Электронное здравоохранение Казахстана
Интервью с экспертом рынка е-здравоохранения Виктором Абрамовым, директором по продажам InterSystems International Corporation, о внедрении ИТ-систем для здравоохранения в Казахстане.
На гребне волны активности компаний в Казахстане по электронному здравоохранению эта тема просто витала в воздухе и напрашивалась сама. Поэтому в одном из очередных рабочих визитов Москва-Алматы состоялась наша встреча с экспертом рынка Виктором Абрамовым, директором по продажам InterSystems International Corporation (американский производитель программного обеспечения).
— В чем, по вашему мнению, заключается концепция построения
— Главным в этом, как нам кажется, должно быть не построение обширных центральных хранилищ данных, куда собирается вся медицинская информация, а создание систем обмена медицинской информацией на базе интеграционных платформ или специализированных систем обмена. При этом вся «первичка» со всеми персонифицированными данными остается в медицинской информационной системе (МИС) лечебно-профилактической организации (ЛПО); центры обмена осуществляют организацию взаимодействия информационных систем и хранят всю необходимую нормативно-справочную информацию (НСИ), а в медицинских информационно-аналитических центрах (МИАЦ) и органах государственного управления (ОГУ) функционируют связанные с центрами обмена системы анализа и поддержки принятия решений. И главное: нельзя проводить информатизацию ради информатизации, основой любой
— Опыт каких стран можно было бы взять на вооружение нашей стране?
— Наиболее близок, по моему мнению, опыт Бразилии. Это тоже довольно большое по территории государство с региональным делением, его территория также неравномерно заселена, и там существуют схожие проблемы с качеством связи. В Бразилии строится система управления здравоохранением (на первом этапе создаются региональные системы, а затем — общенациональная), основанные именно на обмене медицинской информацией. Там опережающе, по отношению к построению системы управления для ОГУ, производится широкое внедрение МИС в ЛПО, что, на мой взгляд, и надо делать в Казахстане.
— Насколько зарекомендовали себя региональные и национальные «Электронные медицинские карты» (ЭМК) в России, мире? С какими сложностями может столкнуться Казахстан при внедрении таких программных платформ?
— Зарекомендовали себя замечательно, и в первую очередь они сильно помогают врачам в их повседневной деятельности. Помогают они и пациентам, и администрации ЛПО, и соответствующим должностным лицам в ОГУ.
В Российской Федерации МИС, позволяющие вести полноценные ЭМК, интегрированные с лабораторными информационными системами (ЛИС), с радиологическими и аптечными системами используются только в отдельных ЛПО, относящихся к некоторым наиболее продвинутым корпорациям (Газпром, ЗИЛ, Татнефть), ведомствам (МЧС, МВД) и регионам (ЯНАО, Астраханская область).
Здесь возможны сложности нескольких типов: финансовые, организационные, нормативные, технологические, архитектурные, функциональные, а также ошибки при разработке кода, внедрении системы, ее сопровождении.
Избежать таких ошибок можно, надо лишь внимательнее присматриваться к международному опыту. Собственно, Казахстан и начал это делать.
— Медицинский информационно-аналитический центр Астаны будет обеспечивать, в том числе, мониторинг ошибок программного обеспечения (ПО) и обновление ПО ЕИСЗ на объектах автоматизации. Какие ошибки, с точки зрения международного опыта аналогичных проектов, могут подстерегать в работе самого центра?
— МИАЦ не только Астаны, но и Алматы участвуют в опытной эксплуатации ЕИСЗ. В этом принимает участие ряд ЛПО и другие медицинские организации. Ошибки могут возникать из самого назначения МИАЦ — эти центры всегда занимались сбором и обработкой статистических данных, предназначенных для органов управления здравоохранением. Да и сами задачи второго этапа (как и первого) также больше статистические, ориентированные на ОГУ. МИАЦ Астаны и Алматы — это достаточно профессиональные команды специалистов, и мне хотелось бы предостеречь их от чрезмерного увлечения статистикой и аналитикой, но обратить внимание на то, что дает ЕИСЗ практикующим врачам, попытаться оценить изменение качества оказания медицинской помощи и уже на этой базе делать выводы о качестве ЕИСЗ и предлагать пути ее совершенствования.
— Проведение пилотной эксплуатации ЕИСЗ с 1 апреля 2009 года в Алматы и Астане преследует достижение, в том числе и цели совершенствования программного обеспечения ЕИСЗ. На ваш взгляд — взгляд производителя ПО, в чем заключается совершенство ПО ЕИСЗ?
— ЕИСЗ задумывалась более шести лет назад, использовавшиеся тогда подходы были достаточно новы и интересны. Но жесткость архитектуры, ориентация на
Совершенство ПО такого уровня — это в первую очередь совершенное программное обеспечение в ЛПО, в лабораториях, в диагностических центрах, аптеках и других медицинских организациях. Причем это ПО не обязательно должно быть одинаковым. Во вторую очередь — это наличие совершенных информационных систем сбора и анализа данных в МИАЦ, систем управленческого документооборота, ситуационных центров и систем поддержки принятия решений в ОГУ регионов и страны. В третью очередь — это районные, областные и республиканский центры обмена медицинской информацией с соответствующим четким и надежным распределением доступа.
Все это — элементы современной медицинской системы уровня региона и государства. Такие системы, как голландская, шведская, бразильская за счет наличия и согласованной работы всех перечисленных выше элементов становятся надежным инструментом для врачей, для оперативного сбора и анализа медицинской информации и для всесторонней поддержки принятия решений со стороны ОГУ.
— Что у нас есть… С одной стороны — внедрение долгосрочного инновационного проекта. С другой стороны — нелегкие условия существования здравоохранения в условиях кризиса даже с тем расчетом, что сейчас госбюджет сосредоточен в социальной сфере. Как можно сегодня уравновесить это противоречие?
— Возможно, это звучит парадоксально, но дело в том, что информатизация существенно сокращает затраты на здравоохранение. Чем она шире и глубже, тем выше качество оказываемых медицинских услуг и ниже их стоимость. Например, по опыту в России, внедрение в ЛПО полнофункциональной МИС с лабораторным и радиологическим модулями, (такой проект стоит от 1000000 до 5000000 евро) окупается уже через
Нам кажется, что сейчас для Казахстана важно выбрать несколько точек инновационной информатизации здравоохранения, опробовать на них наиболее передовые технологии и далее, используя их как примеры для подражания, постепенно расширять область информатизации. С другой стороны, модернизированная ЕИСЗ могла бы стать системой обмена медицинскими данными, системой хранения нормативно-справочной информации и обеспечения ею врачей, аналитиков и управленцев, системой обмена передовым лечебным опытом, системой управления здравоохранением.
— И последний вопрос… Каковы перспективы Казахстана в построении современной системы информатизации здравоохранения?
— Казахстан первым среди стран СНГ поставил перед собой задачу комплексной информатизации всей сферы здравоохранения, первым сформулировал соответствующую концепцию и первым начал практическое движение в этом направлении. Как любой первопроходец, Казахстан встретил ряд проблем, что естественно. Отрадно то, что эти проблемы здесь видят и стараются разрешить, в т.ч. с использованием международного опыта. Поэтому, нам кажется, перспективы есть и хорошие.
Комментарии