Следите за новостями

Цифра дня

Ветроэлектростанцию на 100 мВт построят в Туркестанской области

    Взрослеющий Казнет

    О том, каких показателей Казнет достиг на данный момент и чего ждать в ближайшем будущем.

    23 мая 2011 21:43, Александр Васильев, Computer Club Magazine
    Рубрики: Интернет

    Казнет медленно, но верно набирает вес — увеличивается количество интернет-пользователей в Казахстане, растет их активность в интернете, появляется все больше интересных интернет-проектов, интернет все чаще включается в бюджеты рекламных кампаний. Этот процесс взросления сопровождается и болезнями роста — все чаще интернет-проекты оказываются в центре различных конфликтов (самыми громкими стали спор о правах собственности на форум «Центр тяжести» и конфликт вокруг показателей посещаемости портала Nur.kz). О том, каких показателей Казнет достиг на данный момент и чего ждать в ближайшем будущем — этот материал.

    Начнем, традиционно, с финансовых показателей. Деньги — важнейшее мерило, показывающее, насколько успешно и активно развивается отрасль. Итак, согласно данным Агентства по статистике Казахстана, по итогам 2010 года на интернет-доступ пришлось 11,3%  от всех доходов предприятий отрасли связи в Казахстане, что равно 53,68 млрд. тенге. Таким образом, доля интернета в общем пироге выросла на 1,7%  (по итогам 2009 года на интернет приходилось 9,6%  доходов), а доходы в денежном выражении выросли на 28,1%  (в 2009 году на интернет-услугах в Казахстане было заработано 42,6 млрд. тенге). Интересно, что темпы роста доходов тоже увеличиваются: если в 2009 году интернет-сектор вырос на 26,5%, то в 2010 году — уже на 28,1%.

    Кроме того, выручка от интернет-услуг в Казахстане растет со значительным опережением темпов роста рынка связи в целом. Так, по данным Статагентства, в 2010 году предприятия отрасли связи Казахстана заработали в целом 477,024 млрд. тенге, что в сопоставимых ценах на 5,0%  больше объема 2009 года. При этом доходы от услуг междугородной телефонной связи составили 48,36 млрд. тенге, что на 7,24%  меньше объема прошлого года, от услуг городской (местной) телефонной связи — 35,2 млрд. тенге (рост на 0,1%), интернета — 53,68 млрд. тенге (рост на 28,1%), сотовой связи — 270,92 млрд. тенге (рост на 14,8%). Таким образом, доли в общем объеме доходов предприятий связи распределились следующим образом: доходы от услуг мобильной связи — 57,0%, интернета — 11,3%, междугородной телефонной связи — 10,1%  и городской (местной) телефонной связи — 7,4%. Как видим, интернет в Казахстане в последние годы не только стал занимать весомую долю в структуре доходов отрасли связи, но и уверенно наращивает ее, показывая самые высокие темпы роста.

    Если же посмотреть на характер роста интернет-сектора в Казахстане, то мы увидим, что сохраняется тенденция роста в основном за счет оказания услуг населению и в сельской местности — здесь темпы роста еще более высокие. Так, объем интернет-услуг, оказанных в Казахстане по итогам 2010 года населению вырос на 44% (в денежном выражении было оказано услуг на 24,3 млрд. тенге). Что касается доходов от интернет-услуг, оказанных в сельской местности Казахстана, то они выросли в прошедшем году по сравнению с 2009 годом на 74% (в денежном выражении оказано услуг на 3,32 млрд. тенге). Так что процесс интернетизации идет в Казахстане полным ходом.

    В то же время продолжает сохраняться значительный дисбаланс в структуре доходов в разрезе областей: львиная доля — 45,8%  — по-прежнему приходится на Алматы (хотя доля Южной столицы и снизилась по сравнению с прошлым годом — в 2009 на Алматы приходилось 51,6%  всех интернет-доходов). Затем идет Астана (с выросшей с 7,7%  до 9,1%  долей), Карагандинская (6,8%), Атырауская (4,6%), Восточно-Казахстанская (4,4%) области.

    А вот если говорить о распределении долей посетителей сайтов Казнета (по данным интернет-счетчика CountZero), то тут Алматы сдал позиции значительно сильнее — в конце 2010 года на него приходилось лишь около 32% казахстанских пользователей против 48% годом ранее, незначительно прибавила Астана — теперь у нее 8,6%, почти на 2%, до 8%, выросла Караганда. Здесь также очевидна тенденция интернетизации регионов Казахстана.

    Показатели количественного состава интернет-пользователей в Казахстане традиционно имеют очень большой разброс. Так, по данным Агентства по статистике, по итогам 2010 года число основных телефонных аппаратов местной сети в Казахстане составило 4,01 млн. единиц, абонентов сотовой связи — 19,77 млн единиц, абонентов интернета — 968,6 тыс. единиц. При этом Статагентство отмечает, что доступ к интернету имеют 5,08 млн. абонентов сотовой связи.

    В то же время Аскар Жумагалиев, министр связи Казахстана, в одной из апрельских записей в своем блоге в «Твиттере» отметил, что «По предварительным данным агентства по статистике, количество интернет-пользователей на I квартал 2011 года в Казахстане составило 34,4%  населения». По его данным, это около 5,6 млн. человек. По данным министерства связи и информации, на конец прошлого года в Казахстане было порядка 4,3 млн интернет-пользователей, поэтому министр отметил высокую динамику прироста, передает «Интерфакс-Казахстан».

    Несколько другими данными поделился «Казахтелеком», делясь в феврале итогами прошедшего года. Так, по информации главного казахстанского провайдера, по состоянию на 1 января 2011 г. количество пользователей широкополосного доступа в интернет составило 1756838 человек, а число портов — 765817 шт.

    Есть еще данные исследований независимых компаний — ICT Marketing и PROFIT Online. Судя по всему, Минсвязи говоря о данных за 2010 год, опиралось именно на информацию ICT Marketing, которая специализируется на исследованиях в сфере телекоммуникаций и ИТ, и провела в ноябре ежегодное исследование интернет-аудитории. Согласно результатам исследования, в 2010 году количество интернет-пользователей в Казахстане возросло, и на конец 2010 года составило 4,3 млн. человек или 26,5%  населения Республики Казахстан.

    Для расчета ICT Marketing использовались данные анкетного опроса городского и сельского населения РК. В целом за период с декабря 2009 года по декабрь 2010 года размер интернет-аудитории увеличился более чем на 30%. В 2010 году рынок интернет-услуг для населения продолжал динамично развиваться, что выразилось в росте всех основных показателей. В целом среди городских жителей Казахстана в возрасте 16 лет и старше интернетом пользуется 41% жителей, среди сельских жителей Казахстана в возрасте 16 лет и старше — 19% жителей. При этом 94% казахстанских пользователей используют интернет несколько раз в месяц и чаще.

    Больше всего пользуется интернетом молодежь. Если говорить о городах Казахстана с населением 70 тысяч и более человек, то среди жителей в возрасте 16–24 лет 66% пользуется интернетом; в возрасте 25–44 лет — 52% населения. В возрасте 45–54 лет интернетом пользуется только 35% населения, а в возрасте 55 лет и старше — только 10% населения.

    Большинство пользователей используют интернет с компьютера или ноутбука. Доля тех, кто пользуется интернетом с мобильного телефона, невелика. В целом при опросе только 12% взрослого (16 лет и старше) населения городов РК с населением 70 тыс. и более человек отметило, что пользовалось интернет-сервисами с мобильного телефона с использованием GPRS/WAP. При этом большинство «мобильных» интернет-пользователей — это те, кто уже пользуется интернетом и с обычного компьютера дома, на работе или в других местах (7 из 10 пользователей).

    Также в ICT Marketing отмечают, что в 2010 году продолжился рост интенсивности использования интернета. Ежедневные интернет-пользователи, которые формируют ядро интернет-аудитории, составляют 47% взрослых интернет-пользователей в городах с населением 70 тысяч и более человек. В конце 2009 года доля ежедневных интернет-пользователей составила 42%. Активную аудиторию пользователей интернета (используют ресурсы сети интернет минимум раз в неделю) в ноябре 2010 года в городах РК с населением 70 тысяч и более человек составляли 84% взрослых пользователей интернета. В конце 2009 года доля активной аудитории составляла 79% от всех взрослых интернет-пользователей. В конце 2010 года к регулярной интернет-аудитории (использующие интернет хотя бы несколько раз в месяц) относилось 94% взрослых интернет-пользователей из городов РК с населением 70 тысяч и более человек. В конце 2009 года аналогичный показатель составил 92%.

    Основным местом использования интернета по-прежнему является дом. Если в ноябре 2009 года 61% взрослых интернет-пользователей, проживающих в городах РК с населением 70 тысяч и более человек, чаще всего пользовалось интернетом у себя дома, то в конце 2010 года этот показатель составил 63%.

    Чаще всего казахстанцы используют интернет для обмена электронной почтой, скачивания музыки и видео, а также общения в социальных сетях.

    За прошедший год увеличилась не только доля семей, имеющих компьютер, но и доля домохозяйств с подключением к сети интернет. В городах РК с населением 70 тысяч и более человек доля домохозяйств с интернетом выросла с 26% в ноябре 2009 года до 33% в ноябре 2010 года.

    Кроме того, за прошедший год окончательно укрепились позиции широкополосного доступа к сети интернет для населения. По состоянию на ноябрь 2010 года 90% семей с интернетом пользовалось высокоскоростным широкополосным доступом для подключения к сети интернет. Основным провайдером широкополосного интернета для населения в Казахстане является АО «Казахтелеком» с брендом «Мегалайн». В среднем в одной семье, проживающей в городе с населением 70 тысяч и более человек, и имеющей подключение к интернету, интернет-услугами пользуется 2,5 человека из семьи (в октябре 2008 года этот показатель составил 2 человека), сообщает ICT Marketing.

    PROFIT Online, в свою очередь, оценивает количество интернет-пользователей в Казахстане на конец 2010 года в 6–6,5 млн. человек (месячная аудитория). Ядро казахстанской интернет-аудитории (те, кто выходит в интернет несколько раз в неделю) в компании оценивают в 2,5–2,8 млн. пользователей. При этом в PROFIT Online отмечают, что характер дальнейшего роста будет меняться: рост месячной аудитории будет постепенно замедляться, а вот ядро будет расти несколько активнее, приближаясь по своей численности к месячной аудитории. Т.е.  будет происходить рост качества аудитории: пользователи будут выходить в интернет чаще и проводить там больше времени.

    Косвенно это подтверждается и данными PROFIT Online о росте посещаемости казахстанских сайтов (в скобках — данные на начало 2009 и 2008 годов):
    Свыше 10000 пользователей — 16 сайтов (14, 5)
    Свыше 1000 пользователей — 150 сайтов (125, 50)

    Но, конечно, сайтам Казнета есть куда расти, учитывая и размер аудитории пользователей интернета в Казахстане, и показатели посещаемости казахстанцами некоторых российских порталов. Например, сегодня самый посещаемый казахстанский сайт имеет суточную аудиторию около 110 тыс. человек, а на Mail.ru каждый день ходит примерно 1,4 млн казахстанцев (для сравнения: в декабре 2009 года средняя суточная аудитория Mail.ru из Казахстана была равна 720 тыс. человек). Согласитесь, нам есть к чему стремиться. Говоря о посещаемости и численности аудитории, любопытно проследить интерес пользователей Казахстана и к популярной социальной сети «ВКонтакте». Так, в середине января 2010 года «ВКонтакте» было более 1 млн. казахстанцев, а в середине апреля 2011 — 1,4 млн.

    Продолжает рост и доменная зона «.kz». В 2010 году, по данным казахстанского ИТ-портала Profit.kz, было подано 17355 заявок на регистрацию доменов в зоне KZ, что соответствует среднемесячной активности 1446 заявок. Однако реальный рост количества доменов намного меньше и составляет около 65% от поданных заявок. Это связано с тем, что оплачиваются не все новые заявки, а также с тем, что поддержка части ранее существовавших доменов не продлевается. В итоге такие доменные имена вновь переходят в разряд свободных.

    Таким образом, можно предположить, что доменная зона KZ за 2010 год реально пополнилась примерно на 11 тыс. имен, а общий доменный пул зоны KZ, по состоянию на конец 2010 года, составляет около 53 тысяч имен — в конце 2009-го в зоне KZ было 42000 доменов. Это подтверждается и данными Казахского центра сетевой информации, согласно которым, на конец 2010 года в зоне KZ было 53206 доменных имен. В целом интерес к доменной зоне KZ остается высоким, о чем свидетельствует стабильно растущий спрос на доменные имена. Так, среднемесячное количество заявок выросло до 1446 с 1388 в 2009-м году. Интерес к регистрации доменных имен на кириллице по итогам года выглядит умеренным. Всего за год было подано 706 заявок на такие домены.

    Причем основная масса доменных имен сегодня регистрируется через частных регистраторов, где лидером является компания Hoster.kz, на которую по итогам года приходится около 40% доменного пула зоны KZ. Ярко выражена тенденция потери КазНИКом своей доли в последние два года.

    Если говорить о распределении регистраций по городам Казахстана, то тут лидирует Алматы, на который приходится около половины всех зарегистрированных доменов.

    Таким образом, рост количества доменных имен, по сравнению с предыдущим годом, составил 26,7%, тогда как годом ранее этот показатель составлял около 31,7%. Замедление темпов роста обусловлено увеличением общей доменной базы, но в абсолютных цифрах в ближайшие годы число регистраций сохранится примерно на текущем уровне — 10–12 тыс. имен в год.

    Радует, что Казнет прирастает не только доменами, но и реально действующими сайтами. Так, в каталоге рейтинга CountZero на начало 2011 года было зарегистрировано около 10 тыс. сайтов (для сравнения: в начале 2010 года — 8,5 тыс. сайтов, а в начале 2008 года в каталоге числилось около 5 тыс. сайтов).

    Как следствие роста интернет-аудитории и посещаемости сайтов Казнета, увеличиваются и бюджеты казахстанских компаний на интернет-рекламу. Аудитория традиционных медиа перетекает в Сеть, туда же следуют и рекламные бюджеты. По разным оценкам, объем рынка интернет-рекламы в Казахстане в 2010 году составил от $5 млн. до $10 млн. Впрочем, конкретные цифры сейчас даже не столь важны — главное очевидный тренд роста. За последние два года спектр интернет-рекламодателей очень сильно расширился. Вслед за ИТ, автомобильным и финансовым сектором сюда пришли представители FMCG, образования, туризма, — да уже почти все! Хотя, конечно, основные бюджеты по-прежнему приходятся на первые три отрасли. Ближайшие несколько лет рынок интернет-рекламы будет расти минимум на 30% в год. Конкретные цифры будут зависеть от экономической ситуации в стране в целом — если экономика покажет хороший рост, то возможно и удвоение рынка.

    Как видим, Казнет растет по всем фронтам, и в ближайшие годы этот рост будет продолжаться. Этому способствует как ситуация на рынке, так и ряд правительственных инициатив, которые будут значительно ускорять темпы роста. Например, по планам Минсвязи, к 2015 году 100% территории Казахстана будет охвачено высокоскоростным интернетом.

    Подписывайтесь на каналы Profit.kz в Facebook и Telegram.

    Комментарии