Неинтересный рынок
Рынок фиксированной связи Казахстана уже насыщен, и телекоммуникационные компании делают ставку на более актуальные технологии.
Фиксированная связь сегодня малопривлекательна для операторов
«Рынок фиксированной телефонии в Казахстане является одним из наиболее развитых и освоенных сегментов рынка связи, — рассказывают в компании АО «Казахтелеком». — Динамика доходов от услуг фиксированной связи и темпы их роста позволяют охарактеризовать этот рынок как насыщенный. В соответствии с мировыми тенденциями услуги фиксированной телефонии будут демонстрировать дальнейшее снижение объемов потребления, преимущественно
По статистике на февраль 2011 года плотность абонентов фиксированных линий связи составила 24,8 абонента на 100 жителей, или 4,1 млн. абонентов, в том числе в сельской местности — 14,7 на 100 жителей, или 1,09 млн. абонентов.
Доходы от междугородной и международной телефонной связи снижаются с 2009 г. на
Без заметной конкуренции
На сегодняшний день уполномоченным органом выдана 391 лицензия на предоставление услуг местной телефонной связи. Но более 90% данного рынка занимает АО «Казахтелеком». Остальные игроки — KazTransCom, «Астел», «Транстелеком», «Нурсат» (принадлежащая «Казахтелекому»), «Арна», предоставляющая услуги под торговой маркой Ducat, Sky Silk, «Свим» и другие.
Большая территория страны и низкая плотность населения требуют значительных инвестиций на строительство и модернизацию местных телеком-сетей, при этом необходимо отметить и невысокую абонентскую плату местной телефонной связи.
«К примеру, в РК абонентская плата, утвержденная для операторов универсального обслуживания, составляет в городе 699 тенге с НДС, в селе — 464 тенге с НДС, — говорят в Министерстве связи и информации РК. — При этом местные телефонные соединения внутри города, а также внутри районного центра (села), протяженность которого может составлять 200 км, считаются как местное телефонное соединение и не тарифицируются. Для сравнения, в России абонплата на местную телефонную связь составляет в пересчете в среднем 1500 тенге. К слову, наиболее высокая плата за пользование абонентской линией установлена операторами Канады (4660 тенге), Германии (3396 тенге), США (2912 тенге), Австралии (2725 тенге) и Великобритании (2710 тенге)».
При этом в последние годы с развитием новых технологий появились услуги-заменители местной телефонной связи. Все это делает данный рынок малопривлекательным для операторов.
Как отмечают в АО «Казахтелеком», конкуренция ощущается при предоставлении услуг на рынке юридических лиц. Другие сегменты, такие как рынок физических лиц или, скажем, предоставление услуг телекоммуникаций в сельской местности, не являются целевыми сегментами для основной массы операторов. Таким образом, «Казахтелеком», работая в национальных масштабах, является основным поставщиком услуг на селе. «Операторы сотовой связи ведут активную конкурентную борьбу на поле международной телефонии. Снижение доходов от звонков в ближнее и дальнее зарубежье происходит под влиянием ряда факторов, основной из которых — мобильное замещение. К примеру, доля доходов АО «Казахтелеком» в совокупном объем рынка услуг международной телефонии составляет менее 30%, доля операторов сотовой связи — 67%», — говорит руководитель службы по связям с общественностью «Казахтелекома» Юлия Исакова.
Там еще нет телефона
Политика, проводимая нацоператором по заданию регуляторов, направлена на увеличение количества подключений в сельской местности. На сегодняшний день именно там происходит основное развитие услуг фиксированной телефонии. При этом размер абонентской платы на услуги местной телефонной связи для физических лиц в сельской и городской местности не обеспечивает возмещение затрат оператора на обслуживание и содержание местных сетей телекоммуникаций.
Тарифы на универсальные услуги «Казахтелекома» зарегулированы. Из республиканского бюджета покрываются убытки, связанные с эксплуатацией местных сетей в селе. Это субсидирование приводит к покрытию эксплуатационных затрат по предоставлению услуги местной телефонной связи компании и к рентабельности развития сети оператора в этом сегменте рынка.
«Казахтелеком» реализует проект по развитию сельской сети телекоммуникаций с использованием беспроводной технологии CDMA 450, что должно удовлетворить спрос на услуги связи на селе. Эта технология имеет ряд важных преимуществ, среди которых быстрое развертывание сети, большая зона охвата станцией (радиус до 35 км), эффективное использование радиочастотного спектра, а также относительно низкие инвестиционные и эксплуатационные затраты в расчете на одного абонента.
До конца 2014 года в плане развития сети радиодоступа CDMA 450, предназначенной для покрытия связью сельских населенных пунктов, значится установка дополнительных 530 базовых станций в 14 областях Казахстана. Общая емкость сети достигнет 900 базовых станций, а площадь покрытия сети составит 100%.
Другие варианты
«В структуре доходов компании сегмент услуг фиксированной телефонной связи занимает около 13%, — рассказывают в KazTransCom. — Доходы от фиксированной связи в основном были от международной связи, однако появление различных сервисов в интернете, таких как социальные сети, Skype, услуги
В настоящее время основную конкуренцию фиксированной связи составляют сотовая связь и
К 2015 году министерство планирует достичь плотности фиксированных линий телефонной связи на уровне 27% и 15% в сельской местности. При этом плотность пользователей интернетом к этому времени должна достичь 36%. Крупные телекоммуникационные компании, работающие с фиксированной связью, как правило, имеют широкий спектр услуг и сегодня делают ставку на другие направления.
«Учитывая доминанту «Казахтелекома» в данном сегменте, а также активность мобильных операторов по снижению тарифов на международную связь, происходит отток ММТС-трафика с фиксированной телефонии на мобильную. Однако для нашей компании данный отток является лишь переходом дохода от конечного пользователя к доходу от операторов мобильной связи по пропуску трафика, прирост по которому увеличился в 2 раза за последний год, — отмечают в KazTransCom. — Снижение дохода в данном сегменте не представляет для нашей компании особых трудностей, так как позиции компании сильны в сегментах с быстрорастущими темпами роста: доступ к сети интернет, аренда каналов, терминация голосового операторского трафика». Подобная ситуация справедлива и для других крупных операторов.
Например, «Казахтелеком» решил сфокусироваться на развитии мобильного направления (через оператора АО »Алтел») с учетом перспектив внедрения беспроводных технологий
График 1
Доходы от услуг местной телефонной связи пока продолжают расти
График 2
Рынок связи зависит от услуг интернет-доступа и мобильной связи
График 3
Проникновение фиксированной связи остается достаточно сдержанным
Комментарии