Какая она, яркая сторона
Интервью с генеральным директором компании «Кар-Тел» Дмитрием Кромским о работе компании.
Рынок сотовой связи находится сейчас в стадии активного роста. Однако уже скоро темпы роста могут снизиться, что приведет к обострению конкуренции
Брэнд Beeline появился на казахстанском рынке в 2004 году, когда российская компания «ВымпелКом» завершила сделку по приобретению одного из казахстанских операторов сотовой связи. Компания
Пришли, увидели…
— Какой сейчас уровень проникновения сотовой связи по стране, и какова ваша доля на рынке?
— Мы можем дать только оценочные цифры. По нашим данным, проникновение на конец года составляло
Нашу долю рынка мы оцениваем в 47%. По итогам года у нас примерно 3,8 млн. абонентов. Если говорить о стратегии, мы хотим стать оператором номер один в Казахстане. При этом не ставим себе целью — «абонент любой ценой». Операционная эффективность — то, что мы должны постоянно показывать своим акционерам. Мы должны стать лидирующей сервисной компанией, показывать хороший финансовый результат. Для этого будем и в этом году активно строить сеть по всему Казахстану, развивать сеть сбыта, выводить интересные маркетинговые предложения на рынок.
В начале 2006 года поставили себе конкретные цели по развитию сбытовой сети и по присутствию в максимально возможном количестве торговых точек, и сейчас можно говорить об успешном выполнении этих задач. Мы активно развивали сеть, в том числе и через наших партнеров, которые непосредственно занимаются продажей и обслуживанием: я говорю о национальных и региональных дилерах. Естественно, никакую стороннюю компанию мы для этого не приглашали.
Кроме того, у нас существует программа по открытию эксклюзивных салонов Beeline по всей стране. Это выполненные с определенными требованиями брэндированные салоны наших партнеров (дилеров). Такие салоны практически ничем не отличаются от наших офисов продаж, здесь абонент может получить те же самые услуги и то же самое обслуживание, которое он получает в нашем офисе. Мы поставили себе задачу — по максимуму распространять эксклюзивные салоны в районных центрах и малых населенных пунктах. Это делается для того, чтобы было удобнее абоненту, например, прийти в офис в своем районном центре, нежели ехать в областной, чтобы заменить
Что касается брэндированных вещей — прошлым летом провели специальную маркетинговую акцию «Лето приносит подарки». В России в свое время была акция «От подарка не убежишь». У нас она называлась несколько
— Есть
— Честно говоря, особой разницы менталитетов я не заметил, если сравнивать, например, с Россией. Больше аналогии. В России тоже был этап активного роста рынка сотовой связи, в Казахстане сейчас похожая ситуация. И все инструменты и методы работы, которые применялись в России, после адаптированного переноса можно использовать здесь.
Если сравнивать страны СНГ, главная разница, наверное, в экономическом потенциале: Казахстан считается одной из самых быстроразвивающихся стран. Но если говорить непосредственно о сотовом рынке, нужно отметить очень разный уровень конкуренции: если в Таджикистане 5 операторов мобильной связи, то здесь пока 3 оператора GSM и один CDMA. Соответственно, существуют и различия в поведении рынка. Но
Когда из Москвы приехали маркетологи, они очень удивлялись тому, какое значение придают казахстанцы красоте номера. Абонент приходит, и ему предлагают несколько номеров: это тариф «летние ночи», это — «проще говоря», это — «Time-1», это — «HIT». Но он не смотрит условия тарифа, а смотрит, есть ли
— Но в России есть другая фишка — прямой городской номер?
— Эта фишка была, сейчас подключение запретили. Номера, которые подключили ранее, действуют, но у них есть аналог федерального номера. По закону подключаться можно только на междугородние переговоры. Честно говоря, мы не видим особой необходимости вводить прямые номера в Казахстане, так как уже очень много абонентов и существуют единые правила набора между абонентами. Думаю, здесь никаких проблем в связи нет, и нет потребности в прямых городских номерах.
Выйти в регионы
— По поводу работы в регионах — размеры страны наверняка создают
—
— Какие требуются инвестиции при расширении зоны покрытия?
— У нас есть план инвестиций. Точные цифры сказать сейчас не могу, но вы можете посчитать — это
— Переход на 777 — это только маркетинг или здесь есть другие причины?
— Ситуация следующая: раньше седьмая зона — это весь Советский Союз. После его распада в седьмой зоне остались только Россия и Казахстан. По договоренности между регулирующими органами, между Министерством связи России и Государственным агентством по информатизации и связи Казахстана, до конца 2007 года должно произойти разделение кодов мобильных операторов. Соглашение подписано летом 2006 года в Алматы. И все, что начинается на 3, в частности 333 и 300, должно до конца года перейти к России, а что начинается на 7 (701, 702 и т.д., включая 777) — отходит Казахстану. Так как у нас было 333, мы решили подать заявку на замену этого кода именно на три одинаковых цифры, чтобы также красиво было.
В рамках конкуренции
— Как изменится рынок с появлением третьего оператора? Может ли борьба на рынке сместиться в зону ценовой конкуренции или это будет
—
— Но сейчас K’Cell тарифы снизил. Это может быть сигналом к тому, что цены на рынке
— Безусловно, цены будут снижаться. Когда на рынке два конкурента, они снижаются плавно, а с выходом третьего игрока можно ожидать и большего снижения цен. Мы в прошлом году выводили несколько тарифных предложений, которые существенно снижали цену звонка. В октябре вывели тарифное предложение «проще говоря», где более чем на 25% снизили стоимость звонка на мобильных операторов других сетей. Кроме того, регулирующие органы обязали всех операторов перейти на 10?секундный биллинг (округление должно быть не более 10 секунд). В этом отношении нашей компанией с самого начала старта брэнда «Билайн» в Казахстане (апрель 2005) введена посекундная тарификация.
У нас единая стоимость звонка и внутри сети, и у других мобильных операторов, что при посекундной тарификации дает очень существенное снижение тарифов. Будем рассматривать возможные последующие шаги по их снижению, чтобы они были более доступными для населения. Сейчас на рынке наблюдается примерный паритет тарифов.
Схема проникновения
— Много говорят о некой универсальной модели для темпов роста проникновения, что это за модель и как она работает в Казахстане?
— Мировой опыт показал, что рост проникновения, как правило, происходит по определенной схеме. До 20% проникновения — темпы роста слабые — это начало развития компаний сотовой связи, когда не каждый может приобрести аппарат и тарифы достаточно высокие. Затем идет резкий рост — это то, что сейчас происходит в Казахстане, когда телефон становится практически массовым. Цены существенно ниже, и продолжается их поэтапное падение. Операторы постоянно выводят на рынок новые тарифные планы и предлагают все новые услуги. Постепенно абоненты перестают уделять внимание ценам и при выборе оператора ориентируются больше на зону покрытия и дополнительные возможности.
После 80% идет снижение темпов роста.
Наступает время, когда оператор выходит на 100% проникновения. Затем начинается переход за 100%, но мы должны учитывать, что многие абоненты имеют по две, по три
— А на каком из этапов у оператора появляются брэндированные телефоны, когда оператор продает свой телефон с прошитой
— Это зависит от стратегии работы операторов на рынке. Западные страны активно участвуют в дистрибуции телефонов. Мы телефонами не занимаемся вообще. Этим занимаются наши дилеры, дистрибьюторы — отдельные компании, которые продают телефоны. Мы же только осуществляем подключение и предоставляем услуги. Брэндированные телефоны, как правило, появляются в тех компаниях, которые занимаются дистрибуцией телефонов самостоятельно, через собственные офисы и т.д.
Не могу точно сказать, на каком уровне проникновения это происходит. Но я был в Испании, в компании «Телефоника», на тот момент у них был уровень проникновения 88% и они очень активно занимались телефонами, т.е. переходя к фазе насыщения, оператор уделяет особое внимание и этому.
— Какие правила и законы вступают в силу после достижения уровня проникновения
— Услуги практически одинаковые, операторы не могут похвастаться
Мы уже сейчас начинаем думать об этом, хотя основная цель в ближайшие два года — рост нашей абонентской базы и закрепление успеха. Но мы начинаем проводить некоторые мероприятия, такие как целевой маркетинг по отношению к своим абонентам, которые помогут нам в условиях новой игры. Рассматриваем некоторые программы лояльности, например life-time bonus: чем дольше находится с нами абонент, тем больше бонусов он получает от компании.
На территории города Алматы у нас работает программа
Одна семья
— Что сейчас происходит с брэндом
—
— Чем отличается работа с корпоративным клиентом от массового сектора и на кого вы больше ориентированы?
— Нельзя сказать, что мы отдаем приоритет либо массовому, либо корпоративному сектору. Работаем и там, и там. Естественно, стратегия работы с этими рынками у нас разная.
Корпоративные клиенты могут подписаться на кредитную форму расчетов, массовый сектор теоретически тоже может, но физическим лицам удобнее предоплатная система, т.е. контроль баланса в режиме реального времени. Мы предлагаем определенные тарифы для корпоративного сегмента и кредитную систему расчетов. В зависимости от того, насколько корпорация крупная, предлагается
Мы предлагаем определенные решения для того или иного бизнеса. Можем предложить комплексное решение, когда для одной компании предлагается три тарифа одновременно для разных позиционных уровней сотрудников.
Если говорить о крупных корпоративных клиентах, то они уже являются абонентами какого-либо оператора, т.е. крупный бизнес уже охвачен. Сейчас идет борьба за малый бизнес, и мы активно занимаемся тем, чтобы подключать средние и мелкие организации, индивидуальных предпринимателей и т.д.
— Есть
— На постсоветском пространстве CDMA занимает нишевую долю. Он работает в России, Украине и Казахстане. Это формат для определенного круга пользователей, а в Европе он так и не пошел. Хорошо развит CDMA в Корее, частично в Китае, но, видимо, там востребованность этой технологии больше, чем на постсоветском пространстве. Я думаю, что и в будущем CDMA будет таким нишевым игроком.
— Вы планируете развивать
— Думаю, что вопрос платежей — это вопрос будущего. Чтобы такую услугу вводить, нужно быть уверенным, что она востребована на рынке, для этого необходимо проводить исследования. Сложилось такое ощущение, что не всегда абоненты знают о тех услугах, которые мы предлагаем, и, к сожалению, мы не всегда знаем о потребностях клиентов. Здесь должен быть взаимный процесс. Может быть, через два года программы платежей через телефон будут реализованы.
Основные сервисы, такие как передача данных, переадресация вызовов, внедрены у всех операторов, и абоненты ими активно пользуются. Но есть специальные услуги, в том числе и для корпоративных клиентов, над которыми мы работаем. Планируем внедрить мобильную электронную почту — это очень удобно, также ввести услугу Ring-Back Tonn, что у нашего конкурента называется Melofon, и еще несколько услуг, менее значимых, но удобных для абонента. Для массового сектора будет вводиться услуга «Баланс-трансферт», когда можно перечислять деньги на мобильник своим друзьям, родным и знакомым со своего телефона.
У нас уже есть льготный роуминг с российским Beeline. Плюс мы ввели так называемый Camel-роуминг с Россией и еще несколькими странами: Турцией, Арабскими Эмиратами, Германией и др. В эти страны наш абонент может выехать с любым балансом и пользоваться услугой роуминга. Например, приехать с двумя долларами в Россию, позвонить домой, сказав, что все хорошо, и тут же посмотреть, сколько у него осталось на счету денег в онлайн-режиме. Мы увеличиваем количество таких партнеров, и думаю, что в ближайшем будущем у нас будет много стран, где действует эта услуга.
— Каковы ваши прогнозы по развитию рынка?
— Тенденция 2006 года показала, что в Казахстане идет очень активный рост рынка, и особенно массового рынка. При этом все больше становится корпоративных клиентов — все это взаимосвязано с ростом экономики Казахстана и с увеличением зон покрытия. Этот бурный рост стал тенденцией, которая, на наш взгляд, продлится и в 2007 году, возможно, даже еще более ускорится, так как выходит третий оператор.
Кроме того, появляются новые услуги, которые абоненту становятся,
Комментарии