Следите за новостями

Цифра дня

Ветроэлектростанцию на 100 мВт построят в Туркестанской области

    Оценка с намеком

    Анализ деятельности национального оператора «Казахтелеком» и казахстанского рынка связи.

    24 февраля 2012 10:34, Улболсын Кожантаева, Деловая неделя
    Рубрики: Связь, Интернет

    Высокоскоростная связь, которой последние два года добиваются мобильные операторы, еще не пришла в Казахстан. Саммит ОБСЕ в декабре 2010 г. и Азиада в январе 2011 г. дали всплеск развитию 4G. Что дальше, если знаковых событий вроде Олимпийских игр и тем более саммита G-20 или сессии НАТО Астане «не светит», а ЕЭП и ОДКБ обходятся без технологических «изысков»? Однако интересные повороты на внутреннем рынке все же случаются. Правда, выход национального оператора «Казахтелеком» из глобальной системы мобильной связи GSM особого ажиотажа не вызвал. Кажется, монополист устремился к необъятным горизонтам широкополосного интернета и цифрового телевидения. Но прогрессия в спектре услуг трансформируется в суммы клиентских счетов, и потребителям приходится задумываться: за что и адекватно ли они платят, а поставщикам — чем еще привлечь и на чем бы поживиться.

    Динамика развития услуг связи в Республике КазахстанПосле выхода АО «Казахтелеком» из состава акционеров оператора мобильной связи этот рынок в значительной мере будет контролироваться скандинавским, преимущественно шведским, и российским бизнесом. Как уже известно, в начале февраля национальный оператор связи распространил сообщение об уступке 49% доли участия в ТОО «GSM Казахстан ОАО «Казахтелеком» (торговые марки Kcell, Activ, Vegaline) за $1,519 млрд. В роли покупателя выступила Sonera Holdings B.V. — дочерняя структура шведско-финской TeliaSonera AB. После одобрения регулирующих органов ее завершение ожидается в течение 1 квартала 2012 г.

    Фаворит, возможно, известен

    Почему национальный оператор вдруг вышел из глобальной системы мобильной связи? Хотя, конечно, нужно иметь в виду, что компания не принимала прямого участия в ее бизнесе. Возможно, монополист решил направить инвестиции в развитие широкополосного доступа и заплыть в новый океан услуг интернет-телевидения, интернет-телефонии? Однако, по мнению рейтингового агентства Fitch, не исключается возможность того, что контролирующий акционер в лице ФНБ «Самрук-Казына» может потребовать передачи денежных средств от данной продажи. Если все поступления по сделке будут переданы в материнскую структуру, это может иметь умеренно негативное воздействие на рейтинг. С другой стороны, как отмечает агентство, продажа доли в Kcell вряд ли ослабит рыночную позицию «Казахтелекома», поскольку компания получала от нее только дивиденды.

    АО «Казахтелеком» фокусирует свою деятельность на развитии сегмента услуг передачи данных (фиксированной и мобильной широкополосной связи, а также IPTV). Как отмечается в сообщении, одна из его дочерних компаний мобильной связи в стандарте CDMA недавно получила частоты 4G. Компания улучшила диверсификацию бизнеса. Это подтверждает и заявление председателя правления АО «Казахтелеком» Куанышбека Есекеева, отметившего рост акционерной стоимости и позитивную реакцию инвесторов по результатам реализации стратегических инвестиционных проектов, в том числе по строительству сетей LTE (4G).

    О какой именно дочерней компании идет речь в сообщении, распространенном рейтинговым агентством, не уточняется. Но с этих позиций можно также предположить, что и ФНБ самому можно задуматься о дальнейшей судьбе рынка коммуникаций на базе технологий LTE. Разве не может превращение Министерства связи в ведомство коммуникаций и транспорта навеять какие-то новые мысли относительно оснащения международных трасс (наземных, воздушных, морских) широкополосным доступом? Что же касается остальных операторов мобильной связи, то пока на запрос ДН по этому поводу ни в Kcell/Activ, ни в Кар-Тел /Beeline ничего конкретного сообщить не смогли. Пресс-службой первой было дано разъяснение, что лицензии на 4G связь им еще не выданы, но компания не теряет надежд, обеспечивая казахстанцев 3G связью, коммерческая эксплуатация которой начата с января текущего года. В пресс-службе «Кар-Тел» на наш вопрос о лицензии LTE сообщили, что временную лицензию компания получала 2 года назад. В целом же процесс перевода Казахстана на связь четвертого поколения идет уже на протяжении нескольких последних лет. Пока больше на словах.

    Между тем свои презентации мобильные операторы уже проводили и возможности в рамках пилотных проектов в ходе значимых международных мероприятий, проводившихся в Астане и Алматы, продемонстрировали. Сотовым операторам было предоставлено временное разрешение на такие услуги связи. В Казахстане за последние пару лет и глава шведско-финской TeliaSonera Ларс Ниберг, и российской Beeline, наверное, сносили не одну пару башмаков, пытаясь утрясти проблемы получения лицензий на связь четвертого поколения. Понятно, что каждый инвестор хочет поработать на казахстанском рынке, где есть и богатые нефтяные компании из разных стран мира, и металлургические холдинги, и прочие известные всему миру игроки. Но похоже, что для внедрения дорогой связи могут найтись и инвесторы из числа казахстанских состоятельных бизнесменов, хотя шведско-финская TeliaSonera остается одним из мировых лидеров в этой сфере, но как гласят разные источники глобальной сети, впервые 4G-связь появилась в 2001 году в Японии, а с 2003 года уже стала широко проникать в Европу. Скандинавская компания представлена в ряде стран СНГ, в том числе в соседней России в лице акционера мобильного оператора «Мегафон».

    Напомним, что премьер-министр РК Карим Масимов давал поручение к середине 2010 года запустить пилотный проект стандарта мобильной связи 4G в Астане тогда еще Агентству информатизации и связи. Планы у правительства были грандиозные: в течение двух лет услуги должны были покрыть все областные центры Казахстана, а до 2015 года сети LTE должны были протянуться уже до районных центров Казахстана. Так уж у нас заведено: если планы, то грандиозные, если дела, то мышиная возня. Как иначе сказать, если за это время только и занимались кабинетными делами: Агентство было преобразовано в Министерство связи и информации РК, которое в этом году было снова упразднено. Самому же министру Аскару Жумагалиеву доверено возглавить Министерство транспорта и коммуникаций, куда, собственно, и были переданы вопросы связи.

    Таким образом, после намека рейтингового агентства Fitch на некую дочернюю компанию АО «Казахтелеком», уже заполучившей лицензию 4G, интрига последних лет о переходе сначала на 3G, а затем и 4G связь в Казахстане, можно сказать, проясняется, но кто та самая «дочка» — золушка в недрах национальной компании? На сайте компании среди дочерних и зависимых значатся: АО «Алтел», АО «Нурсат», ТОО «Востоктелеком», ТОО «КТ Global Lab» и др. Впрочем, возможно, что рейтинговое агентство имело в виду госкомпанию, которая занимается обеспечением связи для силовых ведомств и других государственных органов.

    Возможно, после продажи доли в GSM нацоператор будет заинтересован во вложении средств в строительство сетей для LTE и предоставление широкополосного скоростного доступа?

    Рынок растет и меняется

    В целом если сравнивать итоги трех последних лет, то видно, что объем доходов прогрессирует. За 2011 год объем услуг связи составил более 555,8 млрд тенге, т.е. порядка $3,7 млрд. В течение минувшего года отмечен бурный рост услуг интернета. При этом интересной представляется тенденция снижения услуг обычной телефонии. Чтобы это значило, если бы потребитель не сделал крен в сторону интернета: скайп лучше, чем простой телефон.

    По итогам минувшего года доходы от реализации услуг национального оператора АО «Казахтелеком», согласно консолидированной отчетности, составили 173 436 млн тенге, чистая прибыль — 50 484 млн тенге, EBITDA — 65 291 млн тенге. Как следует из представленной ДН таблицы, динамика развития разных сегментов отрасли имеет свои особенности. Телефонная плотность на 100 жителей РК достигла 24,05 тел., в т.ч. в городской местности — 31,58, в сельской — 15,0 тел. География услуг расширяется за счет строительства сетей CDMA-450. Возможность подключения к сети интернет получили абоненты Южно-Казахстанской, Алматинской, Жамбылской, Актюбинской, Костанайской и Павлодарской областей.

    Между тем стоит ли ожидать глобальных перемен в рамках создания Таможенного союза и Единого экономического пространства на рынке мобильной связи и цифрового кабельного телевидения, если правят бал на этом пространстве почти одни и те же игроки? Пока заметных перемен не видно. Конечно, российские операторы все больше стремятся предложить услуг в рамках ТС, что, возможно, и побуждает находить новые тарифные предложения. С другой стороны, это и мощное средство воздействия на умы. Но не дремлют и другие операторы.

    Сравнительное, поверхностное знакомство корреспондента ДН с информацией, размещенной на сайтах мобильных операторов, а также уточняющие звонки в пресс-службы позволяют сделать вывод о том, что каждый оператор стремится предоставить своим клиентам эксклюзивные условия. Хотя, конечно, среди множества различных тарифных предложений, пакетных услуг занятому человеку не мудрено и запутаться. В наш век приходится все больше самостоятельно ориентироваться во многих потребляемых услугах, связанных с современными средствами связи, бытовыми приборами и прочим оборудованием. Конечно, это отнимает время, но что поделать, если современные средства коммуникаций стали частью повседневной жизни. Однако, получая все больше возможностей, потребитель думает и об их стоимости. Кажется, что изможденные конкуренцией и техническим прогрессом в этой сфере игроки, поделив в конечном счете сегменты рынка, нацелились на кошельки граждан. Люди пользуются услугами разных операторов и звонят в регионы, но при этом далеко не все изучают тарифные планы, на которые выгоднее подписаться.

    Стремился ли оператор, продавая долю в GSM сделать это ради выручки или иных целей, сложно судить. Если, например, иметь в виду предстоящее IPO, то можно подумать о том, как это отразится на стоимости акций. Можно и предположить, что, вложив такие средства в новые виды услуг, нацоператор, наоборот, выиграет в будущем. Другой момент, возможно, в том, что и выручка снижается. К тому же, рынок сотовой связи уже поделен и, можно сказать, устоялся. Самым крупным игроком на казахстанском рынке с 7 млн абонентов остается Kcell, другие тоже не дремлют, заманивая потребителей приемлемыми тарифами.

    Однако, по мнению рейтингового агентства, получение денежных средств по этой сделке не окажет позитивного воздействия на «Казахтелеком», который держит денежные средства в местных банках, имеющих значительно более низкие рейтинги, чем сама компания. Аналитики не исключают возможность того, что контролирующий акционер в лице «Самрук-Казыны» может потребовать передачи денежных средств от данной продажи в общий казан. Если все поступления по сделке будут переданы в материнскую структуру, это может иметь умеренно негативное воздействие на рейтинг, полагают в Fitch.

    Современные средства коммуникаций, ставшие частью повседневной жизни, имеют и свою историю. Ее палитра определяется стратегией рынка, корпоративной философией или даже отдельной личностью, но для потребителя шкурным остается вопрос стоимости этих благ цивилизации. Тарифных пакетов множество, что некогда бывает в них вникать.

    В распространенном исследовании ComNews Research, GSM Kazakhstan/Kcell назван самым дорогим оператором сотовой связи для корпоративных клиентов в Казахстане. Наиболее дешевым в исследованиях значатся — «Алтел» и «Кар-Тел», стоимость услуг которых на 25-30% ниже среднего показателя по стране. Является ли такая информация началом очередной серии конкуренции за место под казахстанским солнцем, сложно судить. Также, например, как трудно понять: почему простой терминал на остановке снимает за одну и ту же услугу разные комиссионные, при этом операторов они могут менять поочередно.

    Например, на днях, при оплате равных сумм за услуги двух известных мобильных операторов по терминалу, обнаружилось, что комиссия по оплате одних и тех же услуг (пополнение счета) Beeline и Activ разнится в два раза. В первом случае 5% с общей суммы платежа, в последнем — 10%. Через 3 дня ситуация была обратной. На сайте «дорогой компании» говорится, что стоимость услуги составляет также 5%, а ответственность за отклонение от этой нормы лежит на владельцах терминалов. Собственно, компания уже распространяла уведомление о случаях саботажа при пополнении баланса в розничных торговых точках и терминалах самообслуживания партнеров компании. Но что с того?

    Новый оператор в лице шведского дискаунтера Tele2, можно сказать, буквально ворвался на казахстанский рынок в апреле 2011 года, приобретя в 2010 году казахстанского оператора связи ТОО «Мобайл Телеком-Сервис». В отчете новичка за прошлый год говорится о получении выручки в $ 53 млн. А количество абонентов, согласно данным компании в восьми регионах Казахстана, к октябрю прошлого года достигло 1,1 млн.

    Спектр услуг сотовых операторов и телекоммуникационных компаний прогрессирует, и потребителям все труднее удержаться от новых соблазнов. С одной стороны, смотреть, говорить, слушать, читать мы норовим все больше, с другой, тарифных пакетов, услуг, различных акций и скидок такое множество, что уследить за всеми компаниями невозможно. Порой не хватает времени не только окунуться в море услуг цифрового телевидения, интернет, мобильной связи, но даже вникнуть во всерастущие счета от разных операторов, комиссий банков, терминалов, почтовых сборов. Наверное, среди миллионов абонентов уже мало семей, ограничивающихся лишь одним тарифом фиксированной связи.

    Поскольку услуги телекоммуникационной компании активно конкурируют с услугами сотовых операторов, также не мешает взглянуть на счета, которые мы оплачиваем через терминалы или по ежемесячным квитанциям. Если раньше мы платили только за телефон, то с появлением интернет-услуг объемы платежей выросли в разы. Вот почему в таблице виден рост таких услуг. Сравнивая услуги сотовых операторов, можно обнаружить, что одни предлагают выгодные условия для звонков в страны СНГ (разговор со второй минуты стоит 11 тенге), другие стремятся удешевить общение внутри страны и с дальним зарубежьем, но при этом предоставляют региональные скидки с соседними странами. На предложения сотовых компаний населению, национальный оператор тоже разработал удешевленные тарифы на звонки в ближайшие страны СНГ. Но чем ниже тариф, тем больше мы говорим, а в итоге потребляем услуг не меньше, а больше. Но в том и состоит политика компаний.

    Подписывайтесь на каналы Profit.kz в Facebook и Telegram.

    Комментарии