Резервное копирование, аварийное восстановление и облако
В отношении этих сервисов часто возникает путаница, так как на первый взгляд они нацелены на одинаковый результат — резервирование виртуальных серверов.
Многие компании пользуются услугами облачных сервис-провайдеров, потому что это удобно, безопасно и выгодно с финансовой точки зрения. Самой распространенной, но далеко не единственной такой услугой является, конечно же, аренда виртуальной инфраструктуры по модели IaaS. Среди чуть менее популярных сервисов можно отметить резервное копирование в облако (BaaS — Backup as a Service) и аварийное восстановление в облако (DRaaS — Disaster Recovery as a Service), которые в настоящее время активно набирают популярность.
В отношении этих сервисов часто возникает путаница, так как на первый взгляд они нацелены на одинаковый результат — резервирование виртуальных серверов. Это связано с тем, что технологии, применяемые в каждой из этих двух областей, могут быть использованы для того, чтобы обеспечить часть функций друг друга. Но в конечном итоге резервное копирование и аварийное восстановление — абсолютно разные решения, преследующие разные цели. В этой статье мы рассмотрим каждое из них подробно, а также попытаемся понять, в чем их сходство, а в чем различие.
Резервное копирование
Резервное копирование данных — это процесс создания копии информации для возможности ее восстановления в случае утери или повреждения. Чаще всего копирование происходит каждые сутки, но для отдельных типов данных, которые являются критичными для конкретной компании, периодичность такой операции может составлять и раз в час. Конечно, при этом значительно увеличится нагрузка на инфраструктуру. Процесс восстановления информации в случае аварии может быть очень длительным и зависит в первую очередь от объема данных, а также от примененной схемы резервирования.
Основными параметрами резервного копирования можно считать показатели RPO (Recovery Point Objective) и RTO (Recovery Time Objective). RPO — это момент времени, на который данные будут актуальны после восстановления, а RTO — это время, необходимое для восстановления этих данных.
Системы резервного копирования необходимы в любых компаниях, где есть критичные данные. Такими данными могут быть обычные файлы, операционные системы, почтовые ящики или даже виртуальные машины. Решения корпоративного уровня чаще всего являются комплексными и полностью перекрывают потребности компании, позволяя создавать автоматические сценарии с разной глубиной архива и параметрами. Таким образом, есть возможность восстановить информацию на любой момент времени хранения резервных копий, даже если удаление какого-либо файла было замечено не сразу.
В отличие от аварийного восстановления, системы резервного копирования не помогут быстро восстановить работоспособность сервисов, так как нацелены на обеспечение безопасности информации в случае утраты.
Аварийное восстановление
При возникновении инцидента, повлекшего за собой выход из строя целой инфраструктуры или какой-то ее части, восстановить работоспособность сервисов поможет система аварийного восстановления (DRS — Disaster Recovery System). Такие системы позволяют реплицировать виртуальные среды в реальном времени на географически удаленную площадку. При возникновении аварии виртуальные серверы просто запустятся и будут работать из другого места. Можно настроить работу системы таким образом, что показатели RPO будут нулевыми, а RTO — занимать считанные минуты, вне зависимости от количества виртуальных машин.
Таким образом, аварийное восстановление является решением, обеспечивающим минимальный простой сервисов, но никак не безопасность данных, в отличие от резервного копирования. При выходе из строя физического сервера оба варианта позволят восстановить данные, но в остальных случаях, например, если файлы были удалены пользователем, поможет только резервная копия. Ведь все изменения — порча или удаление информации — будут реплицированы на удаленную площадку, а аварийное восстановление в таких случаях окажется бесполезным.
Построение DRS необходимо компаниям, сервисы которых должны работать с минимальными простоями, а чаще всего 24/7/365. Само внедрение подобных решений является финансово- и трудозатратным, особенно при наличии большого парка критично важных виртуальных машин.
Заключение
Обращаясь к сервис-провайдеру за услугой BaaS или DRaaS, клиенты обычно хотят обезопасить свои виртуальные серверы от различных аварий и инцидентов. И, на первый взгляд, оба сервиса обеспечивают резервирование виртуальных машин. Но при ближайшем рассмотрении становится ясно, что эти решения служат для совершенно разных целей. Резервное копирование — для защиты информации от утери вследствие любых аварий, а также для возможности восстановления данных на любой момент времени, предусмотренный в рамках бэкап-плана. Но при этом восстановление информации занимает долгое время, а при аварии глобального масштаба, такой как выход из строя всех серверов, это время может составлять дни и недели. Аварийное восстановление, наоборот, не гарантирует сохранность информации в большинстве аварий и предусматривает только одну копию данных. Однако в случае катастрофы гарантирует быстрое восстановление виртуальной инфраструктуры любого масштаба.