Количество, требующее качества
Усиление конкуренции между сотовыми операторами Казахстана и снижение доходов от голосовых услуг способствует кратному росту рынка мобильного контента.
Грядущее усиление конкуренции между сотовыми операторами и снижение доходов от голосовых услуг будут только способствовать кратному росту рынка мобильного контента.
Согласно прогнозам российской исследовательской компании J’son & Partners, к 2008 году казахстанский рынок мобильного контента вырастет в 2,5 раза и достигнет объема в 30 млн. долларов. Подобные ожидания главным образом основываются на таких факторах, как усиление конкуренции на сотовом рынке и снижение показателя ARPU (ежемесячная выручка от одного абонента). Как результат, операторы мобильной связи для завоевания и удержания лидерских позиций будут вынуждены активно оказывать услуги с добавленной стоимостью
Провайдеры хотят договориться
Как показывает мировая практика, мобильный контент имеет смысл развивать только в том случае, если уровень проникновения сотовой связи превышает 20%. В нашей стране этот порог уже давно преодолен, и примерно на протяжении последних двух лет активно развивается рынок МК. Количество контент-провайдеров колеблется в районе 50, но это число постоянно растет. По итогам прошлого года в Казахстане проникновение сотовой связи превысило 50%, то есть большая часть населения страны является абонентами мобильной связи.
До середины февраля в Казахстане действовало три сотовых оператора. В стандарте GSM — «GSM Казахстан» и
Раньше главными аренами, где велись битвы за «голоса абонентов», были качество связи, география покрытия и тарифная политика. Однако со временем все достижения в этих сферах постепенно нивелируются, и пользователи становятся все более требовательными. Это обстоятельство хорошо осознали операторы стандарта GSM. В последнее время акцент в конкурентной борьбе между ними стал смещаться в сторону развития услуг с добавленной стоимостью и, в частности, мобильного контента.
По мнению некоторых участников рынка, сотрудничество казахстанской дочки «Вымпелкома» с контент-провайдерами отличается открытостью и отлаженными схемами подключения. В компании «GSM Казахстан» существуют более высокие требования к партнерам по МК, и договориться с ним о сотрудничестве не так просто. В итоге в
Некоторые российские агентства, такие как ComNews Research, тоже отмечали эту проблемную ситуацию на нашем рынке. Кстати, в отличие от России, где помимо небольшого числа крупных федеральных сотовых компаний действует множество небольших региональных операторов мобильной связи, в Казахстане все сотовые операторы — республиканского масштаба. По словам управляющего директора компании
Услуги с добавленной стоимостью
Вместе с тем, по прогнозам как контент-провайдеров, так и сотовых операторов, в ближайшие годы сложившаяся ситуация изменится в пользу создания единых и прозрачных условий сотрудничества между этими игроками. Как результат, сократится время подключения контент-провайдера, расширится и улучшится ассортимент услуг, что непосредственно скажется на росте рынка мобильного контента. В первую очередь это будет связано с усилением конкуренции между действующими игроками мобильного рынка.
В настоящее время в результате обострения конкурентной борьбы затраты на привлечение одного абонента ежегодно растут примерно на 50%, а регулирующие органы настаивают на снижении тарифов. С другой стороны, проникновение сотовой связи в ближайшие годы достигнет своего предела. Эксперты же в скором времени предрекают еще и стабилизацию роста, а затем снижение показателя ARPU.
Доходы сотовых операторов состоят из двух видов услуг: голосовых и с добавленной стоимостью. По словам представителей сотовых операторов, в условиях замедления темпов привлечения абонентов и снижения доходов от голосовых услуг для удержания созданной абонентской базы они будут вынуждены усилить свою деятельность в секторе
Комментарии