Коннект с правительством
Обзор правительственных сайтов Казахстана.
Вот уже почти год как у казахстанцев появилась возможность виртуально общаться с правительством. Пока далеко не каждый второй и третий гражданин представляет, что это такое и как срабатывает.
Хотя под выражением «электронное правительство» подразумевается создание определенной коммуникативной инфраструктуры, позволяющей государственным органам и гражданам взаимодействовать с использованием новых информационных технологий. С его помощью можно достигнуть таких целей, как: предоставление правительственных услуг гражданам, увеличение доступа граждан к информации.
Чтобы понять на практике как работает похожая система в других странах, предлагаю рассмотреть в качестве примера е-правительства Франции и Америки.
Так во Франции начало работать виртуальное правительство (http://www.internet.gouv.f/) еще в 1998 году. Его цель — создать условия для общения населения и бизнеса с государственным аппаратом, обеспечив широкий доступ к новым технологиям. Правительство Франции полагает что, поскольку в настоящее время вся деятельность министерств находится на виду у пользователей интернета, это повышает ответственность и эффективность работы чиновников.
В настоящее время каждый человек по интересующей его проблеме может обратиться к чиновнику-профессионалу за квалифицированной консультацией. Так же в целях повышения правовой грамотности был создан ресурс Legifrance (http://www.legifrance.fr/) с бесплатным доступом к основным составляющим французского права, таким как: Конституция, коммерческого и конституционного права, и с недавнего времени — к решениям апелляционного суда.
В нашей стране нет пока такого государственного аналога, правда работает коммерческий портал Zakon.kz (http://www.zakon.kz/) по правовым вопросам, в перечне его услуг есть бесплатный доступ к Кодексам Республики Казахстан (http://www.zakon.kz/law/codex/).
А вот в США работа над электронным правительством (http://www.egov.gov/), Whitehouse.gov (http://www.whitehouse.gov/omb/egov/) проводится под лозунгом большей открытости и подотчетности правительства гражданам. Так граждане могут сами судить об эффективности работы правительственных учреждений, а не полагаться только на заявления руководителей, вышестоящих лиц и сообщения СМИ.
В качестве виртуальных видов коммуникации с е-правительством граждане США могут отправить электронное письмо чиновнику, подписаться на целевую рассылку, разместить сообщение на «доске объявлений», обсудить насущные проблемы в чате или на форуме. Согласно исследованию, проведенному одним из комитетов ООН в области e-government, первое место по темпам реализации идеи «электронного правительства» среди 190 стран международного сообщества заняли США (3,11 балла).
Далее следуют: Австралия (2,6), Новая Зеландия (2,59), Сингапур (2,58), Норвегия (2,55), Великобритания (2,52), Канада (2,52), Нидерланды (2,51), Дания (2,47) и Германия (2,46).
В Казахстане сайт e-правительства (http://www.e.gov.kz/) только начинает свою работу, но уже к 2009 году планируется перевести в электронный режим практически все государственные органы, оказывающие услуги населению.
Через два года будут внедрены 1200 услуг на портале электронного правительства, чтобы практически все функциональные обязанности «переставить» на «электронные рельсы».
Планируется, что уже в этом году в Казахстане «электронными» станут таможня, налоговые, статистические органы и государственные закупки.
В 2008 году предполагается интеграция с порталом таких систем, как «е-торговля», «е-образование», «е-здравоохранение», «е-гражданин», «е-госслужба», «е-правосудие» и «е-акиматы».
В данный момент на сайте электронного правительства размещена информация по трем основным блокам: «власть», «граждане», «бизнес» и «иностранцы». Большая часть материалов несет в себе информативный характер (выписки из законов, правила, формы заявлений, базы данных и т.д.) например, о регистрации ребенка с перечнем документов для получения пособия (http://www.e.gov.kz/ETestWebPrj/main.portal?_nfpb=true&_pageLabel=social_support_to_families_with_children#100/).
Так же есть полезные ссылки в разделе «трудоустройство», в списке привычных ресурсов поиска работы в kaznet-e указан и казахстанский банк резюме (www.staff.kz/).
Ну, а если кто-то решит подать заявление о нарушении прав человека, то можно узнать все подробности данной процедуры (http://www.e.gov.kz/ETestWebPrj/main.portal?_nfpb=true&_pageLabel=how_a_person_with_power_to_protect_human_rights_consider_complaints#100/) и написать письмо уполномоченному по правам человека.
А вот примеров обратной связи или методов общения, таких как «вопрос — ответ Minjust.kz (http://www.minjust.kz/site/index_rus.php?mod=gbook&lng=rus&year=2007/) в пространстве web-власти можно посчитать по пальцам, например, задать вопрос акиму Алматы (http://www.almaty.kz/page.php?page_id=29&lang=1/) или акиму Мангистауской области (http://www.mangystau.kz/rus/proj/first_fr.php?what=faq/).
Еще работает виртуальная приемная (http://www.pavlodar.kz/page.php?page_id=30&lang=1/) Павлодарской области.
Помимо сайта е-правительства Казахстана, полезная информация есть непосредственно на ресурсах государственных органов. Их можно найти на страницах электронных каталогов, где буквально по видам деятельности разбиты разделы с ссылками на конкретные министерства и ведомства Akorda.kz (http://www.akorda.kz/page.php?page_id=362&lang=1/), Catalog.extra.kz (http://catalog.extra.kz/default.aspx?subrb=ok&id=79/).
Пока система виртуального правительства только набирает обороты, но нельзя без внимания оставить ранее созданные государственными органами ресурсы.
В основном у каждого органа власти есть сайт. Так любой заинтересованный в праве посмотреть план законопроектных работ парламента (http://www.parlam.kz/bills.asp?Period=Current&ln=/), узнать подробную информацию о депутатах сената (http://www.parlam.kz/DepCase.asp?Palata=Sen&ln=), найти информацию как поступить на государственную службу (http://www.kyzmet.kz/?lang=ru&id_1=15/) и т.д.
Но есть ресурсы в виде визитной карточки ведомства — новости, относящиеся к данному органу власти, нормативно-правовые акты, цели, задачи учреждения. Procuror.kz (http://www.procuror.kz/), Emer.kz (http://www.emer.kz/), Sana.gov.kz (http://www.sana.gov.kz/), Агентство по информатизации и связи (http://www.aic.gov.kz/ru/default.asp/), Министерство финансов (http://mf.minfin.kz/index.php?lang=rus/).
На некоторых сайтах можно написать письмо в государственный орган, только не понятно, кто его получит Министерство финансов (http://mf.minfin.kz/index.php?act=feedback&lang=rus/), Mit.kz (http://www.mit.kz/index.php?p=email/).
У иных есть форумы (http://forum.edu.gov.kz/), к сожалению, только у единиц они активно функционирует Almaty.kz (http://www.almaty.kz/forum/).
Вот, пожалуй, это самое интересное о е-правительстве и виртуальных ресурсах по этой теме.
Комментарии