Петр Царенко, Market.kz: запуск приложения превзошел все наши ожидания
Интервью с руководителем проекта Market.kz Петром Царенко о развитии и продвижении проекта.
Объединенная компания «Колеса, Крыша, Маркет» — один из самых заметных и активных участников Казнета. Закрыв два года назад печатные версии изданий, компания сфокусировалась на цифровых проектах. Один из них, Market.kz, стал новым для компании. А недавно было запущено мобильное приложение «Маркет», для поддержки которого стартовала акция «Маркет Рулит». О том, как выиграть новый автомобиль, а также о планах Market.kz мы поговорили с руководителем проекта Петром Царенко.
— Петр, расскажите о проекте Market.kz — как он развивается и на что вы делаете основной упор?
— Основной упор сейчас делаем на мобильные приложения и на мобильную версию сайта. В двух словах нашу стратегию можно описать как «Mobile first», изначально предложенную компанией Google. То есть, все, что мы делаем, в первую очередь ориентировано на пользователей мобильных устройств.
Развивается «Маркет» хорошо. И особенно хорошо начал развиваться, когда мы запустили мобильные приложения пару месяцев назад. Мы предполагали, что после запуска аудитория десктоп-версии будет «перетекать» в приложения. Но этого не случилось. В большинстве своем, пользователи приложения — это новые пользователи Маркета, которые раньше ничего о нас не знали. Аудитория приложений максимально активна! Это видно и в количестве поданных объявлений, и в количестве совершенных звонков, и в количестве написанных сообщений. Честно признаюсь, результаты приложений, которых мы добились после запуска, превзошли все наши ожидания.
— То есть, в какой-то момент вы для себя поняли, что необходимо делать упор на «мобайл». Как вы это увидели? Где был сигнал?
— На самом деле это общемировой тренд. В США и в Европе пользователи начали брать в руки смартфон, отказываясь от компьютеров, несколько раньше. Соответственно, мы не сомневались: то же самое произойдет и в Казахстане. Так и случилось. Например, год назад на Маркете было около 30% мобильных пользователей. Сейчас — больше половины. И это, не считая приложений, — с ними эта цифра будет выше 70%. Рост мобильного трафика очень стремительный. По всем нашим проектам, не только по «Маркету». Мы были готовы к этому росту, поэтому разработали для наших пользователей сначала полноценную мобильную версию сайта, а теперь и мобильные приложения.
— Сегодня «Маркет» — это и сайт, и мобильное приложение. Какова их посещаемость и какая версия наиболее популярна?
— Сегодня «Маркет» — это 4 полноценных продукта: два приложения (для Андроид и iOS) и два сайта: один для ПК, а второй — для мобильных устройств. Самым популярным продуктом является мобильная версия Маркета, но мы видим рост приложений, и нет сомнений, что скоро распределение поменяется. За два месяца приложение Маркета установили более 300 тысяч человек. Это очень хороший показатель для Казахстана. И мы этим гордимся. Более того, в нашей категории и среди конкурентов у приложения «Маркет» самый высокий рейтинг. Это говорит о многом!
По посещаемости в ноябре перешагнули отметку в миллион уникальных пользователей в месяц. Активная аудитория приложений в ноябре — более 200 тысяч пользователей.
— А как вы видите дальнейшее развитие приложения? На что будете делать фокус?
— Естественно, мы добавим новый функционал. Не могу пока раскрыть все карты. Также будем делать наши приложения еще удобнее и проще, стабильнее и быстрее! Главная цель — чтобы пользователи полюбили Маркет так же, как любим его мы!
— Приложение — это постоянная работа, нужно всегда что-то дорабатывать, изменять. Но, с другой стороны, есть мнение, что в Казахстане трудно найти разработчиков мобильных приложений. Как вы решили эту проблему?
— Да, мы видим большую проблему с разработчиками. На рынке сложно найти хороших программистов с опытом работы. Поэтому мы устраиваем программы стажировок, привлекая ребят с минимальным опытом, но обладающих потенциалом. Как правило, через 2-3 месяца эти люди готовы браться за реальные задачи.
Недавно у нас прошла профессиональная конференция для мобильных разработчиков. Возможно, кто-то из них заинтересуется работой в нашей компании.
— Ваши коллеги упоминали о попытке изменить рынок. В чем она состоит?
— Могу рассказать о функционале, который мы недавно внедрили на «Маркете». Это возможность торга между продавцом и покупателем. Данный функционал немного меняет рынок, меняет модель поведения пользователей на сайте объявлений. То есть, теперь каждый покупатель может сам предложить цену на товар, а продавец будет решать, устраивает его эта цена или нет.
Получается, мы привнесли некоторую составляющую соцсетей в процесс продажи, и для Казахстана это актуально. Такая модель меняет подход и, что важно, продавцы в большинстве случаев готовы делать скидки. С запуском этого функционала активность пользователей внутри Маркета существенно выросла, они стали больше общаться, стало совершаться больше реальных сделок. Иными словами, мы взяли восточную традицию торговаться и перенесли ее в онлайн.
— Недавно вы запустили акцию по продвижению мобильного приложения Rulit.market.kz. Расскажите о ней.
— Условия акции очень просты — для участия необходимо установить приложение и подать из него 2 объявления. Затем нужно поделиться информацией об акции через социальные сети. Все это можно сделать минут за пять, и пользователь получает реальный шанс выиграть новую Toyota Corolla из салона!
Сейчас мы видим некую боязнь пользователей. Некоторые сомневаются в нашей честности, и это даже обидно. Но для нас доверие пользователей многократно дороже стоимости автомобиля. И приз, действительно, реальный, никаких обманов быть не может. Кстати, ни родственники, ни сотрудники не могут получить приз. Это запрещено правилами акции.
— Вы упомянули, что количество скачиваний приложения, измеряемое в 300 тысяч, это хороший результат для Казахстана. Как в целом казахстанские пользователи реагируют на казахстанские же мобильные приложения? Мы ведь прекрасно знаем, что их не много, да и уровень оставляет желать лучшего...
— Казахстанских мобильных приложений действительно немного, как и количества сайтов в Казнете и интересных интернет-проектов. Но, думаю, рынок дорастет, и таковые появятся в достаточном количестве. Это дело времени.
Ситуацию, которую мы видим на «Маркете», можно экстраполировать и на другие отрасли. Уверен, что растет доля мобильных пользователей при покупке билетов в кино, авиабилетов, товаров в интернете. Растет и мобильная аудитория у новостных порталов и социальных сетей. Поэтому, рост мобильной аудитории — это закономерность.
С другой стороны, у некоторых приложений есть проблема с концепцией — какое бы оно хорошее ни было, если оно не решает какую-либо проблему, то у него нет будущего. И наоборот, если решает — то светлое будущее ему обеспечено, оно будет популярным и пользоваться успехом.