Это не фантазия — это «электронный акимат»
О плюсах внедрения электронного акимата в Алматы.
Каждый из нас рано или поздно сталкивается с необходимостью общения с государственными чиновниками. Необходимо получить какую-либо справку, лицензию или другой разрешительный документ.
Это не фантазия — это электронный акимат. Приходится отпрашиваться с работы, стоять в пробках на дорогах, а придя в учреждение, вдруг узнаете, что приемные часы завтра. На следующий день, повторив весь путь, вы выясняете, что у вас нет документа, который нужен в первую очередь для получения другого документа. Невезение. Но тут ваш взгляд падает на компьютер. Вот если бы можно было общаться с городскими властями, не выходя из дома. Оказывается, можно. Это не фантазия — это «электронное правительство», а на городском уровне — «электронный акимат».
Взгляд изнутри
«Электронный акимат» cостоит из трех основных модулей: правительство — правительству, правительство — бизнесу и правительство — гражданам. Включает онлайновый сервис для граждан и бизнеса на едином портале, электронный документооборот в правительственных и парламентских структурах. А также общую для разных городских структур базу данных для предотвращения дублирования информации и часто — закрытую специализированную информационную сеть (интранет) для внутриправительственных транзакций. Кроме того, разветвленную информационно-телекоммуникационную инфраструктуру.
Говоря об «электронном акимате», следует понимать, что прежде всего речь идет об информатизации управленческих процессов в органах государственной власти всех уровней, а также об информатизации межведомственных взаимоотношений, о создании компьютерных систем, способных поддерживать все функции взаимодействия этих органов с населением и бизнес-структурами.
На сегодняшний день сформирована информационная инфраструктура города с четко определенными источниками основных видов информации. Реализованы следующие основные компоненты «электронного акимата»: коммуникационная среда, обеспечивающая передачу данных, и Единая информационная система, обеспечивающая интеграцию ведомственных систем и межведомственное информационное взаимодействие.
Второй составляющей «электронного акимата» является
Almaty.kz. Информационное наполнение и обновление информации на портале осуществляется каждый день. С помощью этого сайта можно оперативно и просто решить вопрос, требующий взаимодействия с государственными органами, по интернету — 24 часа в сутки и 7 дней в неделю.
Еще одним, наверное, самым важным элементом «электронного акимата» являются люди, ради которых и создается «электронный акимат». И здесь видна еще одна важная функция «электронного акимата»: программа снижения информационного неравенства (СИН). Она нацелена на обучение горожан компьютерной грамотности. В основном это граждане старшего возраста и те, кто в силу своей деятельности не имеет отношения к компьютеру. Для этой категории организуются компьютерные классы, и желающие получают там навыки обращения с компьютером. Этой работой руководит акимат.
«Электронный акимат» предполагает оказание трех видов электронных услуг. Информационных — с организацией на порталах акиматов доступа ко всем разрозненным информационным ресурсам государственных органов и их регулярное обновление. Интерактивных — с организацией взаимодействия государственных органов с гражданами и бизнесом посредством сервисов, требующих двустороннего взаимодействия между поставщиком и потребителем государственной услуги. И транзакционных — с реализацией обработки транзакций, решением проблем оплаты услуг и безопасности работы.
Возьмите электронный бланк
Основным инструментом электронного общения для рядовых граждан, бизнесменов и чиновников является сайт. Это такое же средство информации, как газета или телеканал. На нем любой желающий может узнать алматинские новости, познакомиться со структурой акимата, поинтересоваться программами развития мегаполиса. Здесь же можно прочесть распоряжения акима города, узнать о нововведениях в деятельности тех или иных государственных органов.
И наконец, чтобы получить конкретные услуги, нужно просто зайти в раздел сайта, который так и называется: «Электронные услуги». Навигация по разделу простая и удобная. Электронные услуги сгруппированы по направлениям деятельности акимата: здоровье, образование, труд, культура, экология, правопорядок, экономика и многое другое.
В этом году на сайте в разделе «Электронные услуги» добавлен новый пункт. Это центры обслуживания населения (ЦОНы). Сайт дает гражданам информацию о том, в какой ЦОН им нужно обратиться, какие услуги оказывает эта организация, к какому окошку надо подойти и какие заполнить документы. Здесь же можно узнать о стандартах государственных услуг. Это поможет пользователям сайта быть подготовленными к походу в государственное учреждение.
Зачастую бывает и так, что человек приходит в то или иное ведомство, а там на всех не хватает бланков. Поэтому на сайте, кроме информации о стандартах оказания государственных услуг, есть бланки, которые можно заполнить в электронном виде и скачать. Чтобы не было ошибок в заполнении, тут же приводятся образцы заполнения документов.
Есть вопросы — задавайте…
Следующий этап развития «электронного акимата» — это взаимодействие по схеме «вопрос — ответ». То, что называется интерактивными услугами. Любой человек может зайти на сайт городского акимата, зарегистрироваться и задать вопрос акиму или чиновникам любого городского управления и ранга. Если раньше эти вопросы отправлялись на электронные ящики управлений, то в этом году они фиксируются в системе документооборота акимата.
Это обязывает чиновников в обязательном порядке отвечать на вопросы.
Одной из самых посещаемых на сайте является интерактивная рубрика «Вопрос акиму». Тысячи алматинцев получают ответы на свои письма, адресованные акиму Алматы Ахметжану Есимову через сайт. В отдельные дни на эту рубрику приходит более сотни обращений.
Кроме того, по мере развития электронного обеспечения возникает возможность применения таких интерактивных услуг, как регистрация заявлений. Допустим, городское управление экономики и бюджетного планирования занимается выдачей лицензий на виды деятельности. На сайте любой желающий может пройти предварительную регистрацию. Это удобно и экономит время.
Также горожане, подавшие заявление на регистрацию, могут на сайте узнать его дальнейшую судьбу: рассматривается ли оно или в регистрации отказано. На сайте акимата в разделе «Медицинская справка» можно найти сведения о медицинских услугах и лекарственных препаратах. Там дано описание препаратов, указана цена на них. Есть и адреса аптек, где продаются лекарства.
Единая точка входа
Автовладельцам городской сайт может значительно облегчить жизнь. В разделе «Правопорядок» можно увидеть информацию о нарушении правил дорожного движения.
Достаточно ввести госномер транспортного средства или данные техпаспорта и можно узнать, нарушали ли вы скоростной режим на тех городских улицах, где установлены специальные камеры. Кроме того, все желающие могут узнать на сайте информацию, касающуюся ипотечного жилья. Здесь же можно просмотреть текущую очередь в рамках программы реализации жилья.
Следующий этап развития «электронного акимата» — это транзакционные услуги. На
Один из постулатов «электронного акимата» — это одно окно, или единая точка входа. Проще говоря, пользователь сайта может не регистрироваться в нескольких местах. Один раз зарегистрировавшись, он может взаимодействовать с «электронным акиматом».
В рамках утвержденной маслихатом программы развития «электронного правительства» сейчас идет дальнейшее развитие сайта и его сопровождение. Результат этой работы уже заметен. На сайте в настоящее время несколько десятков интерактивных услуг. Продолжение работы в этом направлении позволит планомерно развивать информатизацию государственных органов в Алматы и реализовывать задачи, поставленные в Государственной программе формирования «электронного правительства» в нашей стране.
Комментарии