, что живой
Еще одной серьезной проблемой, отражающейся на качестве содержания онлайна в Казахстане, остается системная блокировка некоторых интернет-ресурсов. Притчей во языцех стала история с «Живым журналом», который периодически умирает и снова реинкарнируется; зачастую реанимация позволяет продлевать жизнь ЖЖ на очень короткое время. Кстати, из-за системной блокировки ЖЖ в Казахстане страдают и жители Кыргызстана, которые получают доступ к всемирной сети от соседей.
По законодательству блокировка сайтов в Казахстане может проводиться только по решению суда. Так, начиная с 2007 года по 2010 год были заблокированы 26,7 млн журналов и сообществ Livejournal для клиентов интернет-провайдеров Казахстана, с февраля 2011 года по решению Сарыаркинского районного суда города Астаны блокированы блоги www.djamal.wordpress.com и www.caucase.wordpress.com. Впоследствии государственный интернет-провайдер АО «Казахтелеком» закрыл доступ ко всему порталу WordPress. В числе блокируемых остается сайт газеты «Республика».
Представитель одной из крупных интернет-компаний в Казахстане отметил на условиях анонимности, что сама по себе блокировка интернет-контента в сети бесполезна, так как технически обойти ее несложно. «Тот, кому интересен определенный контент — например, политический, при желании может с помощью современных анонимайзеров с легкостью обойти все блоки, если только не поставлена суперусовершенствованная версия Firefox, но со временем и эту преграду можно обойти. В техническом плане блокировка интернета бессмысленна; с идеологией все сложнее. Он также подчеркнул, что редакционная политика его компании в Казахстане направлена на максимальное разнообразие контента и отказ от фильтров. «Мы занимаем 25% рынка среди поисковиков. Это слишком серьезная ниша, чтобы рисковать ею. Мы фиксируем ежемесячно 90 миллионов запросов — значит, нам доверяют. Блокировать сайты — не наша прерогатива», — отмечает представитель компании. Он также говорит, что последние зафиксированные всплески среди запросов казахстанцев касались смены правительства и нашумевшего фильма «Невиновность мусульман», что опровергает часто звучащий тезис об абсолютной аполитичности казахстанских интернет-пользователей. Просто живая и ищущая аудитория фиксирует наиболее интересное и заметное.
Реклама нам поможет
Существенно оживить Казнет могли бы потоки рекламы и, соответственно, увеличение доходности самих онлайн-изданий. Спикер Интернет-недели, руководитель департамента международной рекламы компании All. Biz Юрий Николаев из Киева отмечает, что доля доходов от рекламы в казахстанском сегменте интернета составляет всего 1,2% от общего рынка, что является ничтожно малым показателем.
«Интернет-маркетинг в Казахстане недооценен. Возможно, в силу консервативности представителей бизнеса. Например, в Украине 7% от общего объема рекламы приходится на интернет, в России этот рынок достигает одного миллиарда долларов. Уже сейчас крупные компании постепенно отказываются от телевизионных роликов, полностью переходя в онлайн. Сегодня благодаря поисковой оптимизации в 68 странах мира наша компания занимается продажей товаров, услуг — и это реально выгодно. Например, осуществлять покупки авиа и железнодорожных билетов куда легче в интернете; я сам часто в разъездах и уже забыл, когда покупал билет в кассе. Мир становится динамичнее, и это отражает глобальная сеть, поэтому если казахстанский бизнес не представлен в ней, он теряет миллиарды долларов дохода», — говорит Николаев.
По словам спикера из Киева, казахстанские рекламодатели уже созрели для более активного внедрения банерной рекламы в интернете. Она подвижна, разнообразна и всегда привлекает внимание посетителей. Но пока гонки за места на востребованных сайтах как таковой нет. Этот процесс, видимо, будет долгим, и ломать стандартные психологические модели поведения у местных рекламных агентств нужно будет основательно. Да и качество обслуживания клиентов со стороны представителей этих площадок крайне низкое. Пробуксовывают вопросы, связанные с долгосрочным медиапланированием в интернете, казахстанские рекламщики все еще не могут сделать ролик в Сети небанальным, без набора общеизвестных стереотипов о том или ином товаре, не говоря уж о повсеместном плагиате. Работа по старинке, с минимумом креатива и интеллектуальных затрат, делает рынок однообразным, и по сути именно это отпугивает представителей крупного бизнеса от больших вложений в интернет-рекламу. Хотя определенные сдвиги здесь есть, отмечают спикеры Казахстанской недели Интернета. Если раньше крупный бизнес повально уходил в телевизионную рекламу, то сейчас он уже начинает проявлять активность и в Сети.
«Только качественный рост в первую очередь казахстанского контента принесет и количественный рост, что отразится на буме рекламы в пределах местного интернета; а выиграют в конечном счете все — и потребители контента, и его производители, и рекламодатели», — говорит Юрий Николаев.
Генеральный директор интернет-компании PROFIT Online Александр Васильев считает, что объем рынка интернет-рекламы будет расти, так как это понятный и прозрачный инструмент продвижения с четкими правилами. «Среднемировой показатель соотношения рекламных денег в интернете — около 50 долл. на пользователя в год. В Казахстане этот показатель находится на уровне 1–1,5 долл. на пользователя, то есть потенциал роста огромен. В целом уровень электронной коммерции по-прежнему низкий: у интернет-магазинов есть определенные сложности с подключением систем электронных платежей, банки перестраховываются — и магазин получает деньги за товар лишь спустя несколько недель после продажи. Оборотные средства замораживаются, а пользователи по-прежнему не доверяют электронным платежам. Около 80% операций по карточкам — снятие наличных в банкоматах. Поэтому нужно говорить о смене интернет-менталитета», — говорит Васильев.
На языке оригинала
Еще одна серьезная проблема, связанная с совершенствованием контента, это увеличение ресурсов на государственном языке. Только 24% сайтов, входящих в первую сотню рейтинга zero.kz за август 2012 года, имеют версию на государственном языке. И только 4 сайта имеют исключительно казахскую версию. Это сайты категории «Форум» — «Сұрақ және жауап сайты» www.surak-zhauap.kz, информационный портал — baq.kz, социальная платформа для преподавателей по информатике infust.kz, а также поздравления на казахском языке kuttybolsyn.kz. Сказать, что этого мало — по сути ничего не сказать. В целом в Казнете количество сайтов на казахском языке составляет около 13% от общего числа казахстанских сайтов. Самым заметным здесь, пожалуй, стало появление казахскоязычной Википедии. По состоянию на 11 октября 2012 года этот раздел сетевой энциклопедии содержал 168 647 статей. Зарегистрированных участников в нем было 18 835. По числу статей он занимает 35-е место, но по числу правок — только 70-е.
По словам вице-президента объединения юридических лиц (ОЮЛ) «Интернет-ассоциация Казахстана» Шавката Сабирова, со временем эта проблема отпадет сама по себе, так как определенные подвижки уже наметились. «Очень сильно выросла казахскоязычная аудитория интернета. Благодаря усилиям общественного фонда „Викибилим“, сегодня казахская версия известного ресурса „Википедия“ лидирует в мире. Казахский язык становится известным и популярным не только на родине, но и далеко за ее пределами. Безусловно, поддержка государственных органов в лице Министерства культуры и информации РК, фонда „Самрук-Казына“ становится неоценимой в этом деле», — говорит Сабиров. Выше уже были приведены цифры, в том числе по Википедии. Из них видно, что оптимизм г-на Сабирова несколько преждевременен.
Казахскоязычный Казнет во многом растет благодаря утвержденной в июле 2011 года государственной программе развития и функционирования языков в РК на 2011—2020 гг., которая, в частности, предусматривает качественный рост казахскоязычного контента в интернете. Хотя, возможно, именно из-за желания встроиться в нее многие блогеры, депутаты мажилиса и общественные деятели вдруг стали серьезно беспокоиться о судьбе государственного языка в онлайне. Но формальный подход здесь вряд ли сработает.
«Проблема сложности создания сайта на казахском языке остро ощущается несколько последних лет. Каждый веб-мастер, желающий создать свой сайт, вынужден самостоятельно переводить его интерфейс на казахский язык. И так поступали все веб-мастера. Это приводило к потерям времени, сил и, как следствие, к удорожанию разработки, а также к тому, что каждый сайт был переведен самостоятельно и в переводе всех сайтов были разночтения в части использования терминов. Таким образом, пользователь терялся, используя каждый раз новый интерфейс», — отмечал в интервью одному из изданий исполнительный директор интернет-ассоциации Казахстана Асет Нурпеисов.
Все в Сеть
Главным катализатором качественного изменения содержания казахстанского интернета станет, по словам специалистов, количественный рост аудитории. Александр Васильев отмечает, что по экспертным оценкам портала Profit.kz уровень проникновения интернета в Казахстане достиг 70%. Однако количество реальных пользователей значительно меньше, — 7,5 миллиона человек. Причиной такой противоречивости является система подсчета, при которой один человек, имеющий несколько гаджетов, с помощью которых он выходит в интернет, фиксируется как несколько пользователей, имеющих доступ к интернету. По сути, фиксируется не число людей, имеющих доступ к Сети, а сами гаджеты, что искажает статистику.
По словам г-на Васильева, 7,5 миллиона — это месячная аудитория интернет-пользователей в Казахстане, фактическим же ядром, то есть активными юзерами, выходящими в Сеть несколько раз в неделю, являются 2,5 миллиона человек. Это именно тот реальный актив, которым сегодня располагает казахстанский сегмент интернета. И этого на 16-миллионное население явно недостаточно. Еще одна заметная особенность местного контингента интернет-пользователей состоит в том, что среди них преобладают представительницы прекрасной половины человечества. В среднем по Казнету, согласно данным «LiveInternet», женская аудитория составляет 57%. Интересным фактом является и то, что в лидеры по активности стала выходить категория дам «старше 45 лет», зависающая на кулинарных сайтах и женских тематических форумах. Так, анализ сети «Мой мир», наиболее популярной соцсети в Казахстане, показывает, что и в ней преобладает женская аудитория. Мониторинг суточной посещаемости mail.ru показал, что каждый день здесь активны свыше 1 млн 700 тысяч казахстанских пользователей. Тем временем на популярных казахстанских интернет-ресурсах — таких, как «kiwi.kz», «kolesa.kz», суточная аудитория не дотягивает и до 130 тысяч казахстанских пользователей. По сути, местные юзеры живут в информационном поле другого государства и служат увеличению популярности российского интернет-контента.
Глупо призывать из патриотических чувств поддерживать, так сказать, местных производителей — им сначала нужно предложить качественный продукт. Но чтобы его производить, нужны немалые средства. Они могут прийти вместе с рекламой и рекламодателями. А чтобы те доверяли интернет-площадкам, необходим качественный интернет-маркетинг. Поэтому Елена Саргалдакова, директор компании Internet avenue, которая стала организатором очередной IT-недели, не устает повторять, что замкнутый круг казахстанского интернета сможет разомкнуть только сам пользователь, если он вырастет как в качественном, так и в количественном отношении. Призыв «Все в Сеть!» здесь более чем актуален. Хотим получать качественный интернет-контент от местных производителей — значит, каждый должен внести свою, хотя бы минимальную, лепту в его создание.
Комментарии