Следите за новостями

Цифра дня

138 тыс. цифровых доверенностей оформлено через «Цифровой нотариат» с момента запуска

    Казнет-кормилец

    Проблемы развития Казнета.

    8 мая 2010 13:16, Ярослава Науменко, Новое поколение
    Рубрики: Интернет

    Казнет «заработал» в 2009 году 379 миллионов долларов. Однако если доходы от рекламы составили 5 миллионов долларов, а прибыль интернет-магазинов всего 84 тысячи, то из кармана налогоплательщиков на «электронный госзаказ» ушло почти 90 миллионов долларов… И по этим деньгам чиновники толком отчитаться так и не смогли. Такие данные были озвучены на форуме «Развитие интернет-сферы в Центральной Азии InternetCA-2010», который состоялся в Алматы.

    По крайней мере, нигде в Сети в свободном доступе вы не найдете подробные «сметы». Таким образом, информатизация страны стала очень удобной «кормушкой» для чиновников, что не может не беспокоить местное сообщество — эксперты считают многие госзаказы малоэффективными. Те IT-специалисты, кто знает ситуацию изнутри, скептически замечают, что из 90 миллионов долларов половина точно пошла на откаты.

    Действительно, интернет-портал стоимостью по полмиллиона долларов заинтересовал бы финансовую полицию в любой развитой стране мира. Никто не спорит, хорошее серверное оборудование весьма недешево, но и отдача должна быть от проектов соответствующая.

    Что же у нас? Скажем, запущенный год назад с подачи государства видеохостинг kaztube.kz (его рекламировали даже члены правительства) так и не стал местным аналогом популярного во всем мире youtube.com. А потратили на «казтьюб» 130 тысяч долларов… И это при том, что не дизайнер Артемий Лебедев наши сайты делает.

    Электронное правительство — актуальная, замечательная идея. Его создание действительно стоит больших денег. Однако кто из нас регулярно посещает государственные сайты? Наверняка 99 процентов казахстанцев заходят лишь изредка, да и то разве что жалобу премьер-министру в блог написать. Настолько неудобна система, начиная с интерфейса. А ведь так называемое «юзабилити» сайта (удобство использования) является одним из главных условий его существования. Если с сайтом трудно работать, посетители уходят и не возвращаются.

    Камшыбек Касымбеков, руководитель проектов компании Namba Media, в презентованном на форуме исследовании «Интернет в Казахстане» (подготовлено международным центром журналистики Medianet в партнерстве с несколькими НПО) подчеркивает, что электронное правительство — это не просто сайты и блоги министерств или документооборот. «Это огромный комплекс мероприятий, включающих решение инфраструктурных проблем, проблем с образованностью населения. Пока же электронное правительство — это статья, на которую можно тратить бесконечное количество бюджетных денег».

    Кстати, в докладе говорится, что гораздо важнее, наконец, узаконить в Казахстане «электронные деньги». Это удешевило бы микроплатежи в Сети и привлекло бы в Казнет тысячи активных покупателей. А то пока, чтобы закинуть деньги на яндекс-кошелек или web-money, приходится обращаться к посредникам, что удорожает покупки и оплату услуг.

    Кроме того, как показывают цифры, больше всего интернет в Казахстане посещает молодежь в возрасте от 15 до 25 лет. Если говорить об интернет-коммерции, то это не самая платежеспособная часть пользователей. Если экстраполировать российскую картину на казахстанские реалии (а это в целом можно сделать, взяв данные исследовательского холдинга «Ромир»), то окажется, что среди реальных покупателей преобладают люди старше 25 лет с высоким доходом, высшим образованием, жители столицы. Посетители, не совершающие покупок — это молодежь и лица со средним и низким уровнем дохода.

    Выводы таковы: для развития интернет-коммерции в Казнете нужно привлекать людей старшего возраста. Хотя какие-то рекомендации уже и давать-то боязно — завтра чиновники радостно разработают очередную неработающую программу, получат свои миллионные откаты, а «воз проблем» останется там, где стоял.

    У Казнета хватает «застарелых» проблем (несовершенство законодательства и прочее), которые озвучиваются на различных интернет-мероприятиях уже который год. Однако один из спикеров Бекнур Кисиков (главный редактор encyclopedia.kz) обратил внимание на новую угрозу — киберсквоттинг.

    «Киберсквоттинг — это приобретение доменных имен, созвучных с названиями известных компаний или просто с »дорогими« названиями с целью их дальнейшей перепродажи или размещения рекламы. Люди, практикующие такие действия, называются киберсквоттерами. Название произошло от слова »сквоттинг«, означающего самовольное поселение», — сообщает Википедия.

    — И компаниям приходится бороться, так как доменное имя — это товарный знак, его стоимость может доходить таким образом до 5–10 миллионов долларов, — сказал Бекнур Кисиков. — Сегодня в Казахстане нет четкого прописания, что делать с доменным именем.

    По словам спикера, у нас существует право на товарный знак, но его оформление требует много времени, нервов, денег.

    — Потому любой предприимчивый киберсквоттер может зарегистрировать свой товарный знак на мое доменное имя и забрать у меня домен, — говорит Бекнур Кисиков. — Очень много таких прецедентов, и сейчас мы наблюдаем конфликт вокруг форума «Центр тяжести»… Так, сейчас идет борьба с обладателем товарного знака. Это будет прецедентом для казахстанского законодательства и для Казнета. Это очень интересно вне зависимости от исхода. Поэтому хотелось бы, чтобы база данных по регистрации доменных имен и база данных казпатентной организации были взаимообогащаемы. Это избавит нас от вышеупомянутых судебных прецедентов в дальнейшем.

    Кстати, не нужно считать киберсквоттеров просто мелкими жуликами. Многие из них очень серьезно подходят к скупке доменов — ведь дело касается огромных денег. Так, корпоративные сквоттеры (которые продают имена компаниям) изучают рынок, возможности слияний и поглощений, чтобы в итоге сегодня зарегистрировать на себя сайт компании, которая появится только завтра.

    Подписывайтесь на каналы Profit.kz в Facebook и Telegram.

    Комментарии