Новые времена
Интервью с директором по развитию бизнеса ТОО «GSM Казахстан» Нурланом Саргаскаевым о текущей ситуации на казахстанском рынке сотовой связи.
В ближайшие годы казахстанский рынок сотовой связи ждет усиление конкуренции и технологический рывок.
Стремительное развитие рынка сотовой связи подвело его близко к уровню насыщения. По данным Агентства Республики Казахстан по информатизации и связи (АИС), количество абонентов мобильной связи в Казахстане на конец сентября текущего года составило 15,7 млн. человек, что примерно равно численности населения страны. Большая часть рынка распределена между двумя операторами: ТОО «GSM Казахстан» (с торговыми марками Activ и K’Cell) имеет семь миллионов абонентов, а ТОО
Сложные абоненты
— Учитывая высокий уровень проникновения, можно ли уже говорить о насыщении рынка сотовой связи?
— Несмотря на статистические показатели, говорящие о том, что проникновение сотовой связи достигло в нашей стране 100%,
Мы не дошли еще до момента, когда естественный прирост абонентской базы прекратится, и основной задачей операторов будет удержание или перетягивание абонентов у конкурентов. Подобные перспективы видны на горизонте, но пока мы еще за пределами этой ситуации.
Сейчас K’Cell работает как над ростом абонентской базы, так и над укреплением лояльности абонентов. Возможно, часть нашего роста идет за счет перехода абонентов, но у нас нет информации о том, сколько таких пользователей в нашей сети и от какого оператора они отказались.
— Но вы, наверное, уже ведете
— На протяжении последних двух лет мы ощущаем усиление конкурентной борьбы на рынке. Поэтому коммерческая политика нашей компании сейчас направлена на то, чтобы быть оператором, понятным и предсказуемым для наших абонентов. Клиент должен понимать, что мы предпринимаем те или иные действия по вполне определенным причинам. И строим отношения с абонентом на основе честных и открытых взаимоотношений. Если мы запускаем новую акцию, то говорим, что это акция, а не новый тарифный план, что это предложение действует не повсеместно, а, например, на 191 направлении или что в
Кроме того, нужно правильно выстраивать систему абонентского обслуживания. Например, приходится отказываться от традиционных показателей удовлетворенности абонентов, основанных на количестве успешных дозвонов и среднего времени разговора с абонентом. Теперь абонент сам оценивает свой опыт общения с call-центром или фронт-офисом. Он получает
Если мы хотим, чтобы абоненты нас уважали, необходимо дать им понять, почувствовать, что и мы их уважаем. Абонент должен ощущать, что оператору не все равно. Если по
Мы запустили эту программу с ноября этого года, и уже видим, что процент ответов абонентов очень высокий — около 50% из них сейчас дают оценку действиям наших сотрудников.
Во всем мире операторы могут слушать, что говорят сотрудники клиентам. У нас это запрещено по закону, поэтому мы нашли другой способ, и, думаю, в скором времени это позволит серьезно улучшить качество работы нашей системы обслуживания абонентов.
— Действительно, в последние годы заметно усиление конкуренции на рынке сотовой связи. Какие шаги в рамках конкурентной борьбы вы считаете наиболее эффективными?
—
— А как меняются такие показатели, как ARPU (средняя выручка на одного пользователя)? Вы же привлекаете все менее доходных абонентов.
— Мы видим положительную тенденцию в объеме пользования услуг. Этот показатель вырос не менее чем на 35% за год. Когда оператор вводит новый тарифный пакет, снижающий стоимость услуг, он может иметь и некоторый рост доходов за счет предоставления большего объема услуг. И сейчас мы держим динамику ARPU стабильной и не допускаем падения этого показателя.
— Ваши новые тарифные пакеты предполагают балансировку тарифов или снижение цен?
— Если бы финансовая ситуация была более предсказуемой, мы могли бы смелее идти на введение новых тарифных планов. Сейчас мы вводим специальные тарифные предложения со специальной стоимостью в виде акций. На мой взгляд, сотовая связь является единственным видом услуг на территории Казахстана, на которые цены снижались в течение последних пяти лет в национальной валюте.
Спрос на сети
— Можно ли говорить о том, что операторы продолжат расширение сетей и охватят всех потенциальных абонентов?
— В Казахстане невозможно ожидать 100-процентного покрытия в силу географических особенностей. Ни один оператор без серьезной поддержки государства не сможет поддерживать базовые станции в рабочем состоянии повсеместно. И соответственно, нельзя ожидать 100-процентного проникновения. Мы сейчас поставили себе задачу покрыть все населенные пункты с населением от тысячи человек до конца 2012 года. Такое покрытие с учетом географии страны, с учетом большой удаленности многих поселков от центральных магистралей, энергетических линий и так далее — очень непростая задача. Чтобы довести сигнал до некоторых из таких населенных пунктов, придется задействовать спутниковый канал. Если, скажем, в поселке тысяча жителей и потенциальных пользователей из них — примерно 500 человек, то покрытие этого населенного пункта с использованием спутникового канала априори нерентабельно с точки зрения бизнеса.
Стоимость спутникового канала, обеспечение энергетики, сохранности оборудования и прочее будет стоить на порядок больше, чем могут принести абоненты. Эта разница ложится на оператора социальным обязательством, которое, кстати, не возмещается из того фонда универсальных услуг, основными плательщиками в который являются все операторы сотовой связи. Сейчас в нашей стране проникновение сотовой связи выше, чем фиксированной, и наши расходы в отдельных районах на покрытие выше, чем доходы. В связи с чем возникает справедливый вопрос: почему то, что мы делаем в сельских территориях, не является субъектом дотаций из этого фонда?
— Какие тенденции сейчас можно отметить на рынке?
— Растет объем использованных услуг, и это заставляет операторов планировать серьезные инвестиции в развитие сети (как в увеличение емкости, так и в расширение географического покрытия). На сегодняшний день еще немалая часть сельских районов находится вне зоны покрытия сетей операторов — это, как правило, населенные пункты с численностью жителей в районе тысячи человек. У нас есть определенные планы по покрытию этих населенных пунктов в ближайшем будущем.
— Какие услуги пользуются наибольшим спросом?
— Передача SMS остается примерно на прежнем уровне. Но очень хороший рост идет именно по передаче данных. Мы в этом году стали продавать в наших сетях
— Как вы считаете, будет ли объем неголосовых услуг расти и в следующем году?
— Пока трудно об этом говорить. Но одним из стимулов роста объемов передачи данных будет ввод 3G. Сейчас мобильная передача данных по технологии GPRS/EDGE — это доступ в интернет и, например, к корпоративной почте, там, где у вас нет других способов доступа (таких как
Будущее — завтра
— Похоже, что сейчас активизировалась работа по внедрению связи третьего поколения. Каковы ваши ожидания после общения с регулятором?
— Мы приветствуем последние инициативы со стороны премьер-министра Казахстана Карима Масимова и очень благодарны ему за то, что он услышал пожелания операторов и общественности о том, что необходимо как можно быстрее внедрять 3G в Казахстане.
Господин Масимов дал серьезные поручения как АИС, так и Министерству обороны по высвобождению частотного сектора. Сейчас идет очень конструктивная работа. В экспериментальных условиях выяснилось, что 3G особенно не мешает военным. Теоретически можно было еще 10 лет рассуждать о том, можно или нельзя запускать 3G в тех диапазонах, которые используются военными. Но благодаря поручениям премьер-министра и последующим тестовым испытаниям, мы и регулятор увидели нормальную совместимость частот. Это позволило высвободить весь диапазон, необходимый для 3G, а не засовывать трех операторов в узкий спектр. И сейчас мы ожидаем, что казахстанские операторы получат необходимые частоты для разворачивания качественной высокоскоростной сети 3G.
— В Агентстве Республики Казахстан по информатизации и связи говорят, что лицензии на связь третьего поколения операторы, возможно, получат уже в декабре. Какие инвестиции и сроки потребуются для развертывания сети? Когда абоненты смогут воспользоваться новыми услугами?
— На сегодняшний день достаточно трудно оценить объем инвестиций, необходимых для того, чтобы развернуть сеть 3G в Казахстане, поскольку мы не получили лицензии на технологию 3G. Вместе с тем наша компания ресурсно полностью готова к внедрению сетей третьего поколения. В этом году мы уже сделали часть надстроек на существующее оборудование, чтобы можно было работать с сетью 3G. Сейчас нам необходимо поставить только базовые станции. Мы готовы начать внедрение в крупных городах немедленно по факту получения разрешения на частоты. Тогда мы сможем легально ввозить оборудование, поскольку законодательство РК запрещает ввозить и устанавливать оборудование до получения соответствующих частот.
По нашим данным, уже сейчас несколько сотен тысяч абонентов имеют на руках терминалы, совместимые с 3G. Им не нужно будет менять ни
— Будут ли в связи с этим изменения тарифов?
— Я думаю, существенных изменений в тарифной политике не произойдет. Тарифы в сети 3G будут на уровне текущих тарифов. В первую очередь, я думаю, будут анонсированы
— Вы сказали, что сейчас растет объем передачи данных в сотовых сетях. Можно ли ожидать скачка потребления этой услуги после запуска связи третьего поколения?
— 3G может быть и основной технологией доступа в интернет, поскольку эта технология дает скорости, которые не доступны в проводных технологиях, и она мобильна. При этом надежность услуги будет достаточно высокой. Это изменит отношение потребителей к интернету в сотовых сетях, и, вполне возможно, они в основном будут использовать услуги 3G. И можно будет ожидать существенно роста объема использования услуг передачи данных. Единственным ограничением будет то, что на сегодняшний день доминирующий оператор имеет самую развитую сеть оптоволоконных каналов связи и устанавливает тарифы. Сейчас такие сети пытаются развивать альтернативные операторы. И на данный момент остро стоит вопрос о том, сколько будет стоить интернет для самих интернет-провайдеров и операторов.
— Уже идут разговоры и о внедрении 4G в Казахстане. Каковы перспективы этой технологии?
— Мы проводили тестовые испытания 4G — все работает замечательно, скорости порядка 100 Мбит/с. Единственная проблема — абонентское устройство размером с небольшой холодильник. Пройдет еще некоторое время, прежде чем можно будет увидеть небольшие пользовательские терминалы. И еще некоторое время пройдет, прежде чем появится достаточный спектр различных абонентских устройств.
Мы готовы внедрять и 4G, вопрос в том, насколько будет готова сама технология для массового использования. Возможно, что первое время это будет
Наш основной владелец — скандинавский телекоммуникационный холдинг TeliaSonera — планирует запустить сеть 4G в коммерческую эксплуатацию уже в следующем году. Но и сети 3G тоже развивались. В свое время их запускали наиболее передовые операторы для того, чтобы производители конечных устройств могли
Сейчас TeliaSonera создает первую в мире сеть 4G, и это создаст предпосылки для будущего развития. Есть вероятность создания подобной тестовой сети в Казахстане.
Мы много раз говорили, что нет ни одной объективной причины, по которой Казахстан не может с точки зрения инфотелекоммуникационной инфраструктуры находиться на уровне Скандинавии, Японии или США. Здесь требуется только одно — прогрессивный подход со стороны всех заинтересованных участников рынка.
Комментарии