Следите за новостями

Цифра дня

138 тыс. цифровых доверенностей оформлено через «Цифровой нотариат» с момента запуска

    «Электронное лицензирование» в действии

    О развитии государственной базы данных «Электронное лицензирование» в Казахстане.

    18 августа 2010 11:00, Айдар Казыбаев, Казахстанская Правда
    Рубрики: Общество

    Улучшение бизнес-климата в соответствии с Посланием Президента «Новое десятилетие — новый экономический подъем — новые возможности Казахстана» — задача базовая. В связи с этим Указом Главы государства от 19 марта текущего года утверждена Государственная программа по форсированному индустриально-инновационному развитию РК на 2010–2014 годы. Согласно ей планируется развивать сектора «экономики будущего» — информационные технологии, в частности электронные услуги и «е-правительство».

    Для обеспечения потребности бизнеса и населения, упрощения и оптимизации работы государственных органов будут созданы целевая архитектура e-gov, инфокоммуникационная инфраструктура для обмена информацией в рамках Таможенного союза, а также внедрены информационные системы «электронного лицензирования», нотариата и закупок.

    В Комитете торговли МЭРТ внедрена опытная эксплуатация государственной базы данных «е-лицензирование».

    В июле Президент подписал Закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам развития «электронного правительства». Основная цель документа — установление правовых норм, регулирующих оказание государственных услуг в электронной форме с применением ИС, а также оптимизация административных процедур, повышение качества и эффективности госуправления в этих вопросах.

    Казахстан — активный участник мировых интеграционных процессов. Поддерживая региональные экономические объединения в СНГ, необходимо активизировать и процессы вступления во Всемирную торговую организацию на условиях, отвечающих приоритетам экономического развития страны. Уже сейчас нашим предпринимателям важно правильно оценить появление новых возможностей.

    Как известно, в настоящее время на территории РК лицензируемой деятельностью занимаются 22 центральных госоргана и 288 их областных подразделений. Кроме того, существует 27 сфер в области лицензирования (промышленность, здравоохранение, образование и так далее).

    Комитет торговли МЭРТа осуществляет выдачу лицензий, разрешений на импорт отдельных видов товаров, в отношении которых инициируется процедура разбирательства и применяются тарифные квоты, а также на занятие деятельностью в сфере товарных бирж. Только в первом полугодии 2010-го комитет в соответствии с законами РК «О лицензировании», «О ратификации Соглашения о правилах лицензирования в сфере внешней торговли», «О товарных биржах» выдал более 150 видов разрешительных документов.

    Для автоматизации процессов лицензирования и обеспечения эффективного, прозрачного механизма информационного взаимодействия между госорганами — лицензиарами и бизнес-сообществом в нашем комитете совместно с АО «Национальные информационные технологии» внедрена в опытную эксплуатацию Государственная база данных «е-лицензирование».

    Это информационная система, предназначенная для автоматизированного сбора (ввода), обработки, актуализации, хранения и анализа сведений в сфере лицензирования видов предпринимательской деятельности и импорта/экспорта товаров. Ее основные функции — единый учет данных о выданных, приостановленных и отозванных лицензиях в РК и автоматизация процесса подачи заявлений на выдачу лицензий, отчетов, проверки данных о наличии лицензий.

    Учитывая постоянно растущий темп жизни и высокую занятость населения, на сегодня остро встает вопрос о создании этого вида электронных услуг. Постоянное снижение цен на предоставление услуг доступа к сети интернет способствует повышению информационной грамотности населения, что позволяет внедрять и эффективно использовать подобные решения на базе web-технологий.

    Введение подобной услуги позволит не только упростить и ускорить процесс получения государственных лицензий, но и исключить возможность коррупции за счет отсутствия личного общения граждан с сотрудниками уполномоченных органов. Кроме того, публикация на web-портале Системы нормативно-правовых документов и различных руководств позволит донести до граждан порядок получения лицензий и свести к минимуму количество неполных или неверно оформленных заявлений и будет способствовать снижению административных барьеров.

    В рамках проекта «е-лицензирование» будет создана ИС республиканского масштаба, мощность которой характеризуется автоматизацией бизнес-процессов или интеграцией существующих ИС, деятельности уполномоченных министерств, ведомств (включая территориальные подразделения), местных исполнительных органов по выдаче государственных лицензий, а также осуществлению контроля в сфере лицензирования.

    Если рассматривать международный опыт по внедрению «е-лицензирования», то, например, при помощи «электронного правительства» в Великобритании за три года рассчитывают сэкономить 400 млн. фунтов. Все больше англичан обращаются на правительственный сайт за госуслугами.

    По данным британских экспертов, которые давно уже занимаются этой темой, «е-правительство» в Соединенном Королевстве стало популярным только с третьей попытки. Создавать его начали еще в 1998 году. Но только в течение последних пяти лет эта программа более или менее успешно развивается. На данный момент только количество электронных госуслуг, как местных, так и федеральных, оказываемых в Англии, — 171.

    Сейчас Комитет торговли МЭРТа осуществляет прием заявлений как в бумажном, так и в электронном виде. Организациям, желающим получить лицензию на импорт отдельных видов товаров, а также на занятие деятельностью в сфере товарных бирж, необходимо предоставлять полный пакет документов (нотариально заверенные уставные документы, бумаги, подтверждающие соответствие квалификационным требованиям). Подавать заявление с отсканированными документами можно и через веб-портал«E-лицензирование».

    В свою очередь, выдача готовых лицензий будет также «дублироваться». Лицензиат получит лицензию на бумажном бланке и электронную, заверенную электронно-цифровой подписью председателя комитета, с нанесенным на нее бар-кодом.

    Удобство новой услуги заключается в том, что потенциальный лицензиат через портал может в любой момент узнать, на какой стадии рассмотрения находится его заявление — поступило ли оно в канцелярию, находится ли на столе у председателя, на рассмотрении экспертами отдела лицензирования или было принято решение о выдаче (отказе в выдаче) лицензии.

    Подписывайтесь на каналы Profit.kz в Facebook и Telegram.

    Комментарии