За что можно не платить
Интервью с директором Департамента государственной политики в области связи Минтранскома РК Виталием Ярошенко о преимуществах новых правил оказания услуг связи.
Хорошие новости: в марте вступили в действие новые Правила оказания услуг связи. И мало кто знает, что есть в них несколько моментов, весьма полезных для потребителя. О них мы попросили рассказать читателям «Каравана» директора Департамента государственной политики в области связи Минтранскома РК Виталия Ярошенко.
— Виталий Владимирович, чем вызвано появление новых правил?
— В основном жалобами от абонентов, постоянно поступающими к нам в министерство.
— И на что в основном жаловались?
— Например, на высокие пороговые суммы роуминга. Прежде пороговая сумма роуминга вообще не регламентировалась. В новых правилах теперь четко закрепили: если абонент использует авансовый порядок расчета, то пороговая сумма при заключении услуг роуминга не должна превышать двух МРП — это сегодня 3236 тенге.
— А как при кредитном порядке расчета?
— При кредитном порядке расчета пороговых сумм нет.
Предупреждать надо!
— Известно, что многие казахстанцы крепко «погорели» на всякого рода платных звонках, после которых получали немыслимые счета…
— Зачастую операторы связи предоставляют дополнительные услуги, такие как викторины, службы знакомств, голосование. При этом используются номера доступа к интеллектуальным платформам, и звонок на такой номер зачастую составляет от 100 до 1000 тенге за минуту. Часто «предприимчивые» граждане, используя эту схему, вводят абонента в заблуждение. Он набирает номер, не подозревая о стоимости такого соединения, а потом получает огромный счет. В старых правилах, кстати, было записано, что оператор обязан уведомить абонента о стоимости такого соединения. Но эта норма не выполнялась.
А потому в новых правилах мы уже предусмотрели этот момент. Теперь, если оператор не уведомил абонента о стоимости такого соединения, то абонент вправе такой звонок не оплачивать.
— Очень существенное дополнение. А если человек звонит с сотового телефона?
— В сотовой связи то же самое. Теперь операторы при доступе абонента к интеллектуальной платформе также обязаны уведомлять о стоимости соединения. Если абонент не уведомлен, он имеет право звонок не оплачивать. Это же касается отправки коротких текстовых сообщений.
— Поясните для наших читателей, что называется интеллектуальной платформой?
— Лотереи, викторины, службы знакомств, соревнования всевозможные с голосованиями по ТВ идут, в интернете очень много таких номеров. То есть собеседником является не другой абонент, а оборудование, подключенное к средству телекоммуникации. Теперь по идее должно быть так — если вы звоните на такой номер, информатор оператора извещает примерно так: «Внимание! Звонок на данный номер платный. Стоимость соединения стоит столько-то тенге в минуту. Согласны? Нажмите 1. Нет — 2». И так далее. В принципе, саму форму извещения правила не регламентируют, оператор сам составляет систему уведомления. При этом, если вы отказались от соединения, плата за услуги оператора тоже не производится.
— Видимо, желающих познакомиться по телефону или поучаствовать в викторинах теперь сильно поубавится.
Нет денег? Прекращайте разговор
— Есть еще интересный момент. В старых правилах тоже было записано: если абонент ведет радиотелефонное соединение и сумма на его счету заканчивается, то есть достигает нуля, оператор должен разорвать такое соединение, не допустить перерасхода средств. Однако эта норма не работала. Поэтому сейчас ее дополнили. Теперь, если оператор не прервал такое соединение, абонент также имеет право не платить.
А было как? Человек, выезжая за рубеж, пользовался услугами роуминга. Оставляя за собой абонентскую систему оплаты, «забрасывал» на свой счет 10–15 тысяч. Выезжал, пользовался там услугами связи, зная, что у него на счету есть деньги. Возвращался в страну — и оказывалось, что он еще должен компании. Причем счета порой достигали 100–120 тысяч тенге. Такого при абонентском порядке расчета вообще не должно быть, потому что в правилах четко прописано: при таком порядке расчета абонент должен получать услуг ровно на ту сумму, которая есть у него на счету. Оператор должен был просто прерывать соединение, но этого не делал. Теперь, если даже оператор и выставит такой долг, абонент вправе его не оплачивать.
— Это радует. Что еще согреет душу потребителя в новых правилах?
— Возможно, то, что в ночное время вас не будут тревожить сообщения рекламного характера. Оператор сотовой связи устанавливает лимит по их пересылке на период с 23:00 до 8:00.
Были также обращения абонентов по поводу того, что при возникновении у них задолженности за услуги телефонной связи автоматически приостанавливался и доступ к интернету. Теперь услуги доступа к интернету предоставляются на основании отдельного договора. Абонент вообще может заключить договор на оказание этих услуг без установления телефона.
Комментарии