Следите за новостями

Цифра дня

Ветроэлектростанцию на 100 мВт построят в Туркестанской области

    Недостаточно высокий уровень проникновения интернета и выбор пользователями российских ресурсов препятствуют развитию казахстанского контента и распространению коммерческих интернет-услуг

    Тенденции и проблемы развития интернета в Казахстане.

    8 мая 2010 13:18, Анна Шатерникова, Панорама
    Рубрики: Интернет

    В начале мая в Алматы состоялся форум «Развитие интернет-сферы в Центральной Азии InternetCA-2010», участники которого обсуждали основные тенденции и проблемы интернет-отрасли в регионе. Как показали оценки, касающиеся казахстанского интернет-пространства, несмотря на численный рост пользовательской аудитории, отмеченный в последние годы, все еще остается достаточно пробелов, касающихся вопросов законодательного регулирования данной сферы, развития интернет-бизнеса и казахскоязычного сегмента Всемирной паутины. В Казахстане, как и во многих других странах, уверены участники форума, возможности интернета пока недооценены как для государства, так и для бизнеса и населения в целом.

    В частности, неоднозначные оценки вызывает и определенное влияние государства на развитие интернет-рынка, который в принципе должен являться конкурентной средой. В июле 2008 года при Национальном инфокоммуникационном холдинге «Зерде» было создано АО «Казконтент», в задачи которого входило развитие интернет-проектов, финансируемых за счет государственных средств. В начале прошлого года такие проекты увидели свет — первым стал видеохостинг kaztube.kz, затем громко анонсировался запуск бизнес-портала bnews.kz, и в адрес обоих проектов прозвучала критика со стороны экспертов. Последние сомневались в целесообразности привлечения госструктур и инвестирования государственных средств в создание подобных ресурсов, ведь, например, к моменту запуска kaztube.kz в Казахстане действовало два видеохостинга. Во-вторых, вопросы вызывала непрозрачность расходования бюджетных средств, выделенных на реализацию интернет-проектов. «До тех пор, пока государство является одним из главных инвесторов, вложения бюджетных средств вызывают много вопросов. Зачастую сайты, на создание которых направляются бюджетные средства, имеют частные аналоги, которые, в свою очередь, не могут конкурировать с государственными инвестициями», — считает председатель Медийного альянса Казахстана Адиль Джалилов. И все же нынешняя политика государства в данной области, нашедшая выражение и в реализации концепции электронного правительства, в известной степени свидетельствует о том, что руководство страны поняло важность интернета и осознало то обстоятельство, что от его влияния на жизнь общества просто так не отмахнуться. Другое дело, что предложенные на государственном уровне стратегии не всегда оказываются работоспособными, а некоторые инициативы в юридической области и вовсе работают во вред развитию казахстанского сегмента Всемирной сети.

    В 2007 году уровень проникновения интернета в нашей стране составлял 11%, или 1,6 млн. человек, год спустя вырос до 14%, а уже к концу прошлого года тогда еще Агентство по информатизации и связи озвучило цифру в 30%, или 4,7 млн. пользователей, основанную на отчетах операторов связи. Эти данные учитывали 1,2 млн. абонентов широкополосного доступа, 0,4 млн. абонентов коммутируемого доступа, а также 3,1 млн. абонентов мобильного доступа к интернету. Впрочем, данные ранее действовавшего регулирующего органа вызвали сомнение авторов презентованного на форуме исследования «Интернет в Казахстане», подготовленного международным центром журналистики MediaNet в партнерстве с Media Relations Group Медийным альянсом Казахстана, «Студией Аналитические ресурсы» при поддержке Фонда имени Конрада Аденауэра. Как полагают авторы исследования, абонентами мобильного интернета чаще всего становятся люди, относящиеся к одной из двух других категорий пользователей, и учитывать данный пользовательский сегмент в качестве отдельной строки статистики не совсем целесообразно. Зарубежные источники называют более скромные данные — по разным оценкам, 1,5–1,9 млн. пользователей, но и эти источники признают высокие темпы интернетизации. «В последнее десятилетие в республике наблюдался экономический рост, соответственно, увеличились инвестиции в инфраструктуру, становился дешевле доступ в интернет, росло качество интернет-услуг. На фоне готовности населения, обладающего высоким образовательным уровнем, число людей, которые могут позволить себе качественный интернет, действительно выросло», — отмечает один из авторов исследования, исполнительный директор Центра по изучению конкурентоспособности Адиль Нурмаков.

    Как отмечают авторы отчета, казахстанский рынок представлен большим числом вторичных операторов, предоставляющих доступ к интернету, однако круг первичных провайдеров более узок; в их число входят компании «Нурсат», Ducat, Astel, 2Day Telecom; крупнейшем же оператором отечественного рынка является «Казахтелеком», в распоряжении которого находится инфраструктура волоконно-оптических линий связи. Провайдеры, являющиеся частными компаниями, выступают в основном как нишевые игроки — KazTransCom и Astel, в частности, обслуживают корпоративных клиентов, 2DayTelecom использует технологии беспроводного доступа. Однако, отмечают авторы исследования о тенденциях казахстанского интернета, обострение конкуренции и рост спроса подталкивают частные компании к расширению спектра услуг и внедрению новых технологий. Ducat, например, осенью прошлого года запустил технологию беспроводного доступа 4G/WiMax, а ТОО «КаР-Тел» с торговой маркой Beeline — технологию беспроводного доступа по протоколам HSDPA/UMTS в зоне действия сети компании. Данный оператор также инвестирует в создание независимой инфраструктуры ВОЛС, в том числе для подключения домохозяйств к интернету.

    Предложение ограничено

    По мнению г-на Нурмакова, именно национальный оператор должен проявлять интерес к развитию казахстанского контента, и «Казахтелеком», являющийся крупнейшим закупщиком трафика на внешнем канале, в последние годы действительно предпринимал шаги в этом направлении. Во-первых, оператор ввел льготные тарифы на доступ к отечественным ресурсам, увеличил скорость трафика и сделал бесплатным доступ на сайты, использующие хостинг «Казахтелекома». Во-вторых, компания начала проект по развитию технологической площадки для потенциальных контент-провайдеров в дата-центрах, открытых в Астане и Алматы, предусмотрев для стартап-проектов бесплатный хостинг на 100 Мб. И все же одна из проблем казахстанского сегмента Всемирной паутины, заключающаяся в доминировании российских ресурсов, к сожалению, по-прежнему остается на повестке дня. «Рост числа пользователей повысил интерес к созданию казахстанского контента, но по данным аналитических служб, у нас все-таки более популярны российские ресурсы: например, www.mail.ru, отнюдь не лучший сайт Рунета, у нас возглавляет топ-30 самых посещаемых сайтов. Ситуация усугубляется еще и тем, что в последнее время русскоязычные сервисы и контент приходят в Казахстан, осваивают наш рынок, за последний год несколько компаний решили открыть в Казахстане свой бизнес, например, »Яндекс«. И все же в последние два года подвижки в этой области наблюдаются: появляются компании, специализирующиеся на создании контента, развитии интернет-проектов, подходя к этому процессу с точки зрения бизнеса, создавая долгосрочные проекты, не ориентируясь на гранты, то есть на средства, которые могут закончиться», — комментирует ситуацию с казахстанским интернет-контентом г-н Нурмаков.

    К числу факторов, сдерживающих развитие казахстанского контента, следует отнести, с одной стороны, узость рынка — в Казахстане не так много населения в принципе, а прослойка интернет-пользователей в абсолютном выражении и в сравнении с той же Россией, где, по данным Internet World Stats, интернетом пользуется 32,3%  населения, еще ниже. К ограниченным ресурсам рынка следует добавить такой сдерживающий фактор, как несовершенство правовой среды в области электронной коммерции, внедрения такого инструмента платежей в интернете, как «электронные деньги». Определенные рамки задают и характеристики интернет-аудитории. По данным аналитиков WebEverywhere, сегодня основная масса конечных частных пользователей в домовладениях — молодые люди в возрасте 15–25 лет, более заинтересованные в развлекательном контенте - видео, торрент-трекеры, обмен файлами, и провайдеры просто-напросто не заинтересованы в разработке контента качественно иного уровня. И все же доминирование развлекательного контента в известной степени представляется болезнью роста — нынешние восемнадцатилетние пользователи вскоре повзрослеют и начнут проявлять интерес к более серьезным темам, у них появятся другие запросы.

    Развитие казахстанского контента, считают авторы исследования, тормозится и вследствие того, что отечественный сегмент Всемирной паутины выступает в роли догоняющего - трудно вспомнить уникальные интернет-проекты и решения, которые превосходили бы по качеству российские аналоги. А учитывая широкую распространенность русского языка, можно предположить, что пользователь скорее обратится к привычным сайтам Рунета. Что касается казахскоязычного сегмента, то специалисты отмечают малочисленность аудитории потребителей контента на государственном языке (значительная часть людей, для которых казахский язык является родным, живет в сельской местности и либо не может позволить себе покупку компьютера и оплату счетов провайдеров, либо лишена доступа к интернету вообще), а также дефицит кадров, нехватку поддержки и финансирования казахскоязычных интернет-проектов со стороны государства. Тем не менее, в прошлом году специально для развития государственного языка Фондом Президента РК были созданы сайты Абай.kz, Мiнбер.kz, Замандас.kz. Как полагают специалисты, более активному развитию казахскоязычных интернет-ресурсов будет способствовать выделение специальных грантов для социально важных сайтов на казахском языке, активное стимулирование целевой аудитории к использованию технологий и, конечно, повышение электронной грамотности людей, живущих на селе.

    В неравных условиях

    Следует отметить, что в общем и в целом не слишком высокий уровень компьютерной грамотности населения нашей страны нельзя списывать со счетов, когда речь идет о факторах, сдерживающих развитие интернета. Не секрет, что доступ к Всемирной паутине пока по большей части остается прерогативой образованного городского населения: доля пользователей интернета среди горожан составляет 44%, при этом почти половина из них — 45% заходят в Сеть ежедневно. Между тем значительная часть казахстанцев проживает в сельской местности, где и доступ к интернету ограничен, и приобретение персонального компьютера зачастую остается непозволительной роскошью для семей. Шагом к ликвидации разрыва в уровне освоения компьютерных технологий должна была стать инициированная правительством «Программа снижения информационного неравенства на 2007–2009 годы», на реализацию которой из бюджета было выделено $125 млн. Формально сроки реализации данной инициативы завершились, но, как отмечают эксперты, проблема цифрового неравенства сегодня едва ли менее актуальна, чем три года назад. «Согласно официальным итогам программы, работы по повышению компьютерной грамотности проведены, сертификаты получили свыше 1,5 млн. человек. В прошлом году финансирование программы не было подтверждено правительством, она фактически перестала проводиться, и сейчас работы по снижению информационного неравенства либо не ведутся, либо не афишируются», — отмечает генеральный директор Союза информационного развития Казахстана Вагиз Ситдиков. К тому же, утверждает он, фактически отсутствуют показатели эффективности работы правительства в этом направлении — открываются компьютерные классы, пункты общественного доступа к интернету, но статистика того, сколько людей воспользовались данной информацией, не ведется. По словам г-на Ситдикова, не отслеживается количество людей с ограниченными возможностями, прошедших обучение компьютерной грамотности. О достаточно высоком уровне информационного неравенства свидетельствуют и показатель уровня проникновения интернета, а также число зарегистрированных доменов — на пространстве Казнета зарегистрировано чуть больше 40 тысяч доменов (не все из которых действуют по факту), и хотя по этому показателю наша страна является региональным лидером, в Рунете, например, зарегистрировано свыше 2,5 млн. доменов.

    «Мы предлагаем НПО и госорганом сотрудничество в решении вопроса цифрового неравенства и готовы инициировать ряд проектов в этой области. Одна из таких инициатив — это конкурс «Золотая паутина», организованный совместно с российским агентством развития информационного общества. Его целью является выявление лучших практик применения интернет-технологий, содействие развитию качественных интернет-проектов, поддержка лучших разработчиков в сфере интернет-технологий. Проект «Тимуровцы информационного общества» делает ставку на приобщение молодых людей к обучению представителей старшего поколения основам компьютерной грамотности, с помощью которых их родители, бабушки и дедушки могли бы общаться в Сети со знакомыми и получать необходимую информацию от госструктур посредством интернета, а не в результате длительного стояния в очередях. В этом проекте можно задействовать ресурсы, появившиеся в результате реализации программы снижения неравенства — компьютерные классы, интернет, проведенный в школы», — считает г-н Ситдиков.

    Коммерческие услуги в Казнете: пора становления

    В начальной стадии становления находится и казахстанский интернет-бизнес. Впрочем, полагает директор студии «Аналитические ресурсы» Павел Грудницкий, рынок таких интернет-услуг, как электронная коммерция, интернет-реклама, продажа доступа к контенту, вскоре станет основным растущим сегментом. Примерно такая же ситуация складывается на рынке мобильной связи, где после почти стопроцентного численного количественного насыщения операторы начали борьбу за абонентов посредством внедрения услуг с высокой добавленной стоимостью (VAS). «Казахстанский рынок интернет-услуг является «мелким», несмотря на большую разницу между реальными и потенциальными пользователями, и он будет расти быстро, но сравнительно недолго. Кроме того, уровень развития инноваций в Казахстане также находится в стадии становления, поэтому рынки копируют сценарии развития у более развитых стран, действуя по принципу внедрения новых для Казахстана услуг с последующей закупкой новых технологий, позволяющих расширить ранее освоенный рынок», — утверждает в исследовании, посвященном казахстанскому интернету, г-н Грудницкий. Пока же казахстанские пользователи лишь начинают осваивать данную категорию услуг.

    Относительно новой для нашей страны является услуга интернет-банкинга. Впервые система онлайнового обслуживания была запущена в 2000 году, а сегодня практически все крупные банки предлагают услуги по дистанционному контролю состояния счетов и вкладов, оплате коммунальных и коммерческих услуг, по переводу денег с одного счета на другой. Согласно приведенным в исследовании данным компании Alexander & Partners, регулярными пользователями услуги являются всего 2,6%  горожан, причем часть зарегистрированных клиентов лишь изредка пользуется данной услугой. В то же время сами банки констатируют рост платежей через систему интернет-банкинга, хотя, как отмечают авторы отчета, практически 90% платежей, осуществленных посредством данной системы, производятся через Казкоммерцбанк, БТА и НСБК. Согласно данным, озвученным в декабре прошлого года директором департамента информационных технологий Мухитом Инебековым, в системе Homebank было зарегистрировано около 240 тысяч клиентов, причем наиболее значительное расширение базы произошло в последние годы. «Система интернет-банкинга для физических лиц Homebank ведет свою историю с лета 2000 года. Первая версия Homebank располагала довольно ограниченными возможностями — клиенты могли увидеть движение по счетам и, например, оплатить мобильную связь. Но с тех пор система непрерывно развивалась. Мы уделяем большое внимание этому сервису, стараемся идти в ногу со временем и предоставлять клиентам самый современный сервис, базирующийся на лучших доступных технологиях. В 2002 году у нас было лишь 10 тысяч клиентов, в 2004–05 годах их число увеличилось до 40 тысяч, а в 2006 году — до 100 тысяч. В 2010 году мы планируем перешагнуть 300-тысячный рубеж и считаем, что эта задача нам по силам. Вопрос о доле электронных платежей в общем объеме банковских услуг следует рассматривать в двух плоскостях — с точки зрения количества и суммы. Говоря о количественных показателях, можно отметить, что в Казкоммерцбанке 75% платежей проходят через систему интернет-банкинга. Тем не менее крупные платежи довольно часто осуществляются вручную, и по сумме платежей в электронном виде проходит 55–58%. Таким образом, потенциал для роста у нас есть, и мы видим два пути дальнейшего развития: во-первых, перевести на электронное обслуживание всех своих клиентов, а во-вторых, привлечь клиентов новых. Сегодня, когда все банки находятся примерно в равных экономических условиях, качественный интернет-банкинг является важным аргументом в борьбе за лояльность потребителя, и инвестиции в технологии могут стать нашим козырем», — отмечал г-н Инебеков. По мнению аналитиков, дальнейшее развитие интернет-банкинга помимо готовности к продвижению таких услуг со строны банковских институтов будет зависеть от уровня проникновения интернета, компьютерной и технической грамотности населения.

    Малоосвоенным казахстанцами видом услуг, распространенным в Сети, на сегодняшний день остаются и интернет-магазины — интерактивные веб-сайты, рекламирующие товары и услуги, принимающие заказы на покупку, предлагающие пользователю выбор варианта расчета и способа получения заказа, а также выписывающие счета на оплату. В настоящее время, отмечают авторы отчета, в силу малого количества и невысокого спроса точных данных об объемах бизнеса казахстанских интернет-магазинов нет; тем не менее специалисты отмечают рост их количества. Если в 2006 году их было около двух десятков, то сегодня, согласно данным портала www.resurs.kz, их число превысило 130. Таким образом, интернет-торговля в Казахстане делает первые шаги, переживая проблемы, характерные для периода становления. С одной стороны, значительная часть казахстанских пользователей не доверяет интернет-магазинам вообще и казахстанским интернет-магазинам, в частности. С другой стороны, продвижение новой услуги тормозят типичные для отечественного виртуального пространства проблемы, связанные с низким уровнем проникновения Интернета, высокой для довольно широкого круга населения стоимостью доступа и низким уровнем компьютерной грамотности. В то же время и сами ресурсы страдают «детскими» болезнями, выражающимися зачастую в слабом маркетинге, отсутствии профессиональных услуг по доставке, слабой логистической сети, скудости ассортимента. Согласно данным озвученного в исследовании интернета анализа портала www.resurs.kz, большая часть отечественных интернет-магазинов (17%) специализируется на торговле компьютерами, комплектующими, оргтехникой, и это вполне логично, поскольку потребители данной группы товаров наиболее продвинуты в вопросах интернета и компьютерной грамотности. На второй строке рейтинга (13%) расположились универсальные интернет-магазины. В гораздо меньшем масштабе представлены в сети магазины, специализирующиеся на продаже одежды, продуктов, товаров для красоты и здоровья, книг, цветов, мебели, сотовых телефонов.

    Несмотря на пока еще недостаточно высокий уровень развития интернет-торговли, эксперты делают вывод о перспективности вложений в этот вид бизнеса и о перспективности данного сегмента рынка интернет-услуг в целом. Ведь у интернет-магазинов есть существенные преимущества перед традиционными торговыми точками. В числе «плюсов» сетевой торговли эксперты отмечают отсутствие расходов на аренду, низкие административные издержки, возможность сокращения стоимости товаров за счет самовывоза клиентом, возможность сбыта продукции разного типа и разных марок в рамках одной сети. Если, согласно оценкам аналитиков, полноценное развитие рынка интернет-торговли начинается по достижении 30-процентного уровня проникновения интернета, то рынок рекламы в Сети начинает развиваться после того, как доступ в интернет получают как минимум 10% жителей страны. Исходя из данной статистики, Казнет должен переживать период активного развития сетевой рекламы, однако, по оценкам авторов исследования, этот сегмент тоже пока не развит — согласно данным на конец прошлого года, объем рекламы в Казнете оценивался в $5 млн., что составило около 1% затрат на рекламу на радио, прессу и телевидение. Одна из причин ограниченного рынка интернет-рекламы кроется опять же в невысоком уровне проникновения, хотя, как утверждают специалисты, пользовательская аудитория представляет интерес для развития данного сегмента рынка. Во-первых, большинство пользователей — люди образованные, имеющие средний или выше среднего уровень дохода, многие из них занимают руководящие позиции. Во-вторых, как отмечалось ранее, интернетом пользуются главным образом молодые люди, открытые инновациям и готовые без предубеждения, свойственного представителям старшего поколения, осваивать новые виды интернет-услуг. Принимая во внимание то обстоятельство, что и в дальнейшем казахстанская интернет-аудитория будет расширяться за счет людей молодых, а нынешний костяк пользовательской аудитории, повзрослев, обретет более высокий социальный статус и начнет получать высокую зарплату, перспективы рынка интернет-рекламы представляются довольно оптимистичными. Однако процесс развития рекламного рынка сдерживает низкий уровень пользования собственно казахстанскими ресурсами.

    Интернет и закон

    По оценкам авторов исследования «Интернет в Казахстане», при сохранении ежегодного роста числа интернет-пользователей на уровне 34% рынок электронной коммерции достигнет требуемого для развития уровня в следующем году. Тогда же, предполагают эксперты, значительно увеличится количество интернет-магазинов, начнется борьба за покупателей, а борьба за ниши торговли в Сети начинается уже сегодня. В свою очередь, развитие интернет-магазинов поможет привлечь в Казнет новых пользователей при условии грамотной организации маркетинговой политики, расширения ассортимента и появления привлекательных ценовых предложений. В то же время развитие сегмента интернет-торговли потребует усовершенствования законодательства. В частности, в Казахстане до сих пор отсутствует юридическое определение понятия электронных денег, и в свете перспективных оценок рынка электронной коммерции решение данного вопроса не следует откладывать на отдаленное будущее. По мнению авторов исследования, необходимо законодательное усовершенствование еще целого ряда проблем. В частности, речь идет о сфере защиты прав интеллектуальной собственности, о вопросах правового регулирования интернет-пространства. Горячие споры вызвала казахстанская инициатива по регулированию интернета, предпринятая в прошлом году. Хотя зарубежный опыт показывает, что практика ограничения доступа к интернету во имя таких целей, как обеспечение прав интеллектуальной собственности, защита национальной безопасности, сохранения культурных и религиозных ценностей, защита детей от порнографии и эксплуатации предпринимается и в других государствах, большинство казахстанских пользователей высказались против регулирования интернета. Внесенные поправки, полагают они, поставят крест на развитии сетевой журналистики.

    По мнению представителей общественных структур, законы в области регулирования интернета должны приниматься лишь в абсолютно неизбежных случаях и предусматривать лишь минимальные ограничения в отношении свободы выражения мнения и прав пользователей. Данные законы должны соответствовать принципам международных документов в области защиты прав человека. В свою очередь, эксперты рекомендуют повышать уровень доступности информации путем формирования заинтересованности и профессионализма госорганов, продвижения совершенствования механизма действующих сайтов по принципу ориентации на потребителя. Администраторам сайтов госорганов рекомендуется регулярно обновлять представленную на сайтах информацию, наполнять ее актуальным содержанием в виде законодательных, подзаконных актов, нормативно-правовых документов. Государственным органам также рекомендуется отказаться от применения в одностороннем порядке каких-либо механизмов фильтрации и от автоматического распространения на все интернет-ресурсы статуса СМИ.

    Подписывайтесь на каналы Profit.kz в Facebook и Telegram.

    Комментарии