Купонные сервисы — успей за скидкой!
Купоны на скидки — реальная возможность сэкономить или очередной подвох со стороны продавцов?
Крайне популярные в последнее время купонные сервисы — что это? Реальная возможность сэкономить или очередной подвох со стороны продавцов?
Купонные сервисы — в чем суть?
На специальных сайтах размещаются предложения — посетителям предлагают купить товары или услуги с большой скидкой (она может достигать 90%). Таким образом, портал выступает посредником между продавцом и покупателем. Для того чтобы воспользоваться скидкой, достаточно приобрести купон. Как правило, срок действия каждой акции ограничен несколькими днями. Или часами — все зависит от того, что предлагается по акции.
Миллионы пользователей во всем мире вот уже несколько лет экономят сотни долларов через интернет благодаря сервисам коллективных покупок — на путешествиях, продуктах, бытовых товарах и технике. Не так давно (а именно — с 2011 года) и казахстанцы смогли присоединиться к широким массам пользователей купонных сервисов. Рост их популярности в Казахстане произошел стремительно, хотя, стоит заметить, что с большим опозданием относительно всего остального мира. Так, в Европе и на Западе пик расцвета «скидочных» сервисов давно прошел, а теперь даже фиксируется некоторый спад.
На Западе самым крупным игроком этого рынка является небезызвестный Groupon. Еще в 2010 году корпорация Google сделала сервису предложение о покупке, намереваясь заплатить за двухлетнюю компанию шесть миллиардов долларов. Сделка не состоялась, а в нынешнем году Groupon с треском провалился — акции самого популярного в мире сервиса сильно потеряли в цене, а один из акционеров даже подал в суд на компанию, обвиняя ее в сокрытии истинных финансовых результатов работы сервиса. Оказалось, что компания, растущая на десятки тысяч процентов в год, тем не менее, остается убыточной. На рекламу для привлечения каждого нового клиента Groupon тратит 1,4 доллара, а зарабатывает с него всего лишь 1 доллар.
Кстати, ради справедливости, стоит отметить, что на Западе не менее популярна другая модель купонных сервисов — так называемые «бесплатные распечатываемые купоны». При этом наиболее распространены купоны на продукты питания и бытовые товары. Пользователям достаточно выбрать нужные купоны, сложить их в корзину и распечатать. В Казахстане есть лишь пара подобных сервисов (возможно, отечественные сети супермаркетов не готовы активно работать в интернете и ежедневно размещать в онлайне предложения о скидках) — PochtiDarom и Dublon. Они не продают купоны на скидки, а предлагают их бесплатно. «Наш проект запускался как сервис коллективных покупок. В ходе тестирования мы поняли, что эта модель не совсем подходит, потому как она требовала значительных инвестиций на раскрутку и набор менеджеров по продажам. Поэтому мы решили идти по другому пути и предоставлять купоны бесплатно. По сути, мы занимаемся генерацией лидов. Мы берем комиссию за уже пришедшего человека, продажи на сайте не осуществляем», — рассказывает о работе своего портала Александр Шахнович, директор сервиса PochtiDarom.kz
Однако количество предложений о скидках, представленное на подобных сайтах, весьма небольшое и разительно отличается от сервисов, продающих купоны. Возможно, здесь срабатывает распространенный стереотип — бесплатное не ценится. А зря — на таких сервисах, как Coupons.com, MyCoupons и Grocery Smarts ежедневно выкладываются десятки предложений о скидках, и они очень востребованы пользователями.
Цифры и факты мира скидок
В России к началу 2012 года насчитывалось порядка 100 купонных и скидочных сервисов. По некоторым оценкам, по итогам 2011 года рынок купонных сервисов в России составил порядка
Как мы уже привыкли, точные данные о чем-либо на рынке РК отсутствуют. Так и о долях игроков рынка купонных сервисов сказать можно немногое, данные всех игроков субъективны и весьма противоречивы. Единственные сервисы, которые смогли четко обозначить свои позиции на рынке, это Chocolife.me (занимают более 60%) и Besmart.kz (оценили свою долю в 45%).
Что любопытно, оценка казахстанского рынка и прогнозы у различных его представителей весьма различаются. Так, например, директор по развитию Biglion Олег Савцов считает, что в 2011 году объем рынка составил
Так или иначе, рынок существует и развивается достаточно активно. В чем сходятся мнения его представителей, так это в перспективах — все игроки говорят о несомненном росте казахстанского рынка купонных сервисов. «Наблюдается динамика, растет количество проводимых акций, количество пользователей и партнеров растет в геометрической прогрессии. Если в середине 2011 года купонные сервисы организовывали в среднем по 30 акций в месяц, то сейчас это количество может достигать
Однако, кроме радужных перспектив, на отечественном рынке наблюдаются и некоторые проблемы. Среди факторов, препятствующих развитию купонных сервисов, отмечаются недостаточное проникновение интернета в Казахстане, низкая покупательская способность, а также недоверие к купонным сервисам. Последний фактор весьма существенен и связан не только с недоверием к купонным сервисам как таковым, но и вообще — ко всевозможным покупкам в интернете. А это уже показатель незрелости рынка электронной коммерции. «Если говорить не только о купонных сервисах, но о рынке электронной коммерции в целом, то компаниям, занятым в этой сфере, необходимо проводить больше разъяснительной работы с потенциальными клиентами. Многие хотят воспользоваться услугами, но далеко не все знают как оплатить покупку с помощью банковской карты или терминала оплаты. В свою очередь, не все банковские карты поддерживают функцию оплаты через интернет. Как мы видим, есть огромный потенциал для роста и, главное, работы в этом направлении», — отмечает Светлана Фидченко.
Напомним, что изначально, в эпоху развития скидочных сервисов, скидки срабатывали только при условии наличия определенного минимального числа участников. То есть, приобретая купон, пользователь не мог быть уверен, что воспользуется предложением с указанной скидкой — она активировалась только при продаже определенного количества купонов. А в том случае, если необходимое количество желающих приобрести купоны не набиралось, акция отменялась, и деньги возвращались покупателю на счет в личном кабинете. В Казахстане большинство скидочных порталов от обязательного минимума проданных купонов для каждой акции отказались: покупатели, как правило, не хотят приобретать «кота в мешке». Сейчас в Казнете по такой схеме все еще работает четыре сайта, и два из них вот уже несколько месяцев не размещают предложения о новых акциях. Явный показатель непопулярности подобного подхода к скидкам.
Зато моментальное приобретение купонов, без всяких «если» явно пришлось по вкусу казахстанцам. Посещаемость купонных сайтов непривычно высока для Казнета: Chocolife.me —
«Все в шоколаде»
Какая бы скидка ни предлагалась пользователям, компаниям выгодно работать с купонными сервисами, так как они приводят своим партнерам новых клиентов, целевую аудиторию, значительная часть которой впоследствии продолжает пользоваться их услугами даже без скидок. Естественно, это происходит только в том случае, если клиент остался доволен сервисом. После состоявшейся акции основная задача бизнеса заключается в том, чтобы клиенты, пришедшие по акции, вернулись. По различным оценкам, заведение вновь захотят посетить от 10% до 30% посетителей, пришедших по купону. В целом, скидочные сервисы можно назвать своеобразной рекламной площадкой, размещаясь на которой, бизнес получает возможность привлечь больше клиентов. Пока информация об акции размещена на купонном сервисе, название заведения видят тысячи посетителей, включая и тех, кто пока не собирается туда идти. Кроме того, большинство зарегистрированных на купонных сайтах пользователей получают ежедневные рассылки с актуальными акциями. Все это является хорошей «раскруткой» для бизнеса.
Приобрести заветную скидку можно двумя способами. Первый — пользователь приобретает на сайте купон (за символическую стоимость), который дает ему право воспользоваться той или иной скидкой. То есть, основную сумму за интересующий его товар или услугу потребитель платит уже на месте, при получении. Второй вариант — пользователь сразу оплачивает купонному сервису полную стоимость товара или услуги и приобретает сертификат. В этом случае на месте уже ничего не доплачивается, достаточно предъявить сертификат со специальным кодом, и заветная покупка уже получена. Этот вариант наиболее интересен для купонных сервисов, поскольку приносит наибольший доход и привлекает платежеспособных клиентов. «У нас есть две схемы работы. Основная — это работа с сертификатами. Человек покупает его на сайте, идет в заведение, и ничего не платит. В этом случае часть стоимости сертификата мы забираем себе. Стандартный процент — 50/50. Вторая возможность работы с нами — продажа купонов. Купон — это возможность получить скидку в заведении. В этом случае мы забираем себе полную стоимость купона, и финансовых отношений между партнером и нами нет. Эта схема сейчас вытесняется первой схемой, что позволяет нам держать базу на уровне высокодоходных клиентов, когда к партнеру приходят платежеспособные люди. Стоимость купона может заплатить почти каждый, а стоимость сертификата может оплатить тот, кто зарабатывает, имеет деньги на карточке, может купить сертификат», — рассказывает Султан Сейтбеков, управляющий партнер Besmart.kz.
Обратная сторона халявы
Большинство предложений на купонных сервисах относится к сфере услуг: развлечения, красота и здоровье, образование, обслуживание, отдых и путешествия. Предложений о покупке товаров чуть меньше, но ассортимент и тут достаточно широк — техника, гаджеты, одежда, мебель, игрушки. Однако разнообразие предложений — не главное. Главное во всем этом купонно-скидочном раю — вопрос доверия. А вот с доверием то и наблюдаются некоторые недостатки. Среди пользователей бытует мнение, что подавляющее большинство акций — это попытка сбыть невостребованные товары и услуги. Что предлагаются скидки на залежавшийся товар, а также имеющий изначально очень высокую накрутку. Попросту говоря, компании пытаются избавиться от тяжело продаваемых и неоправданно дорогих товаров, пользуясь тягой человека к «халяве». Так это или нет, вопрос спорный. Зато в том, что в покупках по купонам всегда существует риск получения некачественной услуги или товара, сомневаться не приходится. Проблема здесь в том, что зачастую невозможно заранее оценить их качество, и пользователи вынуждены полагаться только на описание на сайте. Привлекательное фото к акции не всегда описывает реальное положение вещей и может вообще не иметь никакого отношения к настоящему. Как пример — реклама различных услуг, тренажерных залов и т.д, где в качестве фотографий к акциям используются не соответствующие действительности, но очень привлекательные «продающие» изображения.
Кстати, по подсчетам специалистов, более 65% аудитории купонных сервисов — это женщины. Отсюда и расчет продавцов — будучи более эмоциональной и подверженной внушению, женская аудитория не всегда задумывается над проверкой акционных предложений.
С другой стороны, если говорить о лидерах рынка, в эти сервисы ими вложены огромные инвестиции. По сути, купонные сервисы существуют за счет того, что ими пользуется большое число людей, и они очень дорожат своей репутацией. Поэтому в случае каких-либо нестандартных ситуаций сервис постарается действовать в пользу потребителя. Но в том-то и проблема — приобретая что-то на купонном сервисе, потребитель не хочет попадать в нестандартные ситуации, и при любом исходе дела у него останется неприятный осадок, а значит — на сервис он больше не вернется. Тут мы и подходим к основному, с точки зрения обывателя, постулату — купонные сервисы должны самостоятельно и самым тщательным образом проверять компании, предлагающие скидки. Похоже, это делается не всегда. А иначе как можно расценить предложения, например, о посещении тренажерного зала, расположенного в подвале? Или — о покупке товара, стоимость которого даже со скидкой оказывается выше, чем у других продавцов на рынке?
Profit.kz расспросил представителей казахстанских купонных сервисов о предварительной проверке акций, и вот что мы узнали:
— Алмаз Алтай, генеральный директор компании New Media Production и проекта TOPKUPON: «В нашей компании работает Служба контроля качества и Аналитическая группа. Каждую акцию и каждую предлагаемую цену мы анализируем».
— Султан Сейтбеков, управляющий партнер Besmart.kz: «Наши менеджеры по продажам проходят тщательный отбор и обязаны проверять каждого партнера. В том числе, они сами ходят, как обычные клиенты, предварительно в заведение, пользуются услугой, а уже затем заключают контракт. Менеджеры заинтересованы в том, чтобы возвратов не было. Если будут возвраты, они заработают меньше. А если возвратов будет много, менеджер не заработает ничего, также может получить штраф. Таким образом, менеджер не заинтересован выпустить плохую акцию».
— Олег Савцов, директор по развитию Biglion: «В рамках партнерской политики в компании введена система проверки и контроля работы партнера. Перед началом работы компания проверяется на коммерческую и финансовую компетентность».
— Рамиль Мухоряпов, директор Chocolife.me: «Мы единственная компания, у которой есть своя служба контроля качества, и мы этим гордимся. После того как договор подписан, акция написана — за один-два дня к партнеру приезжает наш человек, который обязательно общается не только с руководителем, но и с персоналом, объясняет суть акции, проверяет готовность поставщика к самой акции — готов ли поставщик к приему наших клиентов. У службы контроля качества есть все полномочия снять акцию, если партнер не готов или же службе контроля партнер не понравился. Также в службу контроля качества периодически поступают жалобы от пользователей. Они связываются с партнером, узнают разовая ли это проблема, или это чрезмерно придирчивый клиент, либо это действительно проблема. И далее один из трех вариантов — либо партнер исправляется, но мы его ставим на особый контроль, где у нас есть система таинственного покупателя, который звонит, приезжает и смотрит, как партнер себя ведет. Либо вносится корректировка в работу партнера или же крайний вариант — акция закрывается. Такое тоже бывает».
— Светлана Фидченко, директор по развитию бизнеса, дисконтный сервис NicePrice.kz: «Мы всегда предварительно проверяем партнеров, их местонахождение, стоимость товаров/услуг и другие важные детали. Конечно, невозможно испробовать на себе каждую предлагаемую процедуру, но у нас существуют „тайные покупатели“ и мы выборочно проверяем качество предоставляемых услуг уже после начала акции. Если к нам поступают запросы от компаний, которые сложно проверить, или же если они находятся в других городах, где у нас нет представителей, но которые, к примеру, могут оказать услугу на расстоянии (например, создать сайт), мы предпочитаем отказаться от данного варианта, нежели допустить потенциальную вероятность обмана наших клиентов».
— Александр Шахнович, директор сервиса PochtiDarom.kz: «Для того чтобы сохранить свою репутацию, нужно убедиться в том, что партнер действительно надежный. Конечно, бывают огрехи. Бывает так, что компания, которая считается крупной и успешной, просто поражает отвратительным сервисом. А бывает так, что какой-нибудь индивидуальный предприниматель оказывает отличные услуги и все в восторге. Мы следим за этим, и понимаем, что от этого зависит будущее нашего сервиса».
С проверками ситуация понятна, так или иначе, у крупных игроков они есть. Другой интересный вопрос — ограничение количества купонов. Обычно это делается для того, чтобы число проданных купонов и, соответственно, потребителей, желающих получить товар или услугу, не превысило реальные возможности компании, предоставляющей скидку. Ведь невозможно продать больше товара, чем есть на складе, да и помещения, например, фитнесс-зала, не резиновые, чтобы вместить себя всех жаждущих заняться спортом со скидкой. У нас же компании, проводящие акции на купонных сервисах, об ограничении купонов задумываются редко. Поэтому вполне в порядке вещей, что купленную услугу (если это именно услуга) вы сможете получить не сразу, а лишь спустя несколько недель. Эта отсрочка может даже доходить до полутора—двух месяцев, как повезет. «Бывают партнеры, которые просто не учли большое количество посетителей, хотя каждый наш сэйлз всегда предупреждает, проводит работу с партнерами», — отмечает Султан Сейтбеков.
Важно помнить, что прежде чем купить заманчивый купон, предложение необходимо проверить, позвонить и самым обстоятельным образом расспросить об акции, условиях предоставления, гарантиях и т.д. А еще лучше — сначала съездить и на месте все увидеть. Вот и получается, что быстрые покупки в интернете и погоня за скидкой на самом деле, то ли в условиях местного менталитета, то ли еще по каким-то причинам, оказываются вовсе не быстрыми, а иногда и затратными. И там, где пользователь хотел сэкономить, зачастую экономии не получается, а иногда оборачивается и лишними тратами.
В заключение
Чтобы завершить обзор на позитивной ноте, предлагаем познакомиться с самыми популярными у казахстанцев акциями:
— Донер с доставкой на дом — купоны приобрели почти 300 человек;
— Посещение кинотеатра Cinema Towers — купоны приобрели 700 человек;
— Скидка на напиток Coca-Cola — купоны приобрели около 2000 человек;
— Канатная дорога и аттракцион в парке «Кок-Тобе» — купоны приобрели 4288 человек;
— Скидка на посещение аквапарка — купоны приобрели около 5000 человек;
— Оздоровительный комплекс «Арасан» — купоны приобрели 7365 человек.
Комментарии