Следите за новостями

Цифра дня

Ветроэлектростанцию на 100 мВт построят в Туркестанской области

    Дело за малым?

    Интернет-торговля в Казахстане не может развиваться без соответствующей законодательной базы.

    30 сентября 2010 11:33, Василиса Тулеуова, Капитал.kz
    Рубрики: Интернет

    «Возможность для монетизации казахстанского интерент-рынка пока ограничена», — утверждает Константин Горожанкин, директор ОФ «Национальная Интернет-премия Award.kz». По оценке специалиста, в данной отрасли большую роль играют несколько факторов: степень доступности интернета, вопрос доверия интернет-покупателей к магазинам, наличие удобных средств платежей, законодательная база электронных покупок и наличие удобных и недорогих способов доставки товара до покупателя.

    В настоящее время в Казахстане только около 70 «живых» интернет-магазинов, в том числе такие крупные, как Air-Astana, «Казахстан Темир Жолы». В ближайший год планируется выход на рынок e-коммерции таких крупных игроков, как Beeline, гостиничные сети и e-government (налоги, справки и пр.).

    Крупнейший мерчант рынка Air-Astana (3 млн. пассажиров в год), запустил проект e-коммерции в 2007 году, сейчас ежегодно число продаж через интернет растет на 50%. По оценке г-на Горожанкина, на сегодняшний день потенциальная аудитория интернета (без учета уровня компьютеризации) составляет 7,2 млн. человек. Реальная аудитория составляет 31% от потенциальной. Одновременно с этим, по данным IDC Central Europe GmbH, количество установленных компьютеров в Казахстане в 2009 году составляло 1,8 млн., что ниже количества реальных пользователей почти в 2 раза, и в 4,5 раз ниже количества потенциальных пользователей интернета. Данный показатель, по мнению г-на Горожанкина, должен нацелить правительство на продолжение линии по снижению стоимости и увеличению скорости интернета, а также на законодательные инициативы по снижению таможенных пошлин на персональное компьютерное оборудование.

    В то же время, по словам г-на Горожанкина, к концу 2013 года, «если мы все вместе сделаем требующиеся от нас усилия и не будем сильно мешать рынку развиваться, объем e-коммерции будет составлять $4,9 млрд. (или 5,1%  от всего казахстанского рынка товаров и услуг, оцениваемого в $96,1 млрд.), его постоянными покупателями будут 5,2 млн. казахстанцев».

    Интернет является инновационной отраслью экономики, функционирующей по нестандартным для других отраслей принципам. В свете стратегической нацеленности страны на «инновации во всем» участники рынка интернет-услуг должны заботиться о развитии Казнета не только как информационного пространства, но и как площадки для ведения бизнеса, которая требует абсолютно других подходов к регулированию коммерческой деятельности.

    Однако на сегодня предпринимательство в глобальной сети — «е-коммерция»  — не имеет собственной нормативно-правовой базы. В уточнениях нуждаются и понятия «собственности» и «авторских прав» в Казнете, а также принципы регулирования доменных имен .kz, поскольку именно это обеспечит создателям-владельцам интернет-проектов безопасность их бизнеса.

    Интернет предоставляет множество новых возможностей для рекламы продукции и услуг как внутри Казахстана, так и на мировом рынке. Возможность осуществления торговых сделок в интернете кардинально меняет всю будущую коммерческую систему. Электронная коммерция — это не просто онлайн-магазин, а полноценный бизнес, со всеми присущими ему процессами и компонентами.

    На законодательном уровне следует решить и вопрос документации. Так, по словам Никиты Красулина, директора ТОО «Интернет-компания PS», возможность узаконить электронные счета-фактуры и акты о проделанной работе во многом поспособствует развитию интеренет-индустрии в РК.

    «Необходимо защищать интернет-бизнес: доменные имена как основу деятельности бизнеса, контент и любую информацию, размещаемую на ресурсах», — заявляет Игорь Лоскутов, директорТОО «Юр-Инфо» К примеру, весной этого года доменное имя первого казахстанского форума «Центр тяжести» (ЦТ) — www.ct.kz — было заблокировано в результате спора о праве собственности на него. Только благодаря усилиям создателей-владельцев ЦТ, ресурс удалось поддержать в работоспособности и сохранить 60% пользователей. Риски, подобные ситуации с ЦТ, существуют для всех без исключения владельцев Интернет-ресурсов.

    По словам Шавката Сабирова, президента ОЮЛ «Интернет ассоциация Казахстана» (ИАК), необходимо создать все условия для привлечения в Казнет инвесторов, формировать привлекательную и перспективную инновационную отрасль.

    Подписывайтесь на каналы Profit.kz в Facebook и Telegram.

    Комментарии