Пробелы действующего законодательства в области регулирования интернет-сферы создают поле для возникновения юридических казусов и откровенно нелогичных ситуаций
Вопрос правового регулирования интернет-сферы до недавнего времени оставался в тени других проблем, которые возникали по мере развития Казнета, однако в последние два-три года именно юридический аспект нередко выходил на первый план.
Вопрос правового регулирования интернет-сферы до недавнего времени оставался в тени других проблем, которые возникали по мере развития Казнета, однако в последние
Закон не для всех?
Как указывает в своем исследовании, посвященном определению правового статуса сайтов, генеральный директор компании «ЮрИнфо» Игорь Лоскутов, на сегодняшний день понятие «интернет-ресурс», в 2009 заменившее в отечественном законодательстве понятие «сайт», употребляется в 24 законодательных актах и лишь в трех (в законодательстве об акционерных обществах, о промышленной безопасности на опасных производственных объектах и о прокуратуре) по неизвестным причинам либо по недосмотру продолжает фигурировать термин «сайт». В
Для госорганов стало неожиданностью, что те законы, которые они приняли, могут быть применены по отношению к ним самим. Свидетельством этого можно считать постановление апелляционной судебной коллегии Павлодарского областного суда. Суть дела такова: истец обратилась с жалобой на то, что ее коллега опубликовала на сайтах акима области и Минздрава порочащие ее сведения. В суде подтвердилось, что информация не соответствует действительности, но ответчица прибегла к документу государственной организации — справке Павлодарского акимата о том, что блог является не СМИ, а виртуальной приемной по обращению граждан, поэтому размещенные на нем сведения нельзя признать порочащими достоинство истца. Тем не менее, суд указал ответчице и представителям акимата, что в соответствии с законом интернет-ресурсы приравнены к СМИ, а сообщения, поступившие на блоги, являются общедоступными, и для их просмотра достаточно зайти на сайт. С учетом этого, а также принимая во внимание то обстоятельство, что блоги акима и Министерства здравоохранения есть интернет-ресурсы, можно сделать вывод о том, что размещение на них информации, даже специально адресованной соответствующим авторам, является распространением сведений широкому кругу пользователей сети, то есть по сути использованием средства массовой информации. «Это интересное решение, которое может иметь далеко идущие последствия. Люди, которые регулярно читают сайты электронного правительства, видят, насколько интересные материалы размещаются там, и если по всем публикациям такого рода начнутся расследования и разбирательства, трудно сказать, насколько долго продержится у нас ситуация, когда статус блога органа государственной власти будет определяться как СМИ», — предполагает
В то же время новые законодательные инициативы практически не находили применения в том, что касается регулирования деятельности сайтов, содержание которых можно охарактеризовать как, мягко говоря, неоднозначное. А ведь три года назад, в пору активного обсуждения так называемого закона об интернете, один из доводов, которые приводили сторонники регулирования, звучал следующим образом: законодательные нововведения поставят барьер на пути распространения жестокости, насилия и порнографии в казахстанском сегменте Сети. Однако время прошло, а на отечественных и зарубежных сайтах
Как сообщается в отчете, в ответ на вопрос о том, почему до сих пор не заблокированы интернет-ресурсы, явно противоречащие казахстанскому законодательству, госорганы любят ссылаться на статью 21 Закона РК «Об информатизации». Она гласит: «В случае признания судом информации, распространяемой по информационно-коммуникационным сетям, противоречащей требованиям настоящего закона и других законодательных актов уполномоченные государственные органы, операторы связи, собственники интернет-ресурсов обязаны приостановить либо прекратить распространение на территории Республики Казахстан продукции средства массовой информации либо выпуск средства массовой информации». То есть пока нет решения суда, невозможно сделать заключение о том, противоречит законодательству или нет тот или иной комментарий на форуме. В противном случае, отмечает автор, есть риск получить обвинения в цензуре, которая у нас запрещена в соответствии с Конституцией. Вместе с тем у всех на слуху названия сайтов, доступ на которые фактически получить нельзя, несмотря на отсутствие судебного решения и на то, что в законодательстве, казалось бы, появилась соответствующая легальная процедура. В результате
В качестве примера
Судебный прецедент
Впрочем, признает эксперт, масштабных и громких судебных процессов в области интернета, которые по степени общественного резонанса можно было бы сравнить с теми, что случаются в России, в Казахстане почти не происходило. «Можно сказать, что строгость законов компенсируется необязательностью их исполнения. Вся деятельность как протекала в некой »серой« зоне, в рамках взаимодействия правоохранительных органов с отдельными сайтами, так и идет по сей день», — утверждает
Тем не менее, представители
Самым громким прецедентом юридических разбирательств, связанных с Казнетом, на сегодняшний день, безусловно, можно считать конфликт вокруг права собственности популярного интернет-форума «Центр тяжести». «Долгоиграющий» спор развивался практически на протяжении года. Разногласия возникли между основателем ЦТ Дмитрием Зиминым и директором крупного сетевого рекламного агентства Saatchi & Saatchi Эржаном Исабаевым. В 2007 году
Как полагает эксперт, одна из основных причин возникновения различных юридических коллизий кроется в отсутствии логичной процедуры, простых и понятных формулировок, начиная с определения того, кем является собственник интернет-ресурса. В соответствии с законом, таковым является лицо, в полной мере реализующее право собственности, то есть владения, пользования, распоряжения ресурсом. Однако на практике аппаратным обеспечением может владеть один субъект, программным — второй, а домен может быть зарегистрирован на третьего. «Непонятно и непредсказуемо, какую позицию займет суд. Судьи зачастую не понимают, как трактовать закон, как им руководствоваться и толковать понятия. Я изучал материалы проходившего в июне прошлого года семинара по проблемам интеллектуальной собственности. Представители судов, участвовавшие в данном мероприятии, высказывались в том числе и по поводу того, как им следует регулировать интернет-пространство, интернет-ресурсы. В выступлении одного из них прозвучало следующее утверждение: на территории РК всеми вопросами функционирования интернета, в том числе регулированием нюансов, связанных с доменными именами, занимается Казахский центр сетевой информации (KazNIC), отвечающий за техническую сторону формирования домена. Получается, что KazNIC у нас регулирует весь интернет, а судьи считают, что интернет сводится к доменным именам. В принципе, их можно понять — другому не учили, а формулировки размыты», — констатирует
Доменные имена как непонятное явление
По сути судебная власть решает юридические аспекты в интернет-сфере, руководствуясь «офлайновыми» аналогиями. Особенно ярко это проявляется в процессе использования доменного имени как приоритетного признака собственника сайта. У каждого физического лица или организации есть юридический адрес, позволяющий его идентифицировать; точно так же адрес есть у каждого сайта, и человек, стоящий за ним, автоматически считается собственником интернет-ресурса. Но в интернет-сфере существует множество других нюансов. Любой сайт должен размещаться на
Между тем от решения вопроса о том, как соотносятся права на доменное имя со статусом собственника ресурса, во многом зависит, кого именно правоохранительные и прочие регулирующие органы будут считать ответственным за его деятельность, коль скоро владелец домена и сайта — далеко не всегда одно и то же лицо. Как отмечалось выше, в соответствии с поправками, принятыми в 2009 году, интернет-ресурсы были приравнены к СМИ, а размещенная на них информация — соответственно к публикациям. Таким образом, все интернет-ресурсы, предоставляющие своим посетителям интерактивные сервисы, позволяющие размещать информацию — вести блоги, оставлять комментарии, общаться в форумах — по сути распространяют продукцию СМИ. И поскольку деятельность сайта характеризуется как распространение информации, это влечет квалифицирующие признаки при привлечении как к административной ответственности, так и к уголовной. В связи с этим основной груз ответственности при размещении информации возлагается на собственников сайта. И дабы избежать обвинения в пособничестве с целью размещения сведений, противоречащих законодательству, не стать субъектом ответственности, у владельца остается небогатый выбор действий. В любом случае естественное желание подстраховаться неблагоприятно сказывается на темпах развития Казнета и насыщенности его контента. Многие предпочитают вовсе не развивать свои ресурсы. «Хотя наш портал посвящен вопросам IT и не политизирован, когда думаешь о том, чтобы ввести разделы с комментариями, невольно просчитываешь риск того, что на сайт зайдет неадекватный человек и оставит информацию, которая для нас может обернуться неприятными последствиями», — признался
На сегодняшний день, отмечает он в своих комментариях к исследованию, остро стоит вопрос доменов третьего уровня, на которых могут располагаться персональные блоги пользователей сайта. Кого считать собственником такого домена и сайта, пока неясно. Чрезвычайно актуальным становится и вопрос разделения ответственности между собственно интернет-площадкой, с одной стороны, и блогерами и комментаторами — с другой. Получается, указывают игроки рынка
Советы и рекомендации
Не менее важно, полагают эксперты, дать оценку соотношения понятий «товарный знак» и «доменное имя». Доменное имя в соответствии с отечественным законодательством на сегодняшний день не является объектом интеллектуальной собственности, тогда как товарный знак, который таковым объектом является и охраняется законом — средство индивидуализации в деловом обороте. Однако осуществляют деловой оборот, то есть занимаются коммерческой деятельностью, далеко не все сайты. В сети появляются новые доменные имена, по своим характеристикам напоминающие традиционные объекты интеллектуальной собственности. Отношения по поводу таких объектов, отмечают юристы, нуждаются в специальном урегулировании на уровне закона; в настоящий же момент KazNIC вносит записи в базу данных национального домена лишь с целью обеспечения адресации в интернете, а выбор доменного имени предоставлен регистранту. Такая ситуация, в которой доменные имена и товарные знаки существуют параллельно, дает простор для захвата доменных имен, совпадающих с торговыми марками, с целью дальнейшей перепродажи (данное явление носит название киберсквоттинг). Киберсквоттеры регистрируют имена товарных знаков, известные названия или предприятия, к которым они сами отношения не имеют, и выставляют их на аукцион или предлагают купить непосредственно заинтересованным компаниям и лицам по цене, намного превосходящей стоимость регистрации.
Хрестоматийным для Казнета в этом отношении стал пример студенческого сообщества Международная казахстанско-английская ассоциация (International Kazakh-English Association), зарегистрировавшей домен ikea.kz. Всемирно известная компания Inter IKEA Systems BV, сославшись на то, что она является владельцем товарного знака IKEA, зарегистрированного на территории Казахстана, обратилась в суд с требованием передать ей это доменное имя от текущего регистранта. Однако ответчик выразил несогласие с иском, отметив, что деятельность студенческой ассоциации никак не связана с деятельностью компании-истца. Суд встал на сторону ответчика, однако, отмечают авторы отчета, набрав в строке браузера www.ikea.kz, можно убедиться, что по этому адресу до сих пор не был реализован студенческий проект. Это дает основания полагать, что домен, возможно, был зарегистрирован с целью перепродажи. Точно так же множество вопросов оставляют и факты регистрации доменных имен, похожих на имена «раскрученных» сайтов.
«Киберсквоттинг — проблема актуальная, и все же до конца неясно, что следует считать им, а что нет. Когда речь идет о регистрации новых доменных имен, чьи названия совпадают с названиями известных международных компаний, тут, наверное, можно говорить о явном киберсквоттинге с целью перепродажи. Но как быть с общеупотребительными именами? Как быть, если регистрируется доменное имя, совпадающее с брендом или названием компании, но не очень известной, если, например, домен зарегистрировала алматинская компания, а другая с аналогичным названием, появившаяся, скажем, в Петропавловске, тоже хочет зарегистрировать соответствующий домен? Все эти вопросы должны найти законодательное решение», — считает
По мнению
«В России установлено, что если на сайте комментарии читателей размещаются без предварительного редактирования, то в силу аналогии закона следует применять правила, установленные Законом «О средствах массовой информации», для авторской программы, идущей в эфир без предварительной записи. В случае если уполномоченный госорган расценит размещенные комментарии как злоупотребление свободой СМИ, редакция вправе удалить их с сайта либо отредактировать, и уже если она этого не делает, то вопрос о привлечении к ответственности рассматривается судом. Думается, нам следует присмотреться к этому опыту», — считает
В целом юристы и игроки
Комментарии