Рамиль Мухоряпов, Chocolife.me: у нас нет цели вернуть инвестиции
Интервью с Рамилем Мухоряповым, генеральным директором сервиса Chocolife.me о рынке коллективных покупок в Казахстане.
Известно, что Казнет только раскрывает свой потенциал, поэтому возможности для запуска бизнеса в нем есть. Этому способствует увеличивающийся уровень проникновения интернета. На сегодняшний день критическая планка в
— Рамиль, расскажите, пожалуйста, что собой представляет сервис коллективных покупок в Казахстане? Как организуется этот бизнес?
— Идея коллективных покупок проста и заключается в том, что люди, объединяясь в группы, могут получать услуги на особых (оптовых) условиях — со скидкой от 50% до 90%. Поэтому, чем больше людей пользуются сервисом, тем больший размер скидок они получают. Заведение, которое предоставляет скидку, в свою очередь получает огромное количество новых клиентов, которым может показать свой уровень сервиса. Суть идеи в том, что сервис ежедневно выкладывает на своем сайте специальные предложения с солидной скидкой. Чтобы ими воспользоваться, необходимо купить купон. В итоге это позволяет существенно экономить деньги при совершении покупки или пользовании услугой.
Основной девиз этого бизнеса — скидки от 50% до 90%, но это не догма. Скидки могут быть и меньше, особенно по товарам, где маржа меньше. Но этот бизнес полностью в рамках экономики и любая скидка даже в 90% обоснована, а потому не в ущерб компании-заказчику. Более того, заказчик сразу видит эффективность этой акции — первая пробная покупка. Сколько бы заведение не размещало рекламы, не факт что к нему придут. Мы предоставляем своим партнерам возможность решить этот вопрос, обеспечив их потенциальных клиентов первой пробной покупкой на особых условиях (а это в рамках только одной акции — от 400 до 600 человек). Более того, если людям понравится предлагаемая услуга и их удовлетворит сервис, то вероятность того, что они вернутся вновь, но уже без скидки, увеличивается.
Это «тройное win»: выигрывает потребитель, поскольку получает особые условия, выигрывают заведения, так как не тратятся на продвижение услуги или товара (это ложится на наши плечи) и выигрываем мы, потому что берем свою комиссию.
— Насколько казахстанский бизнес готов к такой модели продвижения?
— Готов, другое дело, как вы ему это объясните. У нас более 300 партнеров по всей стране и сейчас проблем с привлечением клиентов нет вообще. Мы приходим к клиенту, показываем результаты работы с другими компаниями, а возможно даже и с его конкурентами, и дальше он сам решает насколько ему это необходимо и выгодно.
— С каким бизнесом сотрудничают купонные проекты?
— Мы работаем с разными бизнесами. Но при нашей аудитории нам выгодно работать с сетями, поскольку зачастую маленькие компании просто не способны обслужить нашу аудиторию. Например, если продать 300 купонов для небольшого салона красоты, это обеспечит его загруженностью на 3 месяца, что плохо как для аудитории, так и для нас. Ориентация на бренд тоже в принципе понятна, поскольку мы хотим, чтобы нас ассоциировали с чем-то приятным, понятным.
Базовая вещь — чтобы предприятие очень хотело с нами работать. Конечно, с МСБ легче договариваться и на начальном этапе мы делали ставку именно на них. Главное, если у бизнеса есть желание и понимание, зачем проводить акцию, то уровень их сервиса всегда хороший. Что в свою очередь мы можем отследить по отзывам нашей базы.
— Какой сегодня оборот у купонного рынка и как он изменился?
— Пока оборот рынка очень маленький. Год назад он составлял пару тысячу долларов в месяц, сегодня — $350 тыс. в месяц. В следующем году оборот рынка составит не менее $3,5 млн.
— Какими компаниями представлен купонный рынок в Казахстане? Как распределяются доли между игроками и насколько сильна конкуренция?
— Сегодня на рынке работает более 30 сервисов. По нашим данным, в октябре 2011 года доля Chocolife.me составила 70,2%, Besmart.kz — 24,1%, Kupikupon.kz — 3,4% и 2,3% делят между собой все остальные игроки. Стоит отметить, что такая конкуренция характерна для интернет-проектов, когда победитель забирает все, второй игрок забирает еще что-то и остальные ничего не имеют. И это довольно нормальное явление на интернет-рынке.
— Когда, по вашим прогнозам, можно будет сказать, что рынок близок к насыщению?
— Точно не в ближайшие
— С насыщением рынка будут появляться агрегаторы купонных предложений?
— Конечно будут, более того — они уже есть, например, Vsekupony.kz. Для нас это не очень хорошо. Мы должны или играть на таком сайте первую скрипку, или нас там вообще не должно быть.
— На сформировавшихся рынках у новых игроков, желающих открыть свой бизнес в этом направлении, возникает вопрос — быть нишевым или универсальным сервисом? Что вы можете посоветовать?
— С большими инвестициями преуспеть может и универсальный игрок. Если инвестиции небольшие, стоит подумать о том, чтобы стать нишевым. Полагаю, что через какое-то время ниши будут очень популярны и на нашем рынке. В России уже есть сайты, специализирующиеся не только на отдельных сегментах рынка (например, только путешествиях) и даже на половой принадлежности человека, в частности, на женщинах. Последняя идея очень хороша и перспективна.
— Вы не планируете развиваться в рамках последней идеи?
— Мы планируем перенять опыт российских коллег, который дает возможность показывать посетителю акции согласно его полу и даже району города, указанному при регистрации. При этом он не будет лишен возможности покупки любых других купонов, просто по умолчанию подбор акции будет более точным.
— Насколько выгодно заниматься этим бизнесом?
— Со стороны кажется, что мегавыгодно. Если посмотреть реально, то в мире в этом бизнесе зарабатывает считанный процент игроков. В Казахстане мы единственные, кто впервые выйдет в плюс на этом рынке. Первую прибыль мы зафиксируем по итогам ноября. Все остальные игроки деньги теряют. В России примерно схожая ситуация, где порядка сотни игроков, из которых реально зарабатывают лишь
— Каких результатов вы достигли за время работы на рынке?
— За 7 месяцев с момента старта к нам присоединилось 140 тыс. человек. Штат насчитывает 52 сотрудника, что позволяет нам несколько изменить свой статус — мы перестаем быть малым предприятием и становимся средним. Оборот растет очень быстро, равно как и штат (начинали мы с пяти человек). Оборот в ноябре составит $270—280 тыс. (около 40 млн тенге). Прибыль меньше, поскольку значительной частью денег мы рассчитываемся с партнерами. Что касается конверсии, то из всей нашей базы (140 тыс. человек) примерно 12% — это покупатели, то есть те, кто хотя бы раз делал покупку. Если смотреть на опыт других стран, то примерно через год работы конверсия повышается до
— Можете назвать ежедневный доход?
— Оборот в день — больше 1 млн тенге. Доход меньше, естественно.
— Сколько инвестиций потребовал проект?
— Суммарно $150—160 тыс. Первоначальные инвестиции составили $105 тыс. Но этого мало, если бы у нас была возможность, мы бы инвестировали гораздо больше.
— В какую сумму вы можете оценить свой бизнес сегодня?
— Это довольно тяжело подсчитать. Недавно мы говорили с инвесторами и попытка определить стоимость нашей компании была похожа на торговлю на базаре. По нашим оценкам, более миллиона долларов, но точнее сумму затрудняюсь назвать. Важно отметить, что очень мало интернет-компаний в Казахстане зарабатывает столько, сколько мы. Самый прибыльный сайт Казнета сегодня — это Kolesa.kz. Я думаю, что через
— Каковы сроки окупаемости такого рода проектов?
— Когда мы вернем наши $150 тыс? Никогда. И я сейчас объясню почему. Условно через
— Вы проводили какое-нибудь исследование, прежде чем открыть Chocolife.me? Как вы изучали спрос на такой вид сервиса?
— Спрос на услугу мы изучали очень просто. Если это работает в России, то и у нас точно будет востребовано. Наши рынки очень похожи, и те, кто утверждает обратное, глубоко ошибается. Когда мы только запускали сервис, у многих это вызывало скепсис. Нам говорили: в Казахстане не развиты электронные платежи и что более интересно — люди не хотят экономить. Но это полный бред. Люди хотят экономить, получать хорошие условия покупок и сомнений в том, что аудитории понравится, не было. Само исследование рынка мы не проводили. Мы перенимали опыт и технологии работы у трех крупнейших российских игроков — Groupon, Biglion.ru, Vigoda.ru, а именно: как правильно вести переговоры, определять свою комиссию, оформлять и выстраивать акции и прочее. Например, в Groupon очень хорошо отработаны технологии оформления акций, выстраивания партнерства. Это детали, но именно в этом наши ключевые отличия от других казахстанских сервисов. Я считаю, что именно такой подход стал нашей самой сильной стороной, почему собственно мы и вырвались вперед. Когда мы запустились, на рынке уже присутствовало 4 игрока, но уже на второй месяц нашей работы мы обошли крупнейшего из них — Kupikupon.kz. Это стало возможным благодаря нашим знаниям, потому что мы хорошо подготовились перед выходом.
— В чем ваше конкурентное преимущество?
— Во-первых, это команда. Во-вторых, база пользователей. Когда база большая, у сервиса продажи выше и он может продавать то, чего другие не имеют возможности. В свою очередь высокие продажи интересны заказчикам, которые ожидают коллективных покупок, исчисляемых не десятками, а сотнями.
— У вас преобладают продажи каких-то конкретных услуг?
— Наша задача — удовлетворять спрос разной категории людей на особых условиях. У нас есть профиль нашего покупателя (пол, возраст), мы понимаем, что ему интересно и предлагаем это.
— С какими проблемами сталкиваетесь на рынке?
— Пока проблем у нас нет, но они есть в РФ, когда отдельные игроки обманывают потенциальных клиентов, что, естественно, падает тенью на остальных. Например, были случаи, когда даже крупные российские сервисы продавали купоны с красивыми призывами «Милый отель в Сочи», а по факту это была коммунальная квартира или развалившийся турлагерь. Если посмотреть на это с другой стороны, это шанс для нас — выделиться, зарекомендовать себя на рынке как надежный сервис.
— На какие рынки планируете выходить?
— В течение трех месяцев — одна из стран СНГ. Скорее всего, это будет Азербайджан. Россию покорять не собираемся, нам не имеет смысла выходить на рынок, где нам будет тяжело развиваться. Нам придется конкурировать с огромными сервисами, у которых инвестиции десятки миллионов долларов. Азербайджан — менее занятая страна и конкурировать мы будем с игроками нашего уровня. Это будет конкуренция знаний, а не бюджета. Что касается Казахстана, то сегодня мы присутствуем в трех городах (Астана, Караганда, Алматы) и в скором времени откроемся еще в ряде городов.
— Вы уже ведете переговоры с партнерами на зарубежных рынках?
— Нет, но это делается быстро. Выход в другой город занимает 2 недели, в другую страну —
— Ваши планы на будущий год.
— У нас большие планы: к концу 2012 года наш оборот должен быть не меньше $2,5—3 млн в месяц, а чистая прибыль за 2012 год должна составить $2 млн. При этом географически мы будем представлены на нескольких рынках.
Комментарии