«Каждый мало-мальски уважающий себя оператор считает, что у него должен быть тариф, в котором есть скорость 100 мегабит»
Интервью с директором ТОО «СА-Телком» Виктором Грибаном о казахстанском проводном интернете.
Цена входа на
— Виктор, Вы говорили, что у Вас уже сложилось мнение о казахстанском интернете. Какое?
— Общее впечатление — очень перспективное направление. Но при этом
Для Казахстана характерна еще и разная стоимость интернета в зависимости от региона, чего в большинстве стран уже не существует — как правило, стоимость доступа в интернет у одного оператора в каждом городе одинакова. Как вы знаете, с июля месяца ситуация немного поменялась, «Казахтелеком» постарался выравнять тарифы по Казахстану, это первый шаг к тому, чтобы Интернет стоил одинаково в каждом городе.
В двух словах: для меня на сегодняшний день казахстанский интернет — это интернет, требующий дальнейшего развития скоростных показателей и увеличения территориального присутствия.
— Насколько скорости и пропускные способности сети интернет в Казахстане меньше в сравнении с соседями по СНГ?
— Могу сказать на примере Украины и западной части России — там интернет предоставляется на максимально возможных скоростях в рамках тех технологий, которые выбрали операторы. По технологии ADSL — это до 8–24 Мбит/с, по FTTB — обязательно до 100 Мбит/с. Каждый мало—мальски уважающий себя оператор считает, что у него должен быть тариф, в котором есть скорость 100 мегабит. Это даже по умолчанию на рекламных носителях не пишется и считается лишним в продвижении, так же, как и утверждение, что «машина едет». В Казахстане же на меня произвело впечатление, когда я увидел кафешку: на большой наклейке написано «Интернет
— В чем основная причина того, что операторы в Казахстане не считают нужным предоставлять интернет на максимальных скоростях?
— Я думаю, и они, и мы считаем это нужным. Но расстояния между городами в Казахстане составляют тысячи километров. Это отличает Казахстан от европейской части России и, тем более, Украины, где города расположены плотно и где для того, чтобы построить сеть между городами, требуются гораздо меньшие инвестиции. Поэтому на Украине у каждого
— Но качество и скорости интернета даже внутри крупных городов тоже оставляют желать лучшего — к примеру, в Алматы и Астане…
— В крупных городах, в том числе в Алматы, когда мы прокладываем кабель, в дом мы заходим четвертыми по порядку провайдерами. В Украине Beeline заходит в дом уже одиннадцатым. Причем, хотя мы заходим четвертыми, но мы, наверное, первые и единственные, кто заключает договоры и платит за размещение оборудования и кабеля непосредственно КСК и домоуправляющим компаниям в Казахстане. Все это говорит о незрелости рынка.
По поводу перебоев — здесь у каждого оператора, конечно, своя история. У других операторов нестабильная работа интернета вызвана перегрузкой сети, несоответствием числа абонентов ее скорости и пропускной способности. Всегда есть разрывы кабеля, непогода, отключения электричества и так далее.
Я бы не сказал, что количество аварийных ситуаций, которые происходят в городах Казахстана, существенно отличается от любой другой страны. Другой вопрос — как компания реагирует на аварийные ситуации, это вопрос отстроенных внутри компании
Второй вопрос — это определенная культура, которую мы поддерживаем, но которая не всегда применима, и я не слышал пока, что она характерна для Казахстана. Это компенсационные выплаты абонентам, полагающиеся им по договору во время крупных аварий на подстанциях или в случае, если произошло повреждение кабеля…
— Помимо больших расстояний и больших инвестиций, какие еще сложности стоят на пути развития казахстанского интернета?
— Исторически в Казахстане есть один большой оператор, который строился еще в советское время и, запуская такой продукт, как «Мегалайн», ему не надо было вкладывать много инвестиций и проводить много строительных работ на территории жилого фонда. Заходя в дом, они используют тот же кабель, который был давно проложен, и так далее.
Мы сейчас предлагаем строительство «Оптика в каждый дом», и я столкнулся с тем, что законодательство на уровне городов, акиматов не совсем готово к такому виду модернизации жилья. Когда наша компания приходит в дом, иногда — первой, иногда — четвертой, и говорит — мы хотим разместить оборудование для услуг связи и хотим заключить договор, то нас спрашивают: «Какой договор? Как вы будете размещать, как разграничить ответственность между КСК и оператором связи? Как компенсировать строительные работы и возможный ущерб от них?» Все эти вопросы нашими договорами определяются, но к этому местные власти еще не готовы, для них это
В Алматы была ситуация, когда мы подписали договор с КСК, но не уведомили должным образом жильцов дома, которые начали писать жалобы в компанию. Потом сменился руководитель КСК, и договор с нами был аннулирован. Таким образом, КСК стал на защиту меньшей части жильцов, которые не хотят, и проигнорировал желание большей части. Этот вопрос очень сложный. Все это — дополнительные издержки и сложности. Конечно, все приходит с опытом, вторыми заходить в дом уже гораздо легче. Никаких других особенных препятствий для развития интернета в стране я не вижу.
— Какие пороговые инвестиции нужны новичку, чтобы войти на казахстанский рынок
— Так как на территории Казахстана существует немного операторов и у всех, кроме одного, доля рынка — около 10%, то на самом деле сейчас можно существовать и с небольшой долей. Но в перспективе, я думаю, в любом случае останутся те операторы, у которых доля рынка будет существенно выше, чем 10%. Точную сумму инвестиций не назову — каждый считает
— Раскрывалась информация, что с конца 2009 года «Билайн» инвестировал в строительство сетей FTTB в стране $35–40 млн. В ближайшие
— Расти в разы они не будут, скорее всего, мы вложим еще столько же. Дело в том, что на текущий момент половину своих планов по покрытию в количественных показателях «Билайн» осуществил. Понятно, что это — основные крупные города. До конца года мы собираемся покрыть 16–17 городов. Пока мы присутствуем в 7 городах, но в них, оценочно, находится половина всех домов Казахстана. По итогам первого квартала 2011 года, мы покрыли порядка 15,4 тыс. домохозяйств.
В Алматы мы приступили к подключению последних, еще не подключенных районов. Вообще при планировании 100%-го покрытия получается примерно 90%-е покрытие — по причине согласований или просто невозможности проложить кабель в некоторые дома. Месяц назад мы приступили к устранению в городе «белых пятен», чтобы подключить изначально «выпавшие» из сети дома, к концу года мы планируем сделать 100%-е покрытие Алматы. В 2012–2013 годах мы будем доподключать отдельные дома в городах присутствия.
— Какая доля рынка в FTTB у «Билайн» сейчас, и к какой доле вы стремитесь?
— По последним опубликованным данным, у нас около 20 тыс. абонентов, это гораздо меньше, чем 10%, если учитывать весь рынок — и ADSL и FTTB. Если говорить только о FTTB, то у нас примерно сопоставимые доли с «Казахтелекомом», предоставляющим услугу
Давайте тогда говорить так: мы планируем занять в Казахстане на рынке проводного интернета долю в 25–30%, но это будет явно второе место в общем зачете.
— По данным СМИ, во время работы в Украине вам удалось добиться хороших результатов. Что вы сделали для этого? Строили сети?
— Резкий прирост абонентов был спровоцирован не столько агрессивным строительством сети, сколько умением компании продавать свою услугу. С другой стороны, услуга соответствует тому, что мы обещаем абоненту.
Понятно, что мы не вышли на рынок с предложением
— На какое предложение Beeline делает ставку в Казахстане?
— В Казахстане мы двигаемся аналогичным способом — у нас цена чуть ниже рыночной, или похожа на рыночную, при этом скоростные показатели лучше. У нас, в любом случае, есть до 100 Мб/с, поэтому мы себя позиционируем как оператор более быстрый, чем многие другие игроки на рынке. Это заложено в том числе и в технологии самой сети. Не зря многие игроки переходят на FTTB, потому что технологии медного кабеля имеют ограничения по скорости. Ну, еще пару раз увеличить скорость, и оператор упирается в технические параметры сети, а что делать дальше — в любом случае, придется строить такую сеть, которая уже на сегодняшний день будет давать 100 мегабит каждому абоненту.
— Такой, в общем то, небольшой игрок на рынке интернет, как Digital TV, сумел предоставить услугу безлимитного мобильного интернета через
— В отличие от GSM, тот же WiMAX — это, так сказать, мобильная версия интернета фиксированного. Поэтому я бы не стал называть интернет от Digital TV мобильным в понимании аналогичного с сотовой сетью покрытием. Это — другая технология. Очень хорошая, но другая.
Если же говорить именно о мобильном интернете, то мировая практика говорит о том, что проводной домашний интернет никогда не может быть заменен мобильным интернетом с любой скоростью, и наоборот. В крайнем случае, доступа в интернет в доме будет два — один, чтобы бегать, а второй — чтобы сидеть и смотреть все в онлайн. Но, я думаю, лучше заплатить 2000 тенге и, не напрягаясь, скачать гигабайт по проводному интернету. Сидя дома, не надо платить 3500 тенге, чтобы быть еще более мобильным.
У мобильного интернета по определению нет цели качать тяжелый контент — он удобен, чтобы проверить почту, быстро получить нужную информацию.
— Вы сказали, что можете хорошо продавать интернет. Будет агрессивная маркетинговая программа?
— Я не думаю, что реклама будет
— Как вы думаете, маркетинговая активность «Казахтелекома» будет расти?
— Она уже выросла. Компания понимает, что она больше не одна на этом рынке. Чтобы конкурировать, необходимо развиваться дальше, улучшать сервис. Я думаю, что наше развитие на рынке
Комментарии