Предложат и доставят
Наиболее успешные виртуальные магазины в Казахстане — те, что создаются на базе магазинов реальных.
За год в Казнете открылось более 20 новых онлайн-магазинов. Наиболее успешные виртуальные магазины в Казахстане — те, что создаются на базе магазинов реальных.
С начала 2009 года в республике открылось более 20 интернет-магазинов, предлагающих посетителям самый разнообразный ассортимент товаров с доставкой на дом. Для сравнения: в предыдущие годы количество действующих интернет-магазинов не превышало десятка, причем функционировали они недолго и очень быстро закрывались. За прошедший год интернет-торговля вышла на качественно новый уровень: все магазины обзавелись терминалами оплаты или иными системами онлайн-платежей; структура и логика сайтов стала более удобной для покупателя, а значит, и более эффективной; ассортимент товаров расширился.
Одним из слагаемых успеха интернет-магазина является широкий ассортимент товаров либо уникальность предложения на рынке интернет-торговли. Большинство магазинов идут по пути расширения товарной линейки и становятся поставщиками продукции, которая уже достаточно успешно реализуется через интернет: компьютерной техники, аудио-,
Ценовая политика интернет-магазинов одной отрасли во многом схожа: для привлечения клиентов активно используются накопительные системы скидок, бесплатная доставка, а в связи с тем, что предлагаемые товары чаще всего представляют собой вполне популярные и распространенные марки, цены на товары в разных магазинах различаются незначительно. Когда интернет-магазин реализует оргтехнику или компьютерное оборудование распространенных марок, они поставляются с заводской гарантией. Таким образом, покупатель защищен от заводского брака.
Наиболее успешными интернет-магазинами в Казахстане стали те, что были созданы на базе уже существующих обычных магазинов. Так, более четырех лет существует hit.kz, торгующий лицензионными дисками и книгами. Большую популярность имеют disti.kz (на базе LogyCom) и shop.ww.kz (на базе карагандинской компании «Белый ветер»), продающие оргтехнику и компьютерное оборудование. Причина такой привязки виртуальных магазинов к магазинам реальным состоит во все еще недостаточной популярности интернет-покупок среди населения, что делает нецелесообразным организацию магазина только для интернет-аудитории.
В Казнете действуют несколько десятков интернет-магазинов, которые не имеют собственной материальной базы и выступают посредниками между крупными игроками офлайн-торговли и интернет-аудиторией. Такие проекты хоть и обладают всеми атрибутами полноценного интернет-магазина и предлагают весьма широкий ассортимент товаров, проигрывают конкурентам, торгующим собственным товаром, в скорости доставки. У магазинов, располагающих собственными складами, период доставки занимает от одного до пяти дней в зависимости от удаленности покупателя от ближайшего склада. Клиенты магазинов-посредников вынуждены ожидать доставку сначала до офиса продавца и только после этого — доставку до двери. Магазины-посредники, однако, имеют преимущество перед прямыми поставщиками товаров благодаря большей заинтересованности именно в продажах через интернет и зачастую предоставляют своим клиентам больше возможностей, чем интернет-аналоги обычных магазинов. Среди таких преимуществ можно назвать более глубокую продуманность логики сайта, а также возможность доставки в регионы.
Основной продукцией, представленной в отечественных интернет-магазинах, являются оргтехника, мобильные телефоны и компьютерное оборудование. Это товары, описание которых широко доступно в интернете и которые необязательно держать в руках перед покупкой. Был также опыт реализации через интернет продуктов общественного питания сетью магазинов GROS, но он оказался неудачным: такую продукцию люди привыкли покупать собственноручно в супермаркетах и придомных магазинах. Кроме того, обстановка на дорогах в городах все еще позволяет посещать продуктовые магазины самостоятельно. Важно помнить, что расцвет интернет-коммерции за рубежом связан, в частности, и с высокой плотностью населения — передвижение по городу занимает длительное время, что неприемлемо для большинства покупателей, привязанных в течение дня к рабочим местам. В таком случае гораздо удобнее совершить заказ не сходя с рабочего места, тем самым переложив заботу о доставке на продавца.
Основные клиенты интернет-магазинов — частные потребители. Ассортимент товаров, доступных через интернет, прямо пропорционален его распространению в стране, поскольку проникновение Глобальной сети в массы сродни проходимости торговой точки для обычного магазина. Индустрия интернет-торговли в Казахстане первые годы развивалась в отрыве от текущей популярности Сети в стране. Так, еще в эпоху интернет-карт, когда Всемирной паутиной пользовались только наиболее опытные владельцы компьютеров, несколько раз создавались интернет-магазины, не получившие популярности в связи с недостаточным количеством потенциальных покупателей (например, kupida.kz, sosklada.kz).
С распространением широкополосного доступа в Сеть и упрощением процедуры подключения количество интернет-пользователей в Казахстане увеличилось достаточно, чтобы отечественные интернет-магазины могли рассчитывать на необходимый для поддержания бизнеса уровень продаж. Кроме того, росту популярности онлайн-покупок способствует широкое распространение у населения платежных карт.
Комментарии