Кто возьмет www-миллион?
Инвестиционная привлекательность Казнета сейчас основывается на двух факторах: быстром росте и низком уровне конкуренции.
Инвестиционная привлекательность Казнета сейчас основывается на двух факторах: быстром росте и низком уровне конкуренции.
Такого мнения придерживаются авторы исследования «Интернет в Казахстане», которое было презентовано на прошедшем в конце апреля в Алматы форуме «Развитие интернет-сферы в Центральной Азии InternetCA-2010».
Казахстанский сегмент интернета продолжает расти, причем как по количеству доменов и активных пользователей, так и доходам провайдеров. По данным Агентства РК по статистике, в
— Количество игроков велико, информационно-коммуникационный рынок Казахстана представлен большим числом как вторичных, так и первичных провайдеров, — считает один из авторов исследования директор студии «Аналитические ресурсы» Павел Грудницкий.
По его данным, на сегодня лицензии на этот вид деятельности выданы 391 компании. При этом 5 крупных игроков контролируют 90 проц. рынка, а лидером является «Казахтелеком», на долю которого приходится подключение 67 проц. пользователей. Доля интернет-провайдеров в общем доходе от услуг электрической связи выросла с 4 до 9 проц., а показатель ARPU (average revenue per user — средний доход от одного абонента) в
Интернет-магазины же, по мнению экспертов, находятся лишь в начале развития, что объясняется прежде всего низким уровнем спроса. Количество онлайн-магазинов, конечно, выросло: если в 2006 году интернет-обозреватель Александр Ляхов говорил о 20 магазинах, то сейчас каталог resurs.kz уже дает ссылки на 143 магазина разной направленности. Чаще всего это магазины компьютерной и оргтехники (17 проц.), на втором месте универсальные (13 проц.), 7 проц. предлагают одежду и аксессуары, 7 проц. — товары для здоровья, 6 проц. — книги. Кстати, сотовые телефоны, которые традиционно считают одним из наиболее ходовых товаров Всемирной паутины, пока продает лишь 1 проц. казахстанских интернет-магазинов. Успешнее других функционируют магазины, действующие не самостоятельно, а в качестве поддержки основного торгового бизнеса, отмечают специалисты.
— Лишь немногие онлайн-магазины имеют высокий уровень даже посещений, не говоря уже об уровне покупок. Данные статистики также показывают низкий уровень интереса казахстанцев к покупке товаров и услуг посредством интернета, — констатирует П. Грудницкий.
Вопросу зарабатывания денег в интернете сейчас уделяется особое внимание. По мнению основателя форума «Центр тяжести» Дмитрия Зимина, основная проблема большинства казахстанских сайтов кроется как раз в неумении зарабатывать деньги. Если доля населения, пользующегося интернетом, в России и Казахстане сопоставима, то зарабатывают наши онлайн-ресурсы в 10 раз меньше, считает он.
Всплеска электронной коммерции ожидали с преодолением 15-процентного уровня проникновения. Но, несмотря на то что ICT-marketing еще в начале года сообщило о 19,8 проц. количества пользователей Глобальной сети, интернет-магазины не стали появляться как грибы после дождя. Впрочем, большинство специалистов сходятся во мнении, что один из факторов, препятствующих развитию интернет-торговли, — отсутствие электронных денег. Закон об электронных деньгах уже поступил на рассмотрение в парламент, сообщила на форуме «Развитие интернет-сферы в Центральной Азии InternetCA-2010» депутат мажилиса Айгуль Соловьева. Она охарактеризовала проект закона как «интересный», сообщив, что один из пунктов предусматривает возможность работы с электронными деньгами только для банков второго уровня.— Но, увы, это неинтересно банкам в условиях пока небольшого рынка. В мире, кстати, есть опыт, когда с этим успешно справляются частные компании, — отметила А. Соловьева, призвав игроков интернет-рынка через депутатов передавать свои замечания и предложения.
Пока же интернет-магазинам приходится думать не о развитии, а скорее о выживании, говорят участники рынка. Среди основных проблем выделяют низкий уровень спроса, связанный с недоверием к казахстанским ресурсам, а также низкий уровень компьютерной грамотности. Замедляют развитие и недостаточный сервис, недоверие со стороны оптовых поставщиков и, как следствие, скудное предложение товара.
«Оценку доходов интернет-магазинов провести сложно, так как большинство из них только начали свою деятельность. Магазины «с историей» также зарабатывают сравнительно немного. Так, среднемесячный оборот магазина Flip.kz составляет около 3 млн тенге», говорится в исследовании «Интернет в Казахстане». — В настоящее время можно оценить объем рынка интернет-магазинов Казнета в размере
Впрочем, несмотря на существование разного рода препятствий и сложности, интернет-магазины рассматриваются как перспективное вложение средств именно сегодня, считают эксперты. В настоящее время эта ниша характеризуется как низким уровнем доходов, так и низким уровнем конкуренции. А потому есть все шансы предполагать, что развитие интернет-рынка изменит ситуацию уже в ближайшем будущем.
Комментарии