Александр Павленко, Caspiy Electronics: спрос план покажет
Интервью с Александром Павленко, директором ТОО «Caspiy Electronics», об отечественном производстве планшетных компьютеров.
Совсем скоро на прилавках наших магазинов появятся планшетные компьютеры, телевизоры и мониторы под казахстанским брендом «Акку». Выпуск этих устройств будет осуществляться на заводе компании Caspiy Electronics. Известно, что это не первая попытка казахстанских компаний запустить производство планшетных ПК и ЖК-мониторов. Первые шаги в этом направлении были сделаны такими компаниями, как Arta Software, Glotur и др. Дабы не повторять ошибок, руководство Caspiy Electronics решило на первом этапе осуществлять лишь сборку комплектующих и только потом запустить полный цикл производства. О том, как компания будет увеличивать локализацию продукта и объемы производства, интервью Profit.kz c Александром Павленко, директором ТОО «Caspiy Electronics».
— Александр, расскажите, пожалуйста, о вашем проекте. Каких инвестиций он потребовал?
— Казахстанское предприятие ТОО «Caspiy Electronics» — это завод по производству планшетных компьютеров, телевизоров и мониторов с уставным капиталом 800 млн тенге. Компания в своем составе имеет два участника: это социально-предпринимательская корпорация (СПК) «Каспий» и ТОО «JX Company». Решение об организации данного предприятия было принято сторонами в апреле 2011 года. 1 июня этого года ТОО «Caspiy Electronics» было зарегистрировано Министерством юстиции РК. Позже проект был утвержден в Министерстве индустрии и новых технологий РК и включен в программу Форсированного индустриально-инновационного развития Казахстана
Предприятие находится на территории специальной экономической зоны «Морпорт Актау», где оно освобождено от уплаты корпоративного подоходного налога и таможенных пошлин, что привлекательно для сборки и производства на нашем предприятии не только собственной продукции под брендом «Акку», но и продукции других иностранных компаний или поставщиков. Полагаю, что со временем услуга сборки продукции на наших линиях станет очень востребованной среди иностранных компаний по нескольким причинам, главной из которых является сильная загруженность таможенного поста «Хоргос» между Казахстаном и Китаем. Доставка товаров и комплектующих в наш регион осуществляется не через континентальный Китай, а в обход, морем. Таким образом, мы будем «обходить» «Хоргос» и через порт Актау получать все комплектующие. Кроме того, этот регион очень удобен с точки зрения логистики (поскольку можно отправлять готовую продукцию как в западный регион страны — Актау, Атырау, Актобе, Уральск, так и в Россию, Белоруссию и прикаспийские страны — Азербайджан, Иран, Грузия) и снижения транспортных расходов.
— Какие производства сегодня запущены и работают?
— У нас уже запущена и отработана одна линия длиной 70 метров, которая включает в себя четыре цикла работы. На линии есть контролеры и два робота. На ней можно производить LED-телевизоры, LED-мониторы, планшетные компьютеры, а на линии прогрева — LED-светильники. Все эти возможности мы отрабатываем постепенно, шаг за шагом. На сегодняшний день завод работает по принципу SKD-сборки (semi knocked down — полуразобранный), когда получает полностью разобранные фрагменты, собирает их, тестирует, отбраковывает. SKD в просторечии часто называют «конструктор».
В данный момент предприятие находится на самоокупаемости и наши главные задачи — это наладить поставку и сборку комплектующих, сбыт готовой продукции, обучить специалистов, которые смогли бы это все качественно осуществлять. Сегодня на заводе работает около двадцати человек в одну смену. В 2012 году мы планируем расширяться, пригласив зарубежных специалистов, а также увеличить общее количество сотрудников. Это нам позволит работать в три смены, а также запустить производство корпусов. С запуском производства корпусов из всех комплектующих нам останется приобретать PCB (printed circuit board) платы и ЖК-матрицы. Однако в дальнейшем мы планируем запустить цех по производству пайки PCB-плат.
Осуществить запланированное нам помогут рекрутированные зарубежные специалисты, которые, в том числе, будут разрабатывать технологии под нашим брендом. Такого рода производств в Казахстане никогда не было из-за отсутствия специалистов, поэтому было бы не вполне разумно сразу ставить полный цикл производства. Таким образом, на сегодняшний день линия запущена и остается дело за контрактами. Для этого мы ведем переговоры с одной торговой сетью, что поможет нам формировать предзаказы на всю линейку продукции. При этом у нас уже есть конкретный заказ на телевизоры. Мы произведем необходимое количество образцов, чтобы в каждом магазине нашего партнера был «сэмпл».
— Как в общем объеме предприятия распределяются доли производства планшетных компьютеров, телевизоров и мониторов? Можете ли назвать объемы производства?
— Все будет зависеть от заказа. На первом этапе, если у завода будет заказ условно на 5 тыс. телевизоров в месяц, то он и произведет этот объем. Хотя производственная мощность линии составляет 20 тыс. телевизоров в месяц. Но мы не будем пытаться сразу выйти на этот объем, потому что, во-первых, сегодня нет такого количества специалистов. Во-вторых, по нашим подсчетам, на работу в полном объеме и более высокую рентабельность завод выйдет уже со следующего года, когда нами будет запущен цех по производству корпусов. А когда мы наладим производство PCB-плат, то сможем смело заявить о том, что это полностью казахстанская разработка. В целом, это все позволит нам экономить на доставке комплектующих, которые сегодня закупаются в Южной Корее и Гонконге. Пока же мы работаем над поступающим заказом, который позволяет зарабатывать и инвестировать в кадры и их обучение.
— Вы отметили, что в перспективе планируется увеличить локализацию продукта в части открытия цеха по производству корпусов. Каких инвестиций это потребует? И как это скажется на цене планшета?
— Объем инвестиций озвучить не могу. На сегодняшний день технология по производству корпусов отрабатывается и мы ищем оптимальный вариант «цена/качество». Саму форму проектируют дизайнеры. Именно такого специалиста мы и хотим привлечь к себе на производство. Для изготовления формы корпуса необходимы пуансон и матрица, которые крепятся в термопластавтомат. Что касается последнего, то есть разные производители, например, европейские, которые делают дорогостоящий качественный товар. Однако в Турции можно приобрести отреставрированный европейский термопластавтомат. У него цена ниже нового европейского продукта, несмотря на то, что это немецкое оборудование именитых марок. И это нас устраивает. Однако на данный момент мы обсуждаем этот вопрос с корейской стороной, которая может изготовить пуансон и матрицу, но не знает специфики работы на немецком оборудовании. И поэтому они настаивают на приобретении полного комплекта. На этом мы, собственно говоря, и остановимся. Вопрос в цене. Мы хотим максимально снизить стоимость затрат, чтобы это никоим образом не сказалось на удорожании конечного продукта. Таким образом, цена планшета, безусловно, снизится.
— Линии по производству плат дорогие?
— Цены колеблются в зависимости от производителя и набора операций. Главное то, что мы уже имеем сегодня и чтобы этот бизнес по производству планшетных компьютеров, телевизоров и мониторов работал и развивался.
— Как вы оцениваете спрос на всю линейку производимой вами продукции?
— По телевизорам спрос устойчивый на весь объем, который может производить наша линия. Более того, на казахстанском рынке спрос даже выше, чем в соседних странах. Так, на сегодняшний день у завода имеется заказ на весь 2012 год. Но по причине того, что у нас есть обязательства перед нашим партнером — торговой сетью, — в первые три месяца 2012 года заключение договоров с другими сетевыми ритейлерами не планируется. Это эксклюзивное право нашего партнера.
Что касается планшетов «Акку», то, конечно, можно ориентироваться на статистику продаж иностранных гаджетов во всем мире — они высокие. Мы же решили пойти по другому пути. Сначала мы дадим людям возможность «попробовать» планшет и так изучим спрос на него. Если будет конкретный заказ, мы произведем необходимое количество.
— Кто основной заказчик на сегодняшний день?
— Ритейловая сеть, и это было наше решение. Госструктуры к нам не обращались и заказы не делали. То есть, мы изготовили определенное количество планшетов, которое поставим во все магазины нашего партнера, где покупатели смогут «попробовать» устройство, и если оно им понравится, купить или сделать предзаказ. Многие иностранные компании именно так работают.
Кроме того, мы ведем переговоры с фондом «Зерде», в рамках которых обсуждается вопрос предоставления нам технического задания на производство е-учебников. И в данном случае их тоже интересует максимальная локализация продукта, что мы и постараемся осуществить.
— Сколько времени будет затрачиваться на исполнение заказа по телевизорам и планшетникам?
— Мы можем производить 30 телевизоров в час — все будет зависеть от заказа. В случае с планшетными компьютерами, если придется ждать доставку всех комплектующих — 30 дней. Кроме того, мы планируем воспользоваться авиадоставкой комплектующих, потому что этот рынок очень подвижный и обновления происходят довольно часто.
— В чем конкурентные преимущества производимых вами товаров?
— Если мы говорим о планшете, то, в первую очередь, его стоимость. Во-вторых, прописанное в операционной системе Android меню на казахском языке, чтобы скорость работы планшета не снижалась. То есть меню не накладывается, а прописывается в ОС у самих производителей процессоров Qualcomm.
— Каковы технические характеристики планшета?
— Здесь я бы хотел отметить три главные вещи. Первое — это емкостной семидюймовый multi touch экран. Второе — встроенный 3G-модем. И функция звонка — это три.
— Будут ли в них предустановлены местные виджеты?
— Начнем с того, какие казахстанские виджеты есть сегодня? Мы поставим ссылку на www.e-gov.kz, а в остальном мы не хотим навязывать человеку виджеты или какие-то другие программы. Сегодня к нам приходят представители компаний-разработчиков антивирусных программ, чтобы предустановить их в планшет, что, конечно, скажется на конечной цене продукта. А может человеку не нужно это? Мы производители, и наша задача — отрабатывать производство, уровень качества, отслеживать технологии, которые можно внедрить на своем производстве.
— Известно, что планшеты «Акку» появятся в продаже уже во второй половине декабря 2011 года. Каковы объемы производства сегодня?
— Объемы производства сегодня назвать не могу, потому что будет зависеть от количества заказов, которое при этом должно удовлетворять наш производственный цикл. То есть один или два планшета мы производить не будем. Планируется, что к 2014 году завод выйдет на производство 21 тыс. планшетов в месяц.
— Насколько высока потребность в планшетах на казахстанском рынке? Как вы оценивали спрос?
— Оценим по обстоятельствам. А говорить, основываясь на продажах других компаний, не стоит.
— В Казахстане уже были попытки производства планшетов (например, ARTA Tablet). Насколько эти продукты успешны? В чем отличия вашего продукта?
— Если эти компании ранее о чем-то заявляли и у них это не получилось по каким-то причинам, то осуждать их за это сегодня неправильно. Возможно, они ошиблись. Опыт набирается постепенно, шаг за шагом, методом проб и ошибок. Так развиваются все рынки — европейский и американский, корейский и китайский. В целом хочу подчеркнуть, что до этого года такого рода производства на территории нашей страны запущено не было. Было заявлено, но не сделано. Поэтому можно сказать, что мы первые и единственные не только в Казахстане, но и в СНГ. Поскольку производства, которые сегодня существуют на территории РК и РФ, это объекты иностранных компаний.
— Вы как-то отмечали, что казахстанскими планшетами уже заинтересовался иранский рынок, с представителями которого ведутся переговоры. Но ваша целевая аудитория — Россия и Беларусь. Как планируете покорять рынки?
— Да, наша продукция заинтересовала иранский рынок и уже есть договоренность с одной иранской компанией. Что касается остальных рынков, то хотелось бы еще раз подчеркнуть, мы — завод и не планируем открытие розничной сети продаж. Поэтому будем вести переговоры с розничными сетями на территории этих государств и через них работать. Себестоимость наших продуктов гораздо ниже среднерыночной, поэтому для них сотрудничество с нами экономически целесообразно, а для нас — это устойчивый и спланированный сбыт. Мы работаем по системе «just in time», поэтому четкость и спланированность для нас важны, поскольку мы рассчитываем всю цепочку и осуществляем логистику от производства комплектующих до отгрузки товара в розничную сеть.
— Каковы дальнейшие планы компании?
— Помимо запуска цеха термопластавтоматов и выход на полную мощность работы в три смены, в планах расширение до производства всей линейки бытовой техники. Мы также открыты для иностранных компаний, которые хотели бы собирать свою продукцию на наших линиях.
Вместе с тем, мы планируем акционироваться и выпустить акции для того, чтобы привлечь инвесторов для осуществления всех намеченных планов. Уже сегодня предприятие интересно для потенциальных инвесторов и его стоимость будет расти, как только оно начнет производить и продавать готовую продукцию под брендом «Акку».
Комментарии