Следите за новостями

Цифра дня

138 тыс. цифровых доверенностей оформлено через «Цифровой нотариат» с момента запуска

    Марат Мулкубаев, Пиратская партия: свободное ПО уже не уступает лицензионному

    Интервью с руководителем Пиратской партии Казахстана Маратом Мулкубаевым о проблеме пиратства и вопросах развития свободного программного обеспечения в РК.

    3 октября 2012 09:30, Наргиз Асланова, Profit.kz
    Рубрики: Интервью, Софт

    На минувшей неделе в Алматы прошло знаковое событие — в «Парке инновационных технологий» состоялась конференция, посвященная вопросам развития в РК свободного программного обеспечения. Организатором мероприятия выступила Пиратская партия Казахстана, активно занимающаяся продвижением идеи Open Source. Руководитель партии Марат Мулкубаев рассказал Profit.kz о текущей ситуации в республике и поделился своим видением проблемы пиратства.

    Марат Мулкубаев, Пиратская партия Казахстана Марат Мулкубаев, Пиратская партия Казахстана

    — Марат, расскажите, пожалуйста, о Пиратской партии Казахстана. Чем вы занимаетесь и какие цели ставите?

    — Пиратская партия Казахстана, как и все пиратские партии — это партия XXI века. Мы рождены интернетом, мы двигаемся в интернете. Пиратская партия РК вот уже три года является членом-учредителем Pirate Party International, неправительственной некоммерческой организации, которая базируется в Европе. Всего в мире на данный момент около 60 пиратских партий. Из стран бывшего Союза наиболее продвинутые — партии России, Украины и у нас, в Казахстане.

    Мы, как Пиратская партия Казахстана, запустили сайт и с этого момента начали действовать, два года назад. Немного, возможно, грозное и непонятное название — пиратство. Само название этого движения идет от известного во всем мире торрент-трекера The Pirate Bay. Когда его хотели закрыть за пиратский контент, число пользователей насчитывало около 800 тыс. человек, сейчас — порядка 5 млн, может даже больше. Там ведь не только был пиратский контент, там было много контента и непиратского. Поэтому, когда встал вопрос о правах пользователей, видимо, у молодых ребят возникла идея по поводу создания политического движения. Они создали определенную программу, запустили сайт. Первая Пиратская партия появилась в Швеции. Они дали нам возможность пользоваться своим логотипом, какими-то программными вещами. Это, естественно, нам облегчило работу. Практически все сайты Пиратских партий построены на свободном движке Drupal, они все практически под лицензией Creative Commons.

    Мы проводим чемпионаты по сайтостроению на свободном открытом программном обеспечении, провели уже четыре чемпионата. Также мы открыли Linux-класс на 15 компьютеров в колледже MAB.

    — Несколько слов о ситуации в Казахстане — что сейчас происходит в сфере авторского права и его соблюдения в Казнете?

    — После того, как приняли закон об авторском праве, такие сервисы как Namba.kz потеряли практически половину своих пользователей. Хотя, потом нарастили немного другими методами. Есть онлайн-сервисы, которые анализируют примерную оценочную стоимость порталов. Так вот, до принятия закона многие наши крупные порталы стоили непомерные деньги. После того, как все эти баталии закончились, я делал повторные замеры всех наших крупных порталов — они упали в цене в 3-5 раз. Упала посещаемость, упала и стоимость.

    — Представители Microsoft упоминали, что в Казахстане уровень пиратства составляет 80%. По вашим оценкам, как изменяется ситуация в последние годы?

    — Естественно, государственные предприятия, учебные заведения, исполнительные органы власти обязаны покупать лицензии. Здесь вопросов нет. Вопрос с частными пользователями более сложный — невозможно ничего отследить. Однако мы можем этим людям, которые пользуются пиратским софтом, дать возможность использовать Open Source. Именно в этом главная задача — чтобы у нас не было пиратского контента и черного рынка программного обеспечения. Мы должны четко и точно знать, когда используется лицензионное ПО, а когда открытое. Тогда рынок будет прозрачным.

    — Насколько популярны среди казахстанцев open source программы? Есть ли статистика?

    — Open Source, по крайней мере в сайтостроении, достаточно продвинут. Сайты областных акиматов и министерств, а также многие сайты в Казнете строятся на открытых движках. Люди приходят к мысли, что это не так уж и трудно — создать свой сайт. То есть, купить доменное имя и хостинг, а остальное сделать своими руками, причем сделать таким, каким ты его хочешь видеть. Не быть привязанным к блог-платформе, а именно свое иметь, со своим контентом. Ведь у нас в Казахстане много людей, достаточно известные блогеры, люди, которые не имеют своего сайта. Хотя у них есть свой контент: певцы, ученые, которые могли бы свои архивы, свой контент пропускать через свой сайт. Они могли бы в открытом доступе его выставлять и распространять. О чем мы говорим все время — у нас очень бедный контент.

    В Казахстане 98% занимает программное обеспечение Microsoft, на Open Source приходится меньше 1%. Работы здесь еще много.

    Марат Мулкубаев, Пиратская партия Казахстана Марат Мулкубаев, Пиратская партия Казахстана

    — Как вы считаете, это связано с тем, что пользователи не умеют работать с Open Source программами или с засильем в интернете всевозможных ключей для лицензионного ПО?

    — В определенный момент была сама ситуация с Open Source не очень хорошая — проблемы с драйверами, с установкой сторонних устройств. На данный момент дистрибутивы свободного ПО практически ничем не уступают лицензионным программам. Никаких проблем с драйверами и т.д., многие вопросы решены. На уровне обычного пользователя — для школьников, студентов, — что самое важное? Это выход в интернет. Для того, чтобы выйти в интернет, подойдет любой софт, никаких проблем тут нет. Если нужен текстовый редактор, подойдет, например, Libra office. Он полностью может работать с файлами, которые созданы в программах Microsoft. На данный момент Open Source находится уже на таком уровне, что без проблем можно работать. Чистота кода на очень высоком уровне.

    — Если говорить о платном контенте — у многих пользователей возникает вопрос: «Почему я не могу с кем-то поделиться программой или фильмом, ведь я их купил? Книгу же я могу дать почитать…». Действительно, почему?

    — Наверное, это неправильная постановка вопроса. В законе у нас написано так — для семейного просмотра вы можете поделиться, это не запрещено. Вообще, чем быстрее развивается интернет, тем острее встают эти вопросы патентования, авторского права. Вопрос creative commons сейчас в работе. Если наши ближайшие соседи, Россия, перейдет на creative commons, надеюсь, мы тоже перейдем. И тогда, возможно, многие фильмофонды, библиотечные фонды будут перенесены в интернет. Не обязательно, чтобы они были в свободном распространении. Можно под самыми жесткими лицензиями — без изменения, не для коммерческого использования. Главное, чтобы этот контент вышел в интернет, тогда у нас будет свой казахстанский контент.

    На самом деле произошло переформатирование рынка. Принятие поправок в закон начало дисциплинировать те компании, которые, может быть, не обращали внимания на такие вопросы. Многим пришлось убрать нелицензионный контент. Порядка стало больше, и люди прочувствовали, что в интернете есть свои законы и их надо знать. И если вы хотите воспользоваться чьим-то контентом, надо, как минимум, спросить владельцев о такой возможности. Не представляет большого труда — «не пиратить». Просто цивилизованно подойти и спросить. Наша задача сделать так, чтобы наш рынок был прозрачный и достаточно справедливый. Один из столпов пиратского движения — прозрачность. Если государственные деньги уходят на контент, этот контент должен быть прозрачен для всех.

    Подписывайтесь на каналы Profit.kz в Facebook и Telegram.

    Комментарии