Реально виртуально
Интервью с Константином Горожанкиным, генеральным менеджером компании CNP Processing GmbH, о развитии электронной коммерции в Казахстане.
В интернет-торговле вопросы доверия гораздо важнее, чем в офлайне, считает Константин Горожанкин, генеральный менеджер компании CNP Processing GmbH, занимающейся развитием электронной коммерции в Казахстане под брендом Processing.kz. По его словам, казахстанцы не доверяют онлайн-магазинам, поэтому и не спешат выстраиваться в очереди. И никакие маркетинговые уловки здесь, к сожалению, не работают.
— Константин Иванович, растет ли количество онлайн-покупок в Казахстане?
— Уровень проникновения интернета в Казахстане
— Ну и доверие к интернет-магазинам не очень высокое?
— В большинстве своем люди не доверяют онлайн-магазинам. Это одна из основных проблем развития казахстанской интернет-торговли. Люди на Западе не представляют себе жизни без платежной карточки, а каталожная торговля (предвестник интернет-магазинов) у них была испокон веков. Для нас новым является и тот и другой инструмент, поэтому вопрос доверия очень важен. Чтобы преодолеть этот барьер в настоящий момент сам рынок в лице интернет-магазинов при поддержке Национальной интернет-премии AWARD.KZ, Интернет Ассоциации Казахстана и Министерства связи и информации запускает проект «Надежный магазин». Его суть в проставлении некого лейбла на отечественные интернет-магазины, благодаря которому каждый посетитель сам решит для себя, можно ли доверять данному магазину или нет. Проект будет запущен весной 2011 года, сейчас сформирована рабочая группа из числа активных интернет-магазинов, подготовлено техническое задание, выбран исполнитель проекта, началось финансирование проекта Национальной интернет-премией.
— А сколько всего интернет-магазинов в Казахстане?
— За восемь лет проведения Национальной интернет-премии мы накопили определенную статистику и сейчас можем констатировать, что в среднем отечественные онлайн-магазины работают на рынке не более трех лет, затем более 70% из них закрываются, в связи со своей нерентабельностью и неразвитостью рынка платежных сервисов. У людей просто заканчиваются деньги и дальнейшее желание инвестировать, а голый энтузиазм, как показывает наша практика, более двух лет не живет.
Сегодня в нашей базе насчитывается около 250 интернет-магазинов, из них «живых», у которых не менее одной транзакции в неделю, около 70. Могу сказать, что в следующем году на рынок электронной коммерции планируется выход нескольких крупных игроков, что приведет к росту количества виртуальных магазинов.
Оборот в онлайн-торговле Казахстана не знает практически никто, это говорит о том, что данный вид бизнеса не стал еще индустрией в полном смысле этого слова. Моя экспертная оценка —
— Какие маркетинговые инструменты для раскрутки онлайн-магазинов вы можете назвать?
— Наиболее популярными маркетинговыми инструментами являются контекстная реклама в поисковых системах Google и Yandex, баннеры на популярных порталах, продвижение через социальные сети и блоги. Инструменты, в принципе, такие же, как и во всем мире. Другой вопрос — что должно быть первостепенным именно для казахстанского рынка. По моему мнению, сейчас гораздо важнее удержать имеющихся клиентов, нежели привлекать новых. Необходимо построить онлайн-торговлю так, чтобы все отделы работали слаженно и процесс от начала оформления покупки до получения товара на руки был максимально прозрачным. К примеру, как показал опрос посетителей одного из крупных сайтов, многие отказывались от покупок в данном интернет-магазине
— А насколько рискованно приобретать товар в онлайн? Регулируются ли
— На мой взгляд, покупка в интернете, как это ни парадоксально, гораздо безопаснее, чем покупки в обычном магазине. Объяснение простое: правила международных платежных систем регулируют отношения между покупателем и владельцем интернет-магазина и гораздо надежнее защищают покупателя, чем наш Закон «О защите прав потребителя». При любой покупке онлайн по карточке у вас есть как минимум 30 дней, чтобы отказаться от нее. В принципе, действие Закона «О защите прав потребителей», требования к договору купли-продажи (дистанционные договоры), нормы об ответственности продавца за некачественную продукцию распространяются и на онлайн-торговлю.
— Как совершить покупку с наименьшим риском?
— Стараться оплачивать карточкой только в проверенных магазинах и не использовать реквизитов своей платежной карты на сомнительных сайтах.
Комментарии