Следите за новостями

Цифра дня

48 комплексов Starlink направило МЦРИАП в регионы ЧС
  • Доходность
    17,2%за 2023 год
  • Стоимость чистых активов
    29,5млрд тенге
  • Доходность
    14,12%с начала управления
  • Доходность
    17,2%за 2023 год
  • Стоимость чистых активов
    29,5млрд тенге
  • Доходность
    14,12%с начала управления

Е — МОЕ!

Электронная коммерция в Казахстане готовится к большому скачку.

21 сентября 2011 10:01, Сагит Оспанов, Московский Комсомолец в Казахстане
Рубрики: Интернет

Армия пользователей интернета и объемы электронной коммерции в республике достигли такого количества, что он уже скоро перейдет в новое качество. Всплеск деловой активности в интернете изменит и наш образ жизни, и структуру бизнеса.

Оцифрованы-околдованы

Построение информационного общества признано неотъемлемым условием несырьевой экономики. К числу ключевых проектов в Госпрограмме форсированного индустриально-инновационного развития (ПФИИР) отнесено внедрение цифрового телевещания.

Министр связи и информации Аскар Жумагалиев недавно сообщил, что национальной спутниковой сетью телерадиовещания в цифровом стандарте DVB-S2, которую официально ввели в эксплуатацию в середине января, уже пользуются 40 тысяч домохозяйств. Им бесплатно предоставляются 37 отечественных телеканалов. Кроме того, на платной основе абоненты могут получать 50 зарубежных телеканалов различной тематики. По словам министра, в 2015 году число пользователей цифрового телевидения достигнет полумиллиона человек.

Другая задача, предусмотренная ПФИИР для создания информационного общества, — это расширение доступа казахстанцев к сети интернет. Главным препятствием здесь всегда была и остается цена. По данным главы Минсвязи, в нынешнем году средняя абонентская плата снизилась на 8%, в результате число пользователей выросло сразу на 34%. А в следующем году, как заявил Аскар Жумагалиев, операторы связи удивят клиентов.

Удивление это будет приятным: тарифы на широкополосный доступ в интернет обещано урезать значительно.

Количество пользователей интернета в Казахстане, как отметил министр, выросло до 6,5 миллиона человек. Четыре месяца назад озвучивалась цифра 5 миллионов. На начало 2011 года насчитывалось 4,3 миллиона наших соотечественников, имеющих доступ к интернету, на старте 2010 года — 2 миллиона. Получается, что число казахстанцев, попавших во Всемирную паутину, увеличивается просто лавинообразно. Такого бурного роста не было, пожалуй, еще ни в одной сфере.

Миллиарды уходят в Паутину

Число пользователей интернета — это значимый показатель, но еще важнее, какой бизнес-эффект от всего этого получается. В развитых странах интернет давно перешел из познавательно-развлекательной категории в деловую. Здесь зарабатываются большие деньги, и именно они толкают вперед интернет-технологии. Пока не появится реальный бизнес-интерес, все меры по стимулированию отечественного сегмента интернета будут искусственными. В Казахстане Всемирная паутина до недавнего времени была совсем далека от бизнеса, но сейчас постепенно встает на рыночные рельсы.

Как отметил Аскар Жумагалиев, ежегодный оборот рынка электронной коммерции составляет 300 миллионов долларов. Цифра внушительная, хотя нужно понимать, из чего она складывается. Львиная доля оборота приходится на всевозможные электронные платежные системы, оформление авиабилетов через интернет, тогда как объемы продажи товаров через Сеть достаточно скромные. В России оборот е-коммерции достигает 10 миллиардов долларов, а в западных странах он на порядок выше. В Казахстане доля электронных продаж в общем товарообороте составляет четверть процента, в России — 1,6%, в США — 6,4%. Так что расти нам еще есть куда.

Особо обращает на себя внимание мизерный объем казахстанского рынка интернет-рекламы — всего 6 миллионов долларов. Это явно не соответствует реальному раскладу в аудитории средств массовой информации. Ведь все больше казахстанцев отдают предпочтения не газетам и журналам, а веб-сайтам, так что главный потенциал для рекламы именно здесь.

Сделка на диване

По прогнозам министра связи, к 2014 году, то есть к завершению первой индустриальной пятилетки, оборот е-коммерции достигнет 1 миллиарда 200 миллионов долларов.

Произойдет невиданный скачок, после которого е-коммерция станет по-настоящему серьезной сферой. Что это дает стране?

Для потребителей — возможность по-новому управлять своим временем, которое сейчас дороже денег. Оформить покупку билетов, товаров, оплатить услуги, в том числе коммунальные, можно, не вставая с дивана, без очередей и нервотрепок, при помощи компьютера или мобильного телефона. Причем чем выше уровень развития е-коммерции в стране и больше число пользователей, тем быстрее, проще и надежнее становятся эти процедуры.

Предпринимателям электронные продажи позволяют также экономить время и избавиться от многих промежуточных звеньев между ними и покупателями.

Традиционные каналы в виде оптовых и розничных складов, точек продажи становятся ненужными. А ведь именно они пожирают большую часть стоимости. Кроме того, для производителей появляется возможность действовать на глобальном уровне. Даже индивидуальный предприниматель получает шанс продавать свои товары наравне с транснациональными корпорациями.

Но есть и обратная сторона: ужесточается конкуренция. Выбор казахстанских потребителей, нынче весьма скудный, с приходом интернет-магазинов неимоверно расширяется. Теперь можно купить одежду или электронную технику в странах их происхождения, с гарантией качества и по доступной цене. Отечественным поставщикам, которые привыкли делать бизнес, устанавливая заоблачные накрутки на те же товары, придется серьезно подсуетиться, чтобы предложить нечто лучшее.

Виртуальной торговлей реальные огрехи не замажешь

При всех плюсах е-коммерции не стоит забывать, что это лишь способ приобретения товаров и услуг. Да, она способна максимально его упростить и ускорить. Но она не может главного — улучшить их качество. Люди пользуются интернет-магазином не ради самого виртуального процесса оформления покупки через Всемирную паутину, а чтобы получить реальный товар. И поэтому все минусы реальной торговли нельзя «зарихтовать» электронной коммерцией. К примеру, если создается искусственный дефицит железнодорожных билетов, то его не исправишь продажей этих билетов по интернету. Точно так же электронные авиабилеты не избавят от хронической задержки рейсов. А интернет-магазин никак не улучшит качество товаров и не спасет от массового обмана, когда китайская продукция выдается за европейскую.

Электронная коммерция открывает совершенно новые возможности перед потребителями в плане поиска товаров и удобства оформления сделки. Но она не в состоянии сгладить все недостатки в отечественной торговле, где зачастую еще господствует принцип «клиент всегда неправ». Более того, она порождает новые проблемы. Например, интернет-торговля предъявляет повышенные требования к доставке, в том числе почтовой, которая должна отвечать западному уровню скорости и точности. Чего, увы, у нас пока нет.

А главное — предполагаемый скачок в развитии е-коммерции требует нового подхода к защите прав потребителей. Ведь появились абсолютно новые категории на рынке — е-потребители и е-продавцы. Чем регулируются отношения между ними? Да, собственно говоря, ничем. Закон об электронных деньгах касается лишь платежей. Все остальное — включая вопросы качества и безопасности, информации о товаре, условий его доставки, возврата, обмена — повисает в воздухе.

Барахолка в интернете

Есть, конечно, общий закон о защите прав потребителей. Но это настолько слабый документ, что говорить о нем как о регуляторе даже смешно. К тому же нет государственного органа, который бы занимался контролем его исполнения. В итоге у нас нет системы защиты прав даже обычных потребителей, не говоря уже об «электронных», для которых требуются особые правовые нормы. Формально клиент интернет-магазина имеет те же права, что и покупатель в обычном супермаркете. Например, может вернуть или обменять не приглянувшуюся ему покупку. Но на практике сделать это зачастую просто невозможно.

В других странах, в том числе в России, много говорят о случаях мошенничества при заключении электронных сделок. Самая простая и наиболее распространенная схема — это создание однодневных интернет-магазинов, которые собирают деньги с доверчивых покупателей и затем растворяются в Сети. У нас информация о подобных случаях появляется редко. Но не потому, что казахстанский сегмент электронной коммерции слишком честный, а просто потому, что он еще слишком маленький. Можно прогнозировать, что, когда он быстро пойдет в рост — а судя по динамике, это вот-вот начнется, — обрушится вал нарушений, связанных с попранием прав потребителей в сфере электронной коммерции.

Причем они могут быть связаны не только с нарушением при доставке товара, но и с утечкой информации. Возможно, большинству покупателей до лампочки, что все пользователи интернета смогут узнать, утюг какой марки или нижнее белье какой фирмы они заказывают, но есть такие категории людей и такие категории товаров, про которые лучше не распространяться. Информационная безопасность в Сети — очень больной вопрос, и виртуальные магазины должны подходить к нему особенно тщательно, но сейчас таких обязанностей и такой ответственности у них нет.

Вопрос защиты прав потребителей вообще, и в электронной коммерции — в частности, у нас полностью игнорируется. Хотя он является ключевым. Не будет доверия — не будет никакого всплеска интернет-торговли. Только так от е-барахолки можно будет перейти к е-рынку.

Подписывайтесь на каналы Profit.kz в Facebook и Telegram.

Комментарии