Недостаточно высокий уровень проникновения интернета и выбор пользователями российских ресурсов препятствуют развитию казахстанского контента и распространению коммерческих интернет-услуг
Тенденции и проблемы развития интернета в Казахстане.
В начале мая в Алматы состоялся форум «Развитие интернет-сферы в Центральной Азии InternetCA-2010», участники которого обсуждали основные тенденции и проблемы интернет-отрасли в регионе. Как показали оценки, касающиеся казахстанского интернет-пространства, несмотря на численный рост пользовательской аудитории, отмеченный в последние годы, все еще остается достаточно пробелов, касающихся вопросов законодательного регулирования данной сферы, развития интернет-бизнеса и казахскоязычного сегмента Всемирной паутины. В Казахстане, как и во многих других странах, уверены участники форума, возможности интернета пока недооценены как для государства, так и для бизнеса и населения в целом.
В частности, неоднозначные оценки вызывает и определенное влияние государства на развитие интернет-рынка, который в принципе должен являться конкурентной средой. В июле 2008 года при Национальном инфокоммуникационном холдинге «Зерде» было создано АО «Казконтент», в задачи которого входило развитие интернет-проектов, финансируемых за счет государственных средств. В начале прошлого года такие проекты увидели свет — первым стал видеохостинг kaztube.kz, затем громко анонсировался запуск бизнес-портала bnews.kz, и в адрес обоих проектов прозвучала критика со стороны экспертов. Последние сомневались в целесообразности привлечения госструктур и инвестирования государственных средств в создание подобных ресурсов, ведь, например, к моменту запуска kaztube.kz в Казахстане действовало два видеохостинга.
В 2007 году уровень проникновения интернета в нашей стране составлял 11%, или 1,6 млн. человек, год спустя вырос до 14%, а уже к концу прошлого года тогда еще Агентство по информатизации и связи озвучило цифру в 30%, или 4,7 млн. пользователей, основанную на отчетах операторов связи. Эти данные учитывали 1,2 млн. абонентов широкополосного доступа, 0,4 млн. абонентов коммутируемого доступа, а также 3,1 млн. абонентов мобильного доступа к интернету. Впрочем, данные ранее действовавшего регулирующего органа вызвали сомнение авторов презентованного на форуме исследования «Интернет в Казахстане», подготовленного международным центром журналистики MediaNet в партнерстве с Media Relations Group Медийным альянсом Казахстана, «Студией Аналитические ресурсы» при поддержке Фонда имени Конрада Аденауэра. Как полагают авторы исследования, абонентами мобильного интернета чаще всего становятся люди, относящиеся к одной из двух других категорий пользователей, и учитывать данный пользовательский сегмент в качестве отдельной строки статистики не совсем целесообразно. Зарубежные источники называют более скромные данные — по разным оценкам,
Как отмечают авторы отчета, казахстанский рынок представлен большим числом вторичных операторов, предоставляющих доступ к интернету, однако круг первичных провайдеров более узок; в их число входят компании «Нурсат», Ducat, Astel, 2Day Telecom; крупнейшем же оператором отечественного рынка является «Казахтелеком», в распоряжении которого находится инфраструктура волоконно-оптических линий связи. Провайдеры, являющиеся частными компаниями, выступают в основном как нишевые игроки — KazTransCom и Astel, в частности, обслуживают корпоративных клиентов, 2DayTelecom использует технологии беспроводного доступа. Однако, отмечают авторы исследования о тенденциях казахстанского интернета, обострение конкуренции и рост спроса подталкивают частные компании к расширению спектра услуг и внедрению новых технологий. Ducat, например, осенью прошлого года запустил технологию беспроводного доступа 4G/WiMax, а ТОО
Предложение ограничено
По мнению
К числу факторов, сдерживающих развитие казахстанского контента, следует отнести, с одной стороны, узость рынка — в Казахстане не так много населения в принципе, а прослойка интернет-пользователей в абсолютном выражении и в сравнении с той же Россией, где, по данным Internet World Stats, интернетом пользуется 32,3% населения, еще ниже. К ограниченным ресурсам рынка следует добавить такой сдерживающий фактор, как несовершенство правовой среды в области электронной коммерции, внедрения такого инструмента платежей в интернете, как «электронные деньги». Определенные рамки задают и характеристики интернет-аудитории. По данным аналитиков WebEverywhere, сегодня основная масса конечных частных пользователей в домовладениях — молодые люди в возрасте
Развитие казахстанского контента, считают авторы исследования, тормозится и вследствие того, что отечественный сегмент Всемирной паутины выступает в роли догоняющего - трудно вспомнить уникальные интернет-проекты и решения, которые превосходили бы по качеству российские аналоги. А учитывая широкую распространенность русского языка, можно предположить, что пользователь скорее обратится к привычным сайтам Рунета. Что касается казахскоязычного сегмента, то специалисты отмечают малочисленность аудитории потребителей контента на государственном языке (значительная часть людей, для которых казахский язык является родным, живет в сельской местности и либо не может позволить себе покупку компьютера и оплату счетов провайдеров, либо лишена доступа к интернету вообще), а также дефицит кадров, нехватку поддержки и финансирования казахскоязычных интернет-проектов со стороны государства. Тем не менее, в прошлом году специально для развития государственного языка Фондом Президента РК были созданы сайты Абай.kz, Мiнбер.kz, Замандас.kz. Как полагают специалисты, более активному развитию казахскоязычных интернет-ресурсов будет способствовать выделение специальных грантов для социально важных сайтов на казахском языке, активное стимулирование целевой аудитории к использованию технологий и, конечно, повышение электронной грамотности людей, живущих на селе.
В неравных условиях
Следует отметить, что в общем и в целом не слишком высокий уровень компьютерной грамотности населения нашей страны нельзя списывать со счетов, когда речь идет о факторах, сдерживающих развитие интернета. Не секрет, что доступ к Всемирной паутине пока по большей части остается прерогативой образованного городского населения: доля пользователей интернета среди горожан составляет 44%, при этом почти половина из них — 45% заходят в Сеть ежедневно. Между тем значительная часть казахстанцев проживает в сельской местности, где и доступ к интернету ограничен, и приобретение персонального компьютера зачастую остается непозволительной роскошью для семей. Шагом к ликвидации разрыва в уровне освоения компьютерных технологий должна была стать инициированная правительством «Программа снижения информационного неравенства на
«Мы предлагаем НПО и госорганом сотрудничество в решении вопроса цифрового неравенства и готовы инициировать ряд проектов в этой области. Одна из таких инициатив — это конкурс «Золотая паутина», организованный совместно с российским агентством развития информационного общества. Его целью является выявление лучших практик применения интернет-технологий, содействие развитию качественных интернет-проектов, поддержка лучших разработчиков в сфере интернет-технологий. Проект «Тимуровцы информационного общества» делает ставку на приобщение молодых людей к обучению представителей старшего поколения основам компьютерной грамотности, с помощью которых их родители, бабушки и дедушки могли бы общаться в Сети со знакомыми и получать необходимую информацию от госструктур посредством интернета, а не в результате длительного стояния в очередях. В этом проекте можно задействовать ресурсы, появившиеся в результате реализации программы снижения неравенства — компьютерные классы, интернет, проведенный в школы», — считает
Коммерческие услуги в Казнете: пора становления
В начальной стадии становления находится и казахстанский интернет-бизнес. Впрочем, полагает директор студии «Аналитические ресурсы» Павел Грудницкий, рынок таких интернет-услуг, как электронная коммерция, интернет-реклама, продажа доступа к контенту, вскоре станет основным растущим сегментом. Примерно такая же ситуация складывается на рынке мобильной связи, где после почти стопроцентного численного количественного насыщения операторы начали борьбу за абонентов посредством внедрения услуг с высокой добавленной стоимостью (VAS). «Казахстанский рынок интернет-услуг является «мелким», несмотря на большую разницу между реальными и потенциальными пользователями, и он будет расти быстро, но сравнительно недолго. Кроме того, уровень развития инноваций в Казахстане также находится в стадии становления, поэтому рынки копируют сценарии развития у более развитых стран, действуя по принципу внедрения новых для Казахстана услуг с последующей закупкой новых технологий, позволяющих расширить ранее освоенный рынок», — утверждает в исследовании, посвященном казахстанскому интернету,
Относительно новой для нашей страны является услуга интернет-банкинга. Впервые система онлайнового обслуживания была запущена в 2000 году, а сегодня практически все крупные банки предлагают услуги по дистанционному контролю состояния счетов и вкладов, оплате коммунальных и коммерческих услуг, по переводу денег с одного счета на другой. Согласно приведенным в исследовании данным компании Alexander & Partners, регулярными пользователями услуги являются всего 2,6% горожан, причем часть зарегистрированных клиентов лишь изредка пользуется данной услугой. В то же время сами банки констатируют рост платежей через систему интернет-банкинга, хотя, как отмечают авторы отчета, практически 90% платежей, осуществленных посредством данной системы, производятся через Казкоммерцбанк, БТА и НСБК. Согласно данным, озвученным в декабре прошлого года директором департамента информационных технологий Мухитом Инебековым, в системе Homebank было зарегистрировано около 240 тысяч клиентов, причем наиболее значительное расширение базы произошло в последние годы. «Система интернет-банкинга для физических лиц Homebank ведет свою историю с лета 2000 года. Первая версия Homebank располагала довольно ограниченными возможностями — клиенты могли увидеть движение по счетам и, например, оплатить мобильную связь. Но с тех пор система непрерывно развивалась. Мы уделяем большое внимание этому сервису, стараемся идти в ногу со временем и предоставлять клиентам самый современный сервис, базирующийся на лучших доступных технологиях. В 2002 году у нас было лишь 10 тысяч клиентов, в
Малоосвоенным казахстанцами видом услуг, распространенным в Сети, на сегодняшний день остаются и интернет-магазины — интерактивные
Несмотря на пока еще недостаточно высокий уровень развития интернет-торговли, эксперты делают вывод о перспективности вложений в этот вид бизнеса и о перспективности данного сегмента рынка интернет-услуг в целом. Ведь у интернет-магазинов есть существенные преимущества перед традиционными торговыми точками. В числе «плюсов» сетевой торговли эксперты отмечают отсутствие расходов на аренду, низкие административные издержки, возможность сокращения стоимости товаров за счет самовывоза клиентом, возможность сбыта продукции разного типа и разных марок в рамках одной сети. Если, согласно оценкам аналитиков, полноценное развитие рынка интернет-торговли начинается по достижении
Интернет и закон
По оценкам авторов исследования «Интернет в Казахстане», при сохранении ежегодного роста числа интернет-пользователей на уровне 34% рынок электронной коммерции достигнет требуемого для развития уровня в следующем году. Тогда же, предполагают эксперты, значительно увеличится количество интернет-магазинов, начнется борьба за покупателей, а борьба за ниши торговли в Сети начинается уже сегодня. В свою очередь, развитие интернет-магазинов поможет привлечь в Казнет новых пользователей при условии грамотной организации маркетинговой политики, расширения ассортимента и появления привлекательных ценовых предложений. В то же время развитие сегмента интернет-торговли потребует усовершенствования законодательства. В частности, в Казахстане до сих пор отсутствует юридическое определение понятия электронных денег, и в свете перспективных оценок рынка электронной коммерции решение данного вопроса не следует откладывать на отдаленное будущее. По мнению авторов исследования, необходимо законодательное усовершенствование еще целого ряда проблем. В частности, речь идет о сфере защиты прав интеллектуальной собственности, о вопросах правового регулирования интернет-пространства. Горячие споры вызвала казахстанская инициатива по регулированию интернета, предпринятая в прошлом году. Хотя зарубежный опыт показывает, что практика ограничения доступа к интернету во имя таких целей, как обеспечение прав интеллектуальной собственности, защита национальной безопасности, сохранения культурных и религиозных ценностей, защита детей от порнографии и эксплуатации предпринимается и в других государствах, большинство казахстанских пользователей высказались против регулирования интернета. Внесенные поправки, полагают они, поставят крест на развитии сетевой журналистики.
По мнению представителей общественных структур, законы в области регулирования интернета должны приниматься лишь в абсолютно неизбежных случаях и предусматривать лишь минимальные ограничения в отношении свободы выражения мнения и прав пользователей. Данные законы должны соответствовать принципам международных документов в области защиты прав человека. В свою очередь, эксперты рекомендуют повышать уровень доступности информации путем формирования заинтересованности и профессионализма госорганов, продвижения совершенствования механизма действующих сайтов по принципу ориентации на потребителя. Администраторам сайтов госорганов рекомендуется регулярно обновлять представленную на сайтах информацию, наполнять ее актуальным содержанием в виде законодательных, подзаконных актов, нормативно-правовых документов. Государственным органам также рекомендуется отказаться от применения в одностороннем порядке каких-либо механизмов фильтрации и от автоматического распространения на все интернет-ресурсы статуса СМИ.
Комментарии