Реклама в кармане
Участники рынка проявляют все больший интерес к мобильному маркетингу — но для успешного применения этого способа продвижения товаров компаниям нужно сначала приучить к нему рядовых пользователей сотовых телефонов.
Участники рынка проявляют все больший интерес к мобильному маркетингу. Но для успешного применения этого способа продвижения товаров компаниям нужно сначала приучить к нему рядовых пользователей сотовых телефонов.
Мобильный маркетинг часто путают с рассылкой рекламных сообщений через SMS. На самом деле это гораздо более широкое понятие, подразумевающее любые мероприятия, связанные с продвижением товаров и услуг с помощью мобильного телефона. Помимо текстовых сообщений можно использовать MMS, Bluetooth,
Интерес к продвижению товаров и услуг с помощью «соток» легко объяснить. По словам координатора проектов «НоваМедиа» Бибижамал Бекеновой: «Эффективность традиционных медиаканалов падает. Все рекламодатели предпочитают такие инструменты рекламы, как телевидение и радио, но отдача от них все меньше и меньше. И конечный потребитель все хуже воспринимает информацию, проходящую через эти каналы. Поэтому сейчас, особенно в период кризиса, мы говорим о том, что нужно больше нестандартных маркетинговых решений». Тем более что, по ее мнению, «сейчас медиаарена меняется, если раньше потребитель отдавал большее предпочтение телевидению, радио, наружной рекламе, печатным изданиям, то теперь он больше интересуется цифровыми медиаканалами — интернетом (блоги, игры, WAP), мобильными телефонами и тому подобным».
Но есть и факторы, тормозящие развитие рынка. Например, несовершенство казахстанского законодательства, которое иногда порождает сложности во взаимоотношениях агентств по мобильному маркетингу и операторов сотовой связи. Другой неблагоприятный фактор — «спамеры», которые портят имидж всем участникам рынка.
Код под крышкой
По словам коммерческого директора
Также мобильный маркетинг очень приглянулся компаниям из сектора FMCG. Здесь наиболее популярны простые рекламные акции, такие как «найди код под крышкой и отправь его на короткий номер».
«С помощью мобильного маркетинга можно оценить результативность акции. Вы можете определить, сколько людей участвовало, сколько купило товар. В случае, например, с рекламой по телевидению очень сложно оценить, сколько людей получили и усвоили эту информацию, — рассказывает
Заказчик акции может попросить, чтобы вместе с кодами, которые потребитель находит на товаре, он высылал также, например, свою дату рождения или город, где проживает. Таким образом, компания может собирать информацию о своих покупателях.
Импортный маркетинг
Объем рынка мобильного маркетинга в нашей стране можно оценить лишь приблизительно. «Можно предположить, что в доходах компаний сотовой связи доля мобильного маркетинга занимает от
При этом рынок все больше переходит под контроль иностранцев. По словам
Зато пришли иностранные игроки: россияне, турки. У них есть связи с головными офисами компаний-заказчиков, что дает им преимущество при работе в Казахстане.
Благодаря таким переменам к 2009 году на рынке обозначается несколько лидирующих игроков, таких как «дочка» турецкой Mobilera «НоваМедиа», казахстано-турецкий Tuan Tuan и казахстанский RGL Service. Остальным компаниям выживать становится сложнее, и многие из них сосредоточиваются на простой рассылке рекламных сообщений. Они часто вызывают негативную реакцию у пользователей услугами сотовой связью и попадают в разряд «спамеров».
Сложности спама
«Обязательным условием осуществления
Проблема в том, что база номеров абонентов с их письменным согласием получать рекламные предложения у рекламодателей встречается редко. Как правило, такую базу заказчик собирает, когда клиенты заполняют анкеты, приходя за покупками, иногда им в обмен предлагают какие-нибудь бонусы и подарки.
При этом на рынке существует ряд компаний, которые живут тем, что делают рассылки по принципу spam, не заботясь о согласии абонентов. Их услугами в основном пользуются компании малого и среднего бизнеса. Спамеры портят репутацию добропорядочных компаний, и в результате крупные игроки — и операторы сотовой связи, и потенциальные рекламодатели — теряют интерес к мобильному маркетингу.
Есть и другие проблемы. Иван Глущенко отмечает относительную молодость сотовой связи в Казахстане, следствием чего является низкая осведомленность населения о возможностях технологий сотовой связи, таких как SMS, WAP, MMS, Bluetooth и др., что снижает эффективность мобильного маркетинга. «По той же причине пока что не является возможным использование многих новых технологий, актуальных для мобильной рекламы: к примеру, live-screen media — приложение на
В Beeline отмечают другую сложность: казахстанские операторы сотовой связи существенно ограничены в возможностях применения инструментов мобильного маркетинга
Заинтересовать потребителя
Значительного спада в период кризиса основные участники рынка не почувствовали, поскольку у них есть постоянные клиенты. Основные участники рынка уверены в том, что мобильный маркетинг имеет в нашей стране хорошие перспективы. «Большинство рекламодателей используют традиционные каналы рекламы, но мы ожидаем, что уже в ближайшее время компании осознают преимущества мобильного маркетинга с точки зрения контроля вложенных финансов и логистики и начнут его использовать более активно», — говорит
Уровень проникновения сотовой связи в Казахстане достиг почти стопроцентной отметки. А каждый владелец сотового телефона — потенциальный участник акции мобильного маркетинга, потенциальный потребитель мобильной рекламы.
По словам Ивана Глущенко: «Пока не получили развития так называемые community-based portals — интерактивные сообщества в мобильном интернете, создаваемые брэндом по тематическому принципу и объединяющие заинтересованных потребителей, а также
Однако не все, кто занимается мобильным маркетингом, считают это направление деятельности перспективным. «Рынок мобильного маркетинга в Казахстане развивается слабыми темпами. Те надежды, которые компания «Алтел» возлагала на эту услугу в прошлом году, не оправдались. К этому надо добавить слабую заинтересованность самих рекламодателей в новом канале продвижения, — рассказывает
В
Комментарии