Кризис как катализатор рынка систем безопасности
Состояние рынка информационной безопасности в период кризиса в Казахстане.
С началом кризиса и тотальным сокращением
Поскольку исследований казахстанского рынка информационной безопасности никто не проводил, в данном материале мы будем в основном обращаться к примерам и статистическим данным рынка России. Учитывая, что во многом наши рынки очень похожи, материал не теряет актуальности для казахстанского читателя. Впрочем, говоря о рынке информационной безопасности, вряд ли можно проецировать ситуацию в России на Казахстан традиционным способом «деления на десять» —
До осени 2008 года рынок ИБ длительное время оставался одним из самых быстроразвивающихся сегментов российского
По данным IDC, кризис также стал ощущаться в отрасли лишь в конце 2008 года. И тем не менее, аналитики ожидают, что корпорации будут экономить на своей информационной безопасности в последнюю очередь, поэтому ситуация в этом сегменте рынка будет более благоприятной, нежели в других сферах информационных технологий. «Поскольку цена утечки корпоративной и частной информации в последнее время значительно возросла, компании будут активно внедрять решения информационной безопасности, даже несмотря на кризис», — говорит аналитик IDC Петр Городецкий. Аналогичного мнения придерживается руководитель аналитического центра InfoWatch Илья Шабанов, который считает, что в период кризиса серьезно возрастает важность информационной безопасности для бизнеса, так как вырастает совокупная стоимость утечки или потери информации. «Например, в текущих условиях утечка важных данных может не просто подкосить финансовую устойчивость бизнеса, но и поставить под вопрос его существование в принципе. Наиболее грамотные управленцы это прекрасно понимают», — отмечает эксперт.
И хотя оценки емкости российского рынка безопасности сильно разнятся, участники и эксперты сходятся в одном — его падение не столь значительно, как в других секторах, а некоторые его сегменты продолжают показывать рост даже в кризис. Так, исполнительный директор форума «Технологии безопасности» Игорь Филоненко на одной из пресс-конференций в начале года отметил, что российский рынок технологий безопасности в 2008 году составил около $6 млрд. (правда, сюда вошли и инженерно-технические средства физической защиты, пожарная безопасность, антитеррор, радиоэлектроника, экипировка, средства индивидуальной защиты).
Если же говорить именно об информационной безопасности, то, по оценкам IDC, объем этого рынка в 2008 году составил $211 млн., что на 47% больше, чем годом ранее. Рост рынка не такой серьезный, как в
Компании, входящие в число лидеров рынка, отчитались о еще большем росте, чем средние показатели. Так, «Лаборатория Касперского», которой продажи в России приносят лишь 1/5 всей выручки, в 2008 году заработала на российском рынке на 80% больше, чем годом ранее. Конкурент «Касперского», словацкая фирма ESET, говорила о двукратном росте продаж. При этом показательно, что в 2008 году IDC зарегистрировала наибольшую активность в сегменте домашних пользователей, которые опередили по объему закупок как государственные структуры, так и бизнес. Именно эта категория клиентов, приобретающих антивирусы, почтовые фильтры, сетевые экраны, программы комплексной защиты, впервые вышла в лидеры в среднем по рынку. «Лаборатория Касперского» сообщала, что в 2008 году на корпорации пришлось лишь немногим больше половины российской выручки — 52%.
Также в исследовании LETA
В сфере же «социальной инженерии» важнейшим источником угроз стали социальные сети. Также к первоочередным проблемам прошедшего года авторы исследования относят ситуацию с распространением фальшивых кодеков и плагинов.
К настоящему времени фактически сложился и достиг зрелости криминальный рынок, связанный с информационными угрозами. Здесь уже появились стандартные товарные категории, схемы «монетизации» криминальных доходов, технологии получения платежей от пострадавших частных и корпоративных пользователей; в 2008 году наиболее распространенной стала схема платных sms. Эти факты были отмечены и в отчетах крупных международных компаний, таких как McAfee и Symantec.
Важной частью исследования является анализ состояния и прогноз развития важнейших средств технической защиты: антивирусов,
Самым быстрорастущим на российском рынке ИБ остается сегмент DLP (защита от утечек), который и в условиях кризиса будет расти на
Не получили ожидаемого развития системы комплексной безопасности, объединяющие в рамках унифицированного центра управления различные сочетания специализированных продуктов: межсетевых экранов, средств контроля политики доступа, криптозащиты, журналирования, антивирусной защиты и др. Вместе с тем, интерес к таким решениям сохраняется, особенно если они реализованы на аппаратном уровне (appliance). Можно ожидать, что через
И, конечно, примечательно, что именно в кризисный
21 мая в Алматы впервые состоялась конференция компании IDC, посвященная проблемам защиты информации, виртуализации и эффективности центров обработки данных. Тема алматинской конференции IDC IT Security как раз касалась непростой ситуации, порожденной экономическим кризисом. Комментируя ситуацию на отечественном рынке IT, глава представительства IDC в Казахстане Андрей Беклемишев отметил, что в 2008 году произошло небольшое падение, но в нынешнем году спад будет еще более значительным, и, по прогнозам компании, в 2009 году рынок окажется меньше, чем даже в 2005. В
Как отметили участники конференции, рынок IT будет востребован в любом случае, в связи с чем есть основания полагать, что отрасль будет развиваться, несмотря на рецессию. А компании, представляющие продукты по обеспечению безопасности, говорят о продолжающемся росте, хотя и констатируют снижение его темпов. По словам Гарри Кондакова из «Лаборатории Касперского», предприятия осознают важность инвестиций в безопасность: «Общий спад на рынке IT можно сравнить со средней температурой по больнице. Снижение, конечно, произошло, но в таких сегментах, как hardware, программное обеспечение, безопасность, наблюдаются свои тенденции. Кроме того, новые угрозы появляются ежедневно и ежесекундно, а от них нужно защищаться. В период кризиса мир не становится более безопасным, криминалитет активизируется, и отношение к этой области должно быть соответствующим». Результаты деятельности «Лаборатории Касперского» в первом квартале нынешнего годка показали, что у заказчиков есть понимание нюансов работы в кризисных условиях. «Спад есть в том плане, что мы перестали расти трехзначными цифрами и растем двухзначными. Нет никаких оснований полагать, что ситуация будет хуже, чем сейчас», — уверяет
Мнение о том, что рынок в области
В целом можно отметить значительное усиление активности в Казахстане российской «Доктор Веб», а с осени и «Лаборатории Касперского». Кроме того, в этом году укрепила свои позиции на казахстанском рынке и Symantec — в конце мая был открыт офис в Алматы, который отвечает за работу компании в Казахстане, странах Центральной Азии (Узбекистан, Кыргызстан) и Закавказья (Азербайджан). Рынок этого региона в силу своего бурного развития является стратегически важным для компании Symantec.
«Открытие офиса в Казахстане является очень важным этапом развития бизнеса компании. Это позволит более эффективно координировать работу с партнерами в регионе, проводить комплексную маркетинговую политику по продвижению решений Symantec, что, несомненно, приведет к росту бизнеса, — говорит Александр Якунин, менеджер по развитию бизнеса в Казахстане, Центральной Азии и Закавказье. — Кроме того, сам факт открытия офиса наглядно демонстрирует увеличение спроса на наши продукты и решения и, как следствие, укрепление позиций Symantec в регионе».
Пришли на рынок и новые игроки (у Symantec в регионе был представитель и до открытия офиса). Так, в апреле об открытии своего представительства в Казахстане объявила компания ESET, разработчик антивирусного ПО и решений в области компьютерной безопасности. А осенью на рынке официально обозначилась McAfee, проведя семинар по своим продуктам и поучаствовав в ряде партнерских мероприятий. Пока за Казахстан отвечает московский офис McAfee, но уже в ближайших планах компании выделение отдельной позиции ответственного за регион, а при развитии бизнеса и открытие локального офиса.
Комментарии