Казнет: виртуальные миллионеры
Интервью с президентом интернет-компании «Интереснет» Талгатом Шамиль об интернет-бизнесе в Казахстане.
В Казнете с каждым годом все больше и больше игроков. Однако казахстанский интернет-бизнес пока не может похвастаться большими доходами. Более того, многим молодым компаниям приходится подсчитывать огромные убытки.
Президент интернет-компании «Интереснет» Талгат Шамиль вложил в свой первый проект миллион долларов. Он вышел на рынок с новым интернет-справочником, нанял коллектив порядка 300 человек, открыл филиалы по Казахстану и… уже через четыре месяца вынужден был принять решение остановить работу — долги накапливались, а дохода не было никакого.
— Я стал анализировать и понял, что допустил массу ошибок, — говорит Талгат. — Я ведь финансист, и все, что знал в этой области, пытался перенести на интернет. Был абсолютно уверен в себе, не понимая, что интернет живет совсем по другим законам. Все изначально было сделано неверно, ошибки были по всем четырем «P» (product-продукт, place-место, price-цена, promotion-продвижение), да и сам продукт был изначально неправильно просчитан: я собрал туда все, что только можно было, в то время как сегодняшний пользователь предпочитает специализированные сайты, а не сборную «солянку». Кроме того, я сразу сделал платной регистрацию, чем отпугнул еще большее количество пользователей. В общем, проанализировав свои ошибки, я решил сделать проект
— Вас послушать, так отпадет все желание заниматься интернет-бизнесом…
— На самом деле я пытаюсь объяснить сложности, к которым люди должны быть готовы. Ко мне очень часто приходят разные люди за советом или с предложениями стать соинвесторами. Я слушаю их и понимаю, что они собираются идти тем же неверным путем, который мной уже был пройден. Но их не переубедишь. Для того чтобы в Казнете создать проект, который будет приносить миллионы, достаточно открыть рейтинг российских сайтов, выбрать проект, которого нет в Казахстане, и начинать действовать. Если у человека есть деньги, возможно, правильным будет нанять россиян для продвижения и разработки некоторых моментов. Все же у нас пока недостаточно опыта и практики. Но выходить на рынок обязательно нужно именно сейчас, пока он свободен. Развитие интернета происходит стремительно, уже через два года новым игрокам будет сложнее. Впрочем, не стоит пытаться занять нишу, которая уже захвачена россиянами. Например, в прошлом году появился проект hat.kz, который пытался конкурировать с mail.ru. У них была очень мощная рекламная кампания, в том числе в
— Вы агитируете людей вкладывать в интернет, но ведь придут ваши конкуренты, разве нет?
— У меня другое мнение. Чем больше игроков придет на рынок, тем быстрее он раскачается. Представим, что в Казахстане порядка 100 тысяч компаний, однако всего 200 из них сегодня дают рекламу в интернет. Это очень мало! Проблема в том, что отечественные компании не понимают преимущества рекламы в интернете.
— Объясните, почему россияне уже сидят на миллионах, а мы только начинаем считать доходы от интернет-бизнеса?
— В России на правительственном уровне идет агрессивное внедрение интернета. Недавно президент Дмитрий Медведев отчитывал нескольких губернаторов за то, что ими не проведен интернет в некоторые деревни. Те пытались объяснить: мол, это очень далеко и вообще не представляется возможным. Но Медведев дал жесткое указание — выполнить и доложить.
— Недавно мне предлагали вложить деньги в интернет-проект и убеждали, что при затратах максимум
— Вас ввели в заблуждение. Только на создание хорошего сайта может уйти
— Как, по вашему, изменится интернет-рынок в этом году?
— По некоторым оценкам, он увеличится втрое.
— Каким видом интернет-бизнеса лучше не заниматься?
— Сегодня самым сложным считается интернет-магазин. Казахстанцев пока сложно будет переубедить в удобстве покупок через интернет.
Справка
По данным Агентства РК по информатизации, число пользователей интернета в 2009 году составило 4,7 миллиона казахстанцев. Годом раньше их было всего 2,5 миллиона человек.
По оценкам аналитиков, объем интернет-рекламы в 2007 году составил один миллион долларов, в 2008 году — 3,5 миллиона, а в 2009 году суммарный объем рынка интернет-рекламы был около 5 миллионов долларов.
В 2009 году в Казнете появилось около 100 профессиональных коммерческих площадок.
Комментарии